Термин «функциональная грамотность» введен в оборот в 1957 году Юнеско понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность в начальной школе.»
«Функциональная грамотность
в начальной школе»
Подготовила : учитель начальных классов
Солдатова Н.И.
Указ Президента РФ (май 2018):
• «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности…»
• «внедрение… новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».
Почему казалось бы частные вопросы образования обсуждаются Президентом?
Результаты международных исследований TIMSS – результаты по математике – 7 место, средний балл – 564.
Для сравнения: Сингапур – 618, Гонконг – 615, республика Корея – 608.
Основная школа – 33 место,
по естествознанию – 4 место – средний балл 567. Для сравнения: Сингапур – 590, Республика Корея – 589, Япония – 569
Основная школа – 30 место
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА : неправильное понимание учителем зависимости знаний- умений и развития .
Выготский Л.С. : «чем ребенок, которого мы научили читать, отличается от ребенка, который читать не умеет? ! – ничего не прибавляется в ребенке от того, что он научился читать. Это тот же самый ребенок, только умеющий читать!
ЗНАНИЯ – не самоцель обучения, а средство развития!
Основные недостатки современного начального образования:
трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез…;
не владеют смысловым чтением разных типов текстов;
низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде;
низкий уровень моделирующей деятельности
Причины такого состояния:
Недооценка статуса современного младшего школьника: может больше.
Ориентировка на освоение предметных знаний-умений.
Приоритет репродуктивных методов обучения.
Младший школьник – в «тисках» инструкций, образцов, без права на свое мнение и выбор.
Термин «функциональная грамотность» введен в оборот в 1957 году Юнеско понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Особенности понятия функциональной
грамотности (1957 г.):
– направленность на решение бытовых
проблем;
– основа – базовый уровень навыков
чтения и письма;
– достижение возможности решения
стандартных стереотипных задач;
– применяется в основном к взрослому
населению, которое нуждается в
формировании элементарной грамотности.
Ответим на вопрос:
«Может ли установленный в середине прошлого века уровень функциональной грамотности соответствовать требованиям к образованию современного человека в России и статуса ребенка XXI века?»
Особенности функциональной грамотности в современных условиях:
–целесообразный минимум образования , необходимый, во-первых, для успешного образования, а во-вторых, для повседневной жизни в социуме; в-третьих, для саморазвития;
–уровень любого, так называемого «массового» школьника , который определяется государством, обществом, социальными группами и запросами семьи;
–практическая направленность содержания . В этом случае знания – не приоритетная цель, а средство и условие ее достижения.
Функциональная грамотность как базовое образование личности:
• готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой,
• способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с ценностями социума;
• способность к успешной коммуникации, готовность сотрудничать, проявлять культуру общения; владеть диалогом;
• б) готовность целесообразно использовать языковые средства при создании устных и письменных текстов разного типа;
• в) потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее улучшению.
Проблемы формирования коммуникативной деятельности:
Отсутствие умений и навыков участия в диалоге:
а) разговор учителя с одним учеником);
б) не учим участвовать в диалоге – дополнять, высказывать свое мнение, в том числе и критическое, подавать реплику;
в) дети выполняют одни и те же роли: есть лидеры, которые ведут диалог, а есть «молчуны», которые пассивно участвуют в диалоге.
Упражнение на формирование диалога: 1.«Цепляющиеся реплики»
Петя: Один котенок спит, а другой?
-Оля: Один котенок спит, а другой играет. Один котенок играет, а другой ? …
2 . Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса : • Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы, одноклассника, друга, соседа.
Недостатки в создании текстов:
Главный недостаток – влияние образца. Дети практически его повторяют. Вместе с тем:
• Образец – только первый метод в обучении
• Любой текст – творческий процесс – это отказ от образца, а не следование ему.
В результате : любые тексты, созданные детьми, не отражают индивидуальность ребенка, его отношение к объекту; скованность в выборе средств.
а) Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о нем.
б) Повествование : констатация событий (пошли, нашли, встретили) без раскрытия динамики развития действия.
в) Рассуждение : раскрывают то, что знают. Не умеют доказывать приведенные положения, фактически не получается рассуждения как своеобразного типа текста.
Причины этого?1. Работаем главным образом на художественных текстах. Дети не понимают назначения инструкции, справки, аннотации…
2. Приоритет практических задач (ответ на вопрос «что делать?») нужно заменить на приоритет учебных задач (ответ на вопрос «как делать?»).
Это означает, что дети должны понимать алгоритм создания текста в соответствии с типом речи.
3. Творческая работа – прежде всего, импровизация, работа воображения. Отсюда: упражнения на поиск рифмы.
Это – способ развития выразительности речи. Чуковский К.И.: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».
4. Обратим внимание на роль и место образца в обучении:
• Образец должен уступить место деятельности учащихся по построению алгоритма решения учебной задачи.
• Образец используется в основном для сравнения результатов поисковой деятельности с объективной информацией (сверим с текстом учебника).
Такие изменения методики особенно важны для гуманитарного предмета!
5. Отказ от приоритета репродуктивного типа обучения
Репродуктивный тип обучения – опора на восприятие и память,
Три роли ученика:
«репродуктор»
«зритель»
«слушатель »
Поисково-исследовательский тип обучения – опора на логическое мышление и воображение
Роли ученика :
«исследователь
«логик»
«критик»
«аналитик»
Направленность методики на организацию поисково-исследовательской деятельности: • Учебный диалог с опорой на проблемную или воображаемую ситуацию;
• Ориентировка на условные обозначение – Вспомни: ты это уже знаешь
Обсудим вместе
Послушаем друг друга
Сделаем вывод
Информационная грамотность
осознание необходимости в расширении своего информационного поля,
способность ориентироваться в информационном потоке,