«Формированию регулятивных универсальных учебных действий».
«Формированию регулятивных универсальных учебных действий».
Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формированию регулятивных универсальных учебных действий».»
Мастер- класс на тему:«Формированию регулятивных универсальных учебных действий».
(Слайд 1)
Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Умение учиться формируется в учебной деятельности.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» обладает уникальными возможностями, которые позволяют обеспечить организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
(Слайд 2)
Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с элементами, методами и приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Начать урок можно с формирования положительной учебной мотивации.
Ты на обложку посмотри,
Найди на ней друзей,
Всё, что знакомо, назови,
И в путь пойдём скорей!
В учебнике введена внешняя интрига, герои которой Маша и Миша Ивановы сопровождают школьника на протяжении четырёх лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне решают те же задачи, но и вступают с ними содержательный диалог.
Для вступления в диалог использую следующий метод: «Знаю, умею, хочу».
(Слайд 3)
Уважаемые коллеги, давайте мы, тоже начнём мастер-класс с этого метода.
Предлагаю записать в таблицу, что вы уже знаете о регулятивных учебных действиях, что умеете и чему хотели бы научиться.
Данный метод позволит вспомнить, полученные ранее знания, учебные умения и позволит более четко определиться со своими образовательными целями.
- Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
- Итак, определимся с понятием « регулятивные действия».
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка»
У вас на столах лежат рабочие листы, на которых перечислены универсальные учебные действия. Вам необходимо выбрать из них только регулятивные учебные действия и структурировать их.
Поиск информации
2.Планирование
1.Целеполагание (принятие и сохранение цели)
Моделирование
4.Самооценка (рефлексия)
Анализ, синтез, сравнение
3.Самоконтроль
Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания. Он применяется при работе в парах, группах.
-И так, определимся с понятием, что такое «регулятивные учебные действия»
(Слайд 4)
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.
Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках литературного чтения в первом классе важно ввести понятие темы урока, дав доступное для этого возраста определение:
« У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить сегодня на уроке».
- Уважаемые коллеги, откройте учебник по обучению грамоте на странице 92 и сформулируйте тему урока. О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?
Тема учебного занятия: «Звуки Х, Х*. Буква Х, х».
( мы поговорим о новых звуках и новой букве)
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности
(Слайд 5)
Попробуем практически воплотить приём организации целеполагания, а точнее постановки цели данного урока на примере игры «Угадай букву?»
- Уважаемые коллеги, вспомним звуки и буквы, с которыми мы уже знакомы. (Не забывайте , что звуки Х, Х* и букву Ха мы ещё не знаем!!!)
б)простым карандашом буквы, которые не обозначают никакого звука;
в)синим карандашом буквы, которыми обозначены звонкие согласные;
г)зелёным карандашом буквы, которыми обозначены глухие согласные;
Выявление места и причины затруднения
- Где вы перестали действовать и начали думать?
-Появилась новая буква.
- Каких знаний не хватает?
- Не знаем какие звуки ею обозначены;
- Не знаем звонкие звуки или глухие;
- Какова цель нашего урока?
-Узнать новый звук и новую букву.
(составление плана, пункт 1 и 2)
Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие.
Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы:
«Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»
(Слайд6)
-Зачем нужно знакомиться с новыми звуками и буквой?
- научимся читать.
- Что сначала научимся читать?
- слоги
- Где и для чего пригодится умение читать слоги?
-Научимся читать слова с новой буквой.
(составление плана, пункты3 и 4)
-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов организации принятии цели был использован на этапе целеполагания?
(Слайд7)
(высказывания участников мастер-класса)
Таким образом, мы плавно от этапа целеполагания перешли к планированию.
(Слайд 8)
План графический. УМК «Перспективная начальная школа предоставляет возможность его быстро составить.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
(Слайд 9)
-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов планирования собственной учебной деятельности был использован на данном этапе?
(составление своего плана решения учебной задачи)
Выступления участников мастер-класса.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – самоконтроль и самооценка.
(Слайд 10)
- И так, определимся с понятием « самоконтроль».
- Для этого применим метод «Конструктор»
Цель метода:контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Он применяется при работе в парах.
Ха- весёлая подружка,
Озорная хохотушка.
(Слайд 11)
Сконструируйте букву из её элементов. Договоритесь в паре, кто будет конструировать большую букву, а кто – малую.
- Какие элементы понадобились для большой буквы Х (3-4), а какие для малой х (7-8)?
Проверьте правильность выполнения по ключу конструирования печатных букв.
- Какие элементы остались невостребованными(19-20, 16-17)?
- Где они нам понадобятся?
(на уроке письма)
Что касается действия самооценки, то она на прямую связана с действием самоконтроля.
(Слайд 12)
Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Особое внимание уделяю прогностической оценке.
Для этого использую следующие критерии:
«+» - знаю;
«-» - не знаю;
«?» - сомневаюсь;
(Слайд13)
Уважаемые коллеги, на примере игры «Угадай звук» проведём практикум по формированию прогностической самооценки.
Познакомьтесь с заданием, в котором нужно провести работу по дифференциации звуков х-х* по признаку твёрдости- мягкости (ненужное зачеркнуть). Оцените свои возможности в её выполнении: поставьте на полях знаки
«+» - знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, которые отражают прогностическую оценку ваших знаний. Начните выполнение работы.
Цель прогностической оценки: самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.
- Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, твёрдый звук х.
- Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, мягкий звук х*.
- Если вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у вас оценка адекватная, вы правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
К концу первого года обучения большая часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает и оценкой учителя.
Вывод:
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Вернусь к задачам мастер-класса. Смогла ли я помочь вам в организации деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий?
Для установления обратной связи применим метод «Синквейн».
(Слайд 14)
- Что формировали?
- Назовите существительное?
- действие
- Опишите: какое оно?
- регулятивное, новое, важное, нужное
- Какую функцию оно выполняет?
- организует, планирует, контролирует, оценивает
- Что формирует у младших школьников?
- Составьте фразу из четырёх слов.
- Формирует умение учиться самостоятельно.
- Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.