kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Одним из ключевых вопросов реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс»

Мастер – класс

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»


Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.


Задачи:

- показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока;

- отработать приёмы работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока.


Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 60 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов


Ход мастер-класса.


I этап. Вступление в контакт. (Слайд 1)


Добрый день, уважаемые коллеги!

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.


II этап. Актуальность проблемы.


Одним из ключевых вопросов реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные действия, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий. (Слайд 2)

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)


Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску). (Слайд 3)


Регулятивные УУД включают:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

III этап. Основная часть. (Имитационная игра)

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


- А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)

- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 7 и 38?


- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

- Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм) (Слайд 4)

- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)


Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.


Итак, резимируем: Для того, чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд 5)

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.

  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои).

  3. Принятие учащимися цели. («Зачем?»,  «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)


- А теперь я предлагаю поработать в группах над другими приемами целеполагания. Возьмите, пожалуйста, лист с заданием 1. Перед вами приемы целеполагания. Как я уже сказала, что главное в целеполагании - это диалог и очень важно его грамотно провести. Для этого учитель должен так сформулировать вопросы, чтобы они точно вывели ученика на постановку цели.

(Работа в группах, по 2 приема на каждую группу). Обсуждение.

Задание 1. С помощью приемов постройте диалог так, чтобы в совместной работе определить тему урока и целеполагание. Продемонстрируйте «работу» приемов.

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).



Верите ли вы, что… (Слайд 6)

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».


Земля – это одна из планет солнечной системы.



Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.



Температура Солнца достигает 7000 градусов.



Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.



Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.



Земля движется вокруг Солнца.



Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.





Исключение (Слайд 7)

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".




Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название тема урока с просьбой объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока

"Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог (Слайд 8)

Детям предлагается несколько уравнений, например

9 + х = 15

3 ∙ х = 15

3 ∙ х + 6 =15

В процессе диалога выясняется тема урока («Решение составных уравнений»)



(Продемонстрировать на слайде другие приемы целеполагания)

Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.


2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы: (Слайд 9)

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.

  2. Выбрать несколько слов из списка.

  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.

  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.

  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.


Далее провожу обсуждение:

- Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?

- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять. А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи.


Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 1)

(Слайд 10) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

Прием ____________________________________________________

План:

 Составить два ребуса.

 Выбрать слова из списка.

 Оформить работу красиво.

 Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.



Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 2) (Слайд 11)

Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.



Прием ____________________________________________________


План:


  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.

  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.

  3. Выбрать несколько понятий из списка.

  4. Составить кроссворд.

  5. Составить рассказ со всеми словами.

  6. Оформить работу красиво.

  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.


Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 3) (Слайд 12)



Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________


План:

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________

  4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.


Обсуждение по работе в группах.

- Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы: (Слайд 13)

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

  4. Составление своего плана решения учебной задачи.


План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, выявления причин ошибок и их коррекция.


3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про­цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Действие контроля напрямую связано с действием оценки и коррекции. Академик А. Леонтьев отмечает, что контроль и оценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные действия в комплексе, включая формирование действий самоконтроля и самооценки.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как: (Слайд 14)

  • выделять критерии оценки,

  • фиксировать их определённым образом,

  • проводить пооперационный контроль,

  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,

  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд): (Слайд 15-18)

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка», «Число-контролер»

сверка с образцом (готовым ответом);

выполнение задания по алгоритму;

взаимоконтроль с товарищем;

(взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).


Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики: (Слайд 19)

решение обратной задачи;

проверка полученных результатов по условию задачи;

решение задачи различными способами;

моделирование;

примерная оценка искомых результатов (прикидка);


Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

(Слайд 20)

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»); (Слайд 21)


Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.


На одном из примеров хочу вам показать, как тесно между собой связаны контроль и оценка. Подумайте, с приемами какого действия, Вы бы хотели поработать. Возьмите конверт соответствующего цвета.

Задание 3.

Выберите только те приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия целеполагания.

(Зеленые карточки с названием приемов)


Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия планирования.

(Желтые карточки с названием приемов)


Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия контроля.

(Оранжевые карточки с названием приемов)


Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия оценки.

(Синие карточки с названием приемов)


Взаимопроверка. Проконтролируйте работу соседа. Укажите на ошибки.

Прежде чем мы проверим вашу работу, хочу обратить ваше внимание, коллеги, что мы сейчас отработали с вами два приема: прием самоконтроля – взаимопроверка и прием оценки – многоступенчатый выбор (вы оценили свои знания и выбрали нужный конверт).


IV. Моделирование.

А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Кто выбрал зеленый конверт, озвучьте нам приемы целеполагания (прикрепляю карточки на доске под надписью целеполагание (все зеленым цветом)) и т.д. все приемы.


У нас получилась таблица приемов регулятивных универсальных учебных действий. Я думаю, что все эти приемы станут вашими помощниками, и вы сможете использовать их для построения урока с целью формирования регулятивных УУД.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.


V.Рефлексия мастер-класса. (Слайд 22-23)

- Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»


«Рефлексивный экран»

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…



























Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс»

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Г. Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Г. Спенсер

ФОРМИРОВАНИЕ   РЕГУЛЯТИВНЫХ   УУД

ФОРМИРОВАНИЕ

РЕГУЛЯТИВНЫХ

УУД

Регулятивные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Планирование Целеполагание Оценка Контроль Коррекция Волевая саморегуляция Прогнозирование

Регулятивные УУД

  • Регулятивные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Регулятивные УУД

Планирование

Целеполагание

Оценка

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Прогнозирование

Познакомиться… Узнать… Научиться… Выяснить… Сравнить… Проанализировать …
  • Познакомиться…
  • Узнать…
  • Научиться…
  • Выяснить…
  • Сравнить…
  • Проанализировать …
Целеполагание 1. Побуждение учащихся к достижению цели. 2. Построение диалога. 3. Принятие цели (Зачем? Где? Для чего?)

Целеполагание

1. Побуждение учащихся к достижению цели.

2. Построение диалога.

3. Принятие цели (Зачем? Где? Для чего?)

Верите ли вы… Земля – это одна из планет солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. Температура Солнца достигает 7000 градусов. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.  Земля движется вокруг Солнца.   Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.  

Верите ли вы…

Земля – это одна из планет солнечной системы.

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 

Земля движется вокруг Солнца.  

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в

бинокль, подзорную трубу.  

Исключение

Исключение

Подводящий диалог  9 + у = 15  3 х у = 15  3 х у + 6 = 15

Подводящий диалог

9 + у = 15

3 х у = 15

3 х у + 6 = 15

Приемы целеполагания:

Приемы целеполагания:

  • Проблемная ситуация
  • Домысливание
  • Исключение
  • Группировка
  • Ситуация яркого пятна
  • Подводящий диалог
  • Работа над понятием
  • Дидактическая игра
  • Пословицы, поговорки
План: 1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены. 2. Выбрать несколько слов из списка. 3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались. 4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово. 5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.  

План:

1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.

2. Выбрать несколько слов из списка.

3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.

4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.

5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

 

Работа с деформированным текстом   Составить два ребуса.  Выбрать слова из списка.  Оформить работу красиво.  Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Работа с деформированным текстом

Составить два ребуса.

Выбрать слова из списка.

Оформить работу красиво.

Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Работа с планом  с избыточными пунктами 1. Выяснить, как зовут всех первоклассников. 2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли. 3. Выбрать несколько понятий из списка. 4. Составить кроссворд. 5. Составить рассказ со всеми словами. 6. Оформить работу красиво. 7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Работа с планом с избыточными пунктами

1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.

2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.

3. Выбрать несколько понятий из списка.

4. Составить кроссворд.

5. Составить рассказ со всеми словами.

6. Оформить работу красиво.

7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Работа с планом  с недостающими пунктами 1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение. 2. _____________________________________ 3. _____________________________________ 4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Работа с планом с недостающими пунктами

1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.

2. _____________________________________

3. _____________________________________

4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Приемы планирования:

Приемы планирования:

  • Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • Составление своего плана решения учебной задачи.
Умения:

Умения:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Игра «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с выражениями: ответ одного является началом другого. Значение каждого выражения учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.    Записывая значение выражения на каждой  ступеньке, дети контролируют себя:  по порядку ли они идут.

Игра «Лесенка»

Каждой паре детей дается одна карточка с выражениями: ответ одного является началом другого. Значение каждого выражения учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

Записывая значение выражения на каждой

ступеньке, дети контролируют себя:

по порядку ли они идут.

Игра «Число-контролер»   Ученики получают карточки с выражениями: Решив данные выражения, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Игра «Число-контролер»

Ученики получают карточки с выражениями:

Решив данные выражения, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Приемы контроля:    сверка с образцом (готовым  сверка с образцом (готовым  сверка с образцом (готовым  ответом);  ответом);  ответом); самостоятельное придумывание заданий; выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

Приемы контроля:

  • сверка с образцом (готовым
  • сверка с образцом (готовым
  • сверка с образцом (готовым

ответом);

  • ответом);
  • ответом);
  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

Приемы контроля:   решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; моделирование; примерная прикидка результатов .

Приемы контроля:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная прикидка результатов .

Приемы оценки:   прием «волшебные линеечки»; прием «задания – ловушки»; прием «составление заданий с ловушками»; прием «умные вопросы»; прием «многоступенчатый выбор»; прием «разноцветные поправки»; прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»;

Приемы оценки:

  • прием «волшебные линеечки»;
  • прием «задания – ловушки»;
  • прием «составление заданий с ловушками»;
  • прием «умные вопросы»;
  • прием «многоступенчатый выбор»;
  • прием «разноцветные поправки»;
  • прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»;

Диктант для робота Робот знает то, что и дети данного класса. Сегодня он вместе с детьми пишет словарный диктант, пропуская неизвестные орфограммы. Детям предлагается написать словарный диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу букву, т.к. могу доказать» «Не пишу букву, т.к. не могу доказать»  ЖИВУ (жить) ЖИТ-ЛЬ  КОЗА (козы) КОЗЛ-К  НА СКАЛЕ (скалы) НА МОР-  ПЯТЕРКА (пять) П-СЕЛОК

Диктант для робота

Робот знает то, что и дети данного класса. Сегодня он вместе с детьми пишет словарный диктант, пропуская неизвестные орфограммы. Детям предлагается написать словарный диктант

«за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:

«Пишу букву, т.к. могу доказать» «Не пишу букву, т.к. не могу доказать»

ЖИВУ (жить) ЖИТ-ЛЬ

КОЗА (козы) КОЗЛ-К

НА СКАЛЕ (скалы) НА МОР-

ПЯТЕРКА (пять) П-СЕЛОК

«Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

Сегодня я узнал…  Было интересно…  Я научился…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я почувствовал… Было трудно…     Я научился…  Я смог… У меня получилось  Я попробую…  Меня удивило…  Я приобрел…  Мне захотелось…

Сегодня я узнал… Было интересно… Я научился… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал…

Было трудно…

Я научился… Я смог…

У меня получилось Я попробую… Меня удивило… Я приобрел… Мне захотелось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агаркова Наталья Васильевна

Дата: 15.07.2014

Номер свидетельства: 110012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства