В презентации представлена работа учителей начальной школы №43 г.Челябинска по формированию УУД на уроках и во внеурочное время. В презентации представлен теоретический материал и фотографии с уроков. Работа содержит описание видов УУД, то, что должно сформироваться у детей в результате формирования тех или иных универсальных учебных действий. А также приведена характеристика общеучебных умений и навыков, примеры формирования деятельности (речевой, познавательной, организационной).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в начальной школе. »
Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №43 г. Челябинска
Нагаева Т.Ю.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий
Смысловые
акценты УУД
Русский язык
личностные
жизненное само-
определение
регулятивные
Литературное чтение
познавательные
общеучебные
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)
нравственно-этическая ориентация
Математика
Смыслообразование
Окружающий мир
моделирование (перевод устной речи в письменную)
познавательные логические
нравственно-этическая ориентация
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
коммуникативные
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
широкий спектр источников информации
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
действие смыслообразования (интерес, мотивация);
действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирование желания выполнять учебные действия;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
внутренняя позиция школьника,
личностная мотивация учебной деятельности;
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
(Диагностику , формирование и развитие личностных УУД в основном проводит психолог)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
«Ориентация образования не только на усвоение обучающимисяопределенной суммы знаний,но и на развитие его личности,его познавательных и созидательных возможностей»
(Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года)
«Приоритетначального общего образования–
формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».
(Федеральный компонент государственного стандарта)
Познавательной
Речевой
Организационной
1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями.
2. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения.
3. Проведение измерений разными способа с помощью простейших приборов.
4 . Творческие работы: сообщения, сочинения
(устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций.
1.Работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
2.Элементарное обоснование высказанного суждения
3.Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
1. Выполнение инструкций, точное
следование образцу и простейшим
алгоритмам
2. Определение способов контроля,
нахождение ошибок в работе и их
исправление.
3. Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.)
Сравнения и упорядочения предметов по разным признакам (длине, площади, массе, вместимости)
Решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Оценка размеров предметов «на глаз»
Самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур и инструментов)
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
Идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя