Просмотр содержимого документа
««Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе»»
«Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе»
Выполнила: Учительначальныхклассов
Новикова Оксана Викторовна
Задача ФГОС
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Нормативно-правовая база
Актуальность
Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу.
ФГОС второго поколения требует осуществлять укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Недостаточно разработана система по сбережению и укреплению здоровья учащихся.
Противоречия:
-несоблюдение элементарных условий, соответствующих СанПиНу;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся;
- интенсификация учебного процесса.
Проблема: как сохранить и укрепить здоровье ученика?
Цели:
формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
Задачи:
Проанализировать работу по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе;
Изучить технологии организации работы учителя по формированию здорового образа жизни в начальной школе;
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
Систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности их здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Знание о ценности здоровья для самореализации личности и о вреде, который можно нанести здоровью различными действиями; о взаимосвязи здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей его среды; о важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья; о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п..
Отрицательная оценка малоподвижного образа жизни, нарушения гигиены; соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
Понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Снижение показателей заболеваемости учащихся.
Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения).
Что способствует сохранению и укреплению здоровья?
правильное питание
личная гигиена
закаливание организма
духовно-нравственное благополучие
благоприятное социальное
окружение
положительные эмоции
оптимальный уровень двигательной
активности
соблюдение режима труда и отдыха
безопасное поведение дома, на улице, в школе
отказ от вредных привычек
Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:
условия, соответствующие СанПиНу;
оптимальная учебная нагрузка;
рациональный двигательный режим;
технология обучения, содействующая здоровью;
рациональный режим обучения;
психологическая и социальная поддержка;
своевременные медицинские услуги;
сбалансированное питание.
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, организация здорового питания и т.п.)
Оздоровительные (закаливание, массаж, гимнастика и т.п.)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла, например, в курсе «Окружающий мир» изучают разделы «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье» и др.)
Технологии воспитания культуры здоровья (кружки, внеклассные мероприятия, Дни здоровья,
спортивные соревнования,
конкурсы и т.п.)
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии включают в себя:
Средства достижения здоровьесберегающих технологий на уроке:
учёт особенностей аудитории
создание благоприятного психологического фона на уроке
использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу
создание условий для самовыражения
разнообразие видов деятельности
предупреждение гиподинамии
Советы педагогу
частая смена видов деятельности (4-7 видов, средняя продолжительность не более 10мин)
наличие оздоровительных моментов на уроке (динамические паузы, физкультминутки, релаксация, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения для мышц глаз – по мере утомления, на 20-й минуте урока)
внешняя мотивация, стимулирование внутренней мотивации
укрепление веры в свои силы
создание ситуации успеха
творческое самовыражение учащихся
справедливая оценка
Заповеди ЗОЖ для учителей
Своим примером прививать детям элементарные гигиенические навыки.
Владеть навыками саморегуляции, самоорганизации.
Владеть богатым запасом знаний, умений и навыков в области ЗОЖ.
Иметь увлечение, связанное с ЗОЖ
(группа здоровья, бассейн, танцы
и т.д.).
Заповеди ЗОЖ для родителей
Витаминизация.
Закаливание.
Соблюдение режима дня, зарядка.
Организация дома спортивного уголка.
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм.
Сбалансированное питание.
В выходные дни – активный образ жизни.
Обеспечение участия детей в спортивных мероприятиях, секциях.