Просмотр содержимого документа
«Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою."»
– Что вы представили себе, слушая музыку?– Что почувствовали?– Кто узнал эту пьесу?
Пётр Ильич
Чайковский
слушать музыку
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?– Какие зимние месяцы вы знаете?– Что вы знаете о каждом месяце?– Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь.Береги нос в большой мороз.Мороз не велик, а стоять не велит.Декабрь зиму встречает, а год провожает.
– Рассмотрите репродукцию картинИ.И. Шишкина.– Что хотел нам сказать художник?– Кто догадался, как называется эта картина?
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа.
Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
Фёдор Иванович
Тютчев
1803-1873
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.
Чародейка -то же, что и волшебник, колдунья.
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью.
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная
форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.
Чтение стихотворения про себя
– Какое настроение создаёт стихотворение?– Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.– Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?– Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.
Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.
Какие иллюстрации подходят к стихотворению?
Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
«под снежной бахромой»«опутан, весь окован лёгкой цепью»
Изобразительные средства
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
«неподвижная, немая»«не мертвец и не живой»«косой»
Изобразительные средства
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»«сном волшебным очарован»«чудной жизнью он блестит»
Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
«под снежной бахромой»«опутан, весь окован лёгкой цепью»
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
«неподвижная, немая»«не мертвец и не живой»«косой»
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»«сном волшебным очарован»«чудной жизнью он блестит»
– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева?– Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?– Какое волшебство, колдовство она совершала?– Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?– Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа?Найдите примеры, которые говорят об этом.– В каком состоянии находится зимний лес?– В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя?– Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?
– Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой?– Укажите в стихотворении «волшебные» слова? Как они связаны друг с другом?
– Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?– Как вы думаете, что это такое чудная жизнь зимнего леса?– Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?– Опишите подробно, что с ним происходит.– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».– Что на ней изображено?– Как вы думаете, почему поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе?– Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?– Соответствует ли изображённое на картине описанию зимнего леса в стихотворении?– Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?– Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?
Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно?– Почему?
Составьте синквейн на тему «Зима».
Например:
Зима
Снежная, волшебная
Околдован, окован, блестит
Ослепительная краса
Волшебница-зима.
С каким стихотворением познакомились?
Легко ли понять стихотворение?
Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
у з н а лу д и в и л с яз а д у м а л с яп о в т о р и лн а у ч и л с яз а п о м н и л