Просмотр содержимого документа
«Дислексия у младших школьников»
Дислексия (от греч. Δυσ –нарушение, и λέξις –речь) – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
В понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
Фонематическая дислексия – дислексия, связанная с недоразвитием звуко-буквенного анализа.
Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова, изменять порядок букв в слове или слогов и так далее.
Фонема – это единица слова, от которой зависит его смысл.
Семантическая (греч. – смысловой) дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания значения слов, предложений…
Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного.
Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой.
Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и т.д.).
взаимная связь и
Мнестическая дислексия – при этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе.
Оптическая (греч. о ptikos – относящийся к зрению) дислексия – ребёнку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой: Е и З, Ш и Щ. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.
Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога.
Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером.
Для всех детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться: 30 минут в день или 2 часа в выходные.
Причина дислексии
Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития.
К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.
Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Симптомы дислексии
* плохие навыки чтения – читает хуже, чем следовало бы его возрасту;
* чтение с ошибками, пропуск слов, угадывающее чтение;
* непонимание прочитанной информации;
* трудности пересказа только что прочитанного текста;
* множество ошибок даже при списывании текста;
* выраженные проблемы с почерком;
* неспособность выполнять задание в установленный срок или попытка избежать выполнения заданий;
* склонность витать в облаках; рассеянность и мечтательность;
подверженность скуке;
* трудности концентрации на одной деятельности;
* склонность быстро терять интерес;
* неуверенность в себе; страх ошибки.
Развитие техники чтения у школьников с дислексией
Для доведения каких-то умений до автоматизма необходимо проводить заниятия . Длительн ые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать.
Метод жужжащего чтения . При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном . Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается 1 - 2 строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы .
Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:
– д ыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики ,
– с амомассаж кистей и пальцев рук ,
– з еркально-симметричное рисование обеими руками
– и нтеллектуально-развивающие словесные игры: ребусы, анаграммы, изографы, криптограммы, перевёртыши и др.
Все эти приёмы используются на уроках (главным образом на занимательной математике)
Дома можно проводить зрительны е диктант ы , разработанны е профессором И.Т.Федоренко.
При необходимости обратиться к специалисту (логопеду).