2 слайд.
Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…
М. Горький
3 слайд.
Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров. Он позаимствовал это название из древнерусского «Слова о полку Игореве» («Начнём же эту песнь по былинам сего времени, а не по замыслу Бояна»), где оно обозначало – просто быль, реальное событие.
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности.
4 слайд.
В словаре Ожегова С. И. звучит:
былина – это русская народная эпическая песня о богатырях;
В народе они назывались «старины», чем подчеркивалось, что действие происходило в далекой старине.
старина – старое, собственно народное название былины, т. е. повествование о старинных событиях.
5 слайд.
Возникновение былин относится к периоду развитого государства на Руси с главными городами Киев и Новгород в IX-XIII в.в. из древних песен и легенд. В это время устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в то же время складывался образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли. Миллер О. отмечал, что большая древность былин доказывается изображением в былинах политики еще оборонительной, а не наступательной.
6 слайд.
Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространенная теория предполагает, что былины — южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Против этой теории выступил Халанский, осуждая вместе с тем и теорию первоначального общерусского эпоса. Он говорит: " У каждого племени был свой эпос — новгородский, словенский, киевский, полянский, ростовский (ср. указания Тверской летописи), черниговский (сказания в Никоновской летописи)".
7 слайд.
Традиционно выделяются два главных цикла былин появившиеся во время расцвета Киева и Новгорода. Объединялись они по месту действия или происхож-
дению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче.
8 слайд.
Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои – Садко и Василий Буслаевич – родились и жили в Новгороде, который в те времена был торговым центром Руси. Кроме того существуют ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
9 слайд.
У этих героических песен нет авторов. Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн и вражеских нашествий, побед и поражений. Их исполняли талантливые певцы-сказители, которые перерабатывали старинные тексты, создавая свои оригинальные варианты. В основном они знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырём, а также владели определённым набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складываются как бы костяк, каркас былины. Всё остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Иногда исполнителями были сразу несколько человек, но чаще кто-то один. Некоторые сказители знали по три – четыре десятка былин, с разными вариантами зачинов (запевов) и концовок. Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недругами излагали по-своему. Подыгрывали они на звончатых гуслях или гудке, слушали же их по большей части бояре и дружина.
10 слайд.
Характерными чертами былин были:
Песенно-эпический способ выражения действительности, их отличают торжественность, спокойно-величавый стиль. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом немного на распев. Песня звучала медленно и плавно, степенно, чему соответствовал и образ самого сказителя: редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет пятидесяти – семидесяти.
Поэтичность. Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций.
Изображаемый мир – это Древняя Русь (Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города).
Своеобразие вымысла. Создаются фантастические картины: богатыри борются с чудовищами (которые реально не существуют), разбивают несметные полчища врагов, совершают такие подвиги, которые не может совершить обычный человек.
Наличие героических образов богатырей, в которых воплотились народные идеалы о силе, мужестве, любви к родной земле, справедливости.
Образуют циклы, т. е. имеют единство тематики и сюжетов.
Своеобразные зачины, где рассказывается о времени и месте действия.
Концовка.
11 слайд.
Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывают о повседневной жизни. Поэтому в былинах выработалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов.
Художественно- изобразительные средства.
Для описания всего, что связано с главным героем его силы и телосложения, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить используются гиперболы – намеренные преувеличения.
Стилистические повторы эпизодов, отдельных слов, предлогов, стихов (трижды Садко играет на гуслях, трижды колеблется вода в Ильмень-озере).
Постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец», «славный богатырь»).
Отсутствие рифмы, а имеется созвучие однородных окончаний слов.
Стилистические формулы («общие места», повторяющиеся в разных былинах.
Каждый стих содержит одинаковое число ударений (обычно четыре).
12 слайд.
По тематике былины делятся:
Военные (главными героями в них выступают русские богатыри);
Посвящённые крестьянскому труду;
Рассказывающие о жизни и быте русских городов.
13 слайд.
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской – богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже её границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими тёмной, как чёрное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролёт.
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным проступком. Даже всесильному князю Владимиру богатыри говорят правду в глаза. Они не прощают ему легковерия, с которыми он, слушая недобрые наветы, готов усомниться в преданности своих воинов.
Не считают зазорным славные витязи взяться за плуг и поработать на земле, как это сделал, например, Илья Муромец, помогая престарелым родителям. А мужик-пахарь Микула Селянинович, который один посрамил целую княжескую дружину, предстаёт в былине истинным богатырём. В том, что он оказался победителем, заключена народная мудрость: крестьянин – не только кормилец родной страны, но и её опора. Случись беда – именно он подставит могучее плечо и избавит страну от напасти.
Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К старшим относят Святогора и Волха Всеславьича. Их назывыают так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери - сырой земли. Святогор, например, обладает совершенно невиданной силой и мощью.
Новгородские былины носят несколько иной характер. Герои этих песен – Сапдко и Василий Буслаевич обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, твк, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применят силу для собственного развлечения: он спорит, что побьёт со своей малой дружиной весь Новгород . В Василии сидит бунтарский дух, который заставляет его поступать сообразно собственной прихоти, а не здравому смыслу.
14 слайд.
Одна из первых попыток записать тексты былин, как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен первый на Руси сборник былин, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».
15 слайд.
В XIX – XХ веках появляются много людей, занимающихся собиранием басен. Образованные россияне, жившие в те времена, понимали, что из памяти народной могут быть «выведены» памятники литературы, народного эпоса, так как исполнителей былин и людей, помнящих былины, с каждым годом становилось всё меньше. Известными собирателями басен в этот период были выдающиеся учёные, энтузиасты П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В.Марков и другие название их книг вы видите на слайде. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен.
Основные сборники былин:
- Киреевского, Х выпусков;
- Рыбникова, четыре тома;
- Гильфердинга, "Онежские былины, записанные летом 1871 года»;
- Авенариуса, "Книга о киевских богатырях";
- Халанского;
- Марков А. В., «Беломорские былины»;
- под ред. В. Ф. Миллера, «Былины новой и недавней записи из разных местностей России»;
- А. М. Астаховой, «Былины Севера»;
- Крюкова М. С., «Былины», т. 1-2;
- Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова, «Былины Пудожского края»;
- Ю. М. Соколова и В. И. Чичерова, «Онежские былины»;
- У х о ва П. Д., «Былины»;
- Пропп В. Я. и Путилов Б. Н., «Былины», т. 1-2.
Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим статистику их, приведенную в "Истории Русской Словесности" Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии 3, в Нижегородской 6, в Саратовской 10, в Симбирской 22, в Сибири 29, в Архангельской 34, в Олонецкой до 300 — всех вместе около 400, не считая здесь Б. новгородских, позднейших московских и др.
Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.