В городе практически не было запасов картофеля, овощей, фруктов.
Возник вопрос: чем кормить людей?
Хлебсталсинонимом
Жизни,пропускомвмирживых….
В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов.
Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды.
Работники второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе.
Женщины добывали дрова для печей.
Смены длились зачастую и по 16, и по 18 часов…
Кютинен Даниил Иванович – пекарь блокадного Ленинграда, умерший от истощения 3 февраля 1942 г. в возрасте 59 лет прямо на работе.
Умер,нонесъел ниграммавыпекаемогохлеба.
Похоронен на Шуваловском кладбище. Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
В цеху - морозно. А чтобы тесто поднялось - нужно тепло. Носили ветошь, доски, ветки и жгли костры прямо в цеху - следы от них сохранились надолго. Снимали ватники с себя и укутывали тесто... Печи должны были работать беспрерывно. Дров не хватало. Случалось, что из шести печей топились лишь две, и даже - одна, но полностью завод никогда не останавливался. Едва ли не через каждые полчаса объявляли воздушную тревогу. Немецкие самолеты летели в три ряда, будто птицы на юг, и сбрасывали бомбы на хлебозавод. А в это время шел хлеб - и НИКТО не уходил от печей: вытащить хлеб, чтобы не сгорел, достался людям, было важнее, чем выжить самому. Очень многие погибли...
Из воспоминаний работников хлебозавода.
Изменениенормвыдачихлеба
С 20 ноября 1941 года вводится минимальная норма выдачи хлеба – рабочие 250 граммов,
служащие, иждивенцы и дети до 12 лет – 125граммов.
Приутерекарточканевозобновлялась, ее потерябыларавносильнасмерти
Дорога жизни.
21 ноября 1941 года был проложен первый путь по льду через Ладожское озеро. На лед вышли 60 автомашин с прицепленными санями. Это был необычный рейс – водители вели машины с открытыми дверцами кабин на предельной скорости по прогибающемуся под тяжестью льду, удерживая дистанцию в 200 метров. Загрузившись на Большой земле, они вернулись в Ленинград с 70 тоннами продовольствия.
Невероятное мужество, сила воли и смелость людей, преодолевающих этот путь, позволило ленинградцам больше не испытывать такого ужасного голода, согреваться в теплой одежде холодными ночами, и вселило в них веру в лучшее. Работали 20 тысяч человек, каждый день рискуя своей жизнью, дабы помочь тем, кто оказался в блокаде.
Именно поэтому, дорога, являвшаяся возможно единственной надеждой и спасением для ленинградцев, именуется Дорогой Жизни!