Просмотр содержимого документа
«Авторская программа.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №81» Кировского района города Казани
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Тропинки к творчеству»
возраст обучающихся: 7-10 лет
(авторская программа)
Составитель:
Садриева Г.Х..
учитель начальных классов
высшей категории
Казань 2018г
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения « Тропинки к творчеству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа объединения соединяет воедино сведения о квиллинге, пластилинографии, бумагопластике, бисероплитении и декупаже. На занятиях в объудинении ребята занимаются кожаной пластикой, конструированием из бумаги, лепкой из солёного теста, текстильным моделированием, декупажем. Работа с таким разнообразным материалом, не только интересна, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята, прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий. На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят. Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка
Программа рассчитана на занятия с детьми 7 -10 летнего возраста и на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма занятий: групповые.
Программа направлена на удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и интересов детей, приобщению к культурным ценностям, творческому развитию. Усвоение программы происходит поэтапно, по принципу от простого к сложному. Задания подбираются с учетом возрастных особенностей, психического и физического развития конкретных детей. Весь материал распределен с учетом постепенного усложнения
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Образовательная программа объединения «Тропинки к творчеству» относится к художественной направленности.
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
закреплять и расширять знания основ декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства;
развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Учебно – тематический план – первый год обучения
Номер раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение: правила техники безопасности.
2
2
Пластилинография
12
3
Работа с природными материалами
12
4
Бумагопластика
8
5
Конструирование из подручного материала
12
6
Вырезание и аппликация
8
7
Кожная пластика
8
8
Квиллинг
8
9
Аппликация из ткани, ниток и пуговиц.
12
10
Работа с бросовым материалом
20
11
Оригами
10
12
Рисование ( Граттаж- воскография,
Пуантель –рисование точками,
Боди- арт,
Sand- art)
26
13
Рисование на камнях
4
14
Итоговое занятие
2
Итого 144 часа
Содержание программы первого года обучения.
1. Введение: правила техники безопасности. – 2 час.
Что такое декоративно-прикладное искусство. Как выглядят аппликации из цветной бумаги, ткани, пластилина, ниток.
Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности. Как правильно обращаться с ножницами, кисточками, красками, клеем.
2. Пластилинография -12 час.
Что такое пластилин и как с ним работать. Знакомство с объемные геометрическими формами, по средством творческой лепки. Знакомство с техникой пластилиновой аппликации. Лепка домашних и диких животных.
3. Работа с природными материалами – 12 час.
Изготовление изделий из шишек, желудей, орехов, семян цветов и деревьев.
(Лесовичок, ежик, цветы, аппликации из листьев)
4. Бумагопластика – 8 час.
Что такое бумагопластика. Знакомство с простыми базовыми формами.
5. Конструирование из подручного материала -12час.
Понятие о художественной обработке материалов разных видов – нитки, ткань, драп, шерсть, мех, и другие. Изготовление игрушек и зверушек из бумажной посуды. Использование различных материалов для украшения поделок. Изделия – цыплята, петушок, гном, зайчик, лосёнок.
6. Вырезание и аппликация - 8час.
Из истории ножниц. Что такое аппликация. Выпуклая аппликация из бумажных полос. Технология выполнения. Симметричное вырезание. Что такое ось симметрии. Бумажные «кружева». Прорезная аппликация. Материалы и инструменты для работы.
7. Кожная пластика – 8 час.
Вырезание из кожи по трафарету деталей зайчика и медведя. Оформление работ.
8. Квиллинг – 8 час.
Технология выполнения – закручивание серпантином бумажных полосок. Выполнение основных элементов. Подбор материала для работы.
Поделка – Лесная поляна.
9. Аппликация из ткани, ниток и пуговиц – 12 час.
Виды ткани: хлопок, шелк, атлас, батист, шерсть и др. Технология выполнения аппликации. Виды ниток: шерстяные, мулине, швейные и др.
Изделия – воздушный шар из пуговиц, гусеница из пуговиц, кукла оберег из ткани, кукла из мулине.
10. Работа с бросовым материалом -20 час.
Старинные открытки. Технология изготовления.
Украшения для открытки. Праздники и соответствующая открытка. Материалы для изготовления открытки – картон, бумага.
Работы выполняются из подручного материала
11. Оригами – 10 час.
Техника складывания бумаги и получения из различных базовых форм весёлые поделки лягушки, кошечки, дерева.
12. Рисование - 26 час.
Рисунок. Живопись. Краски: гуашь, акварель. Самостоятельное создание рисунка. Подбор в цвете. Ориентирование в цвете. Что нужно знать о цвете. Колорит – гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Законы цветоведения. Хроматические цвета. Ахроматические цвета. Основные цвета. Дополнительные. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг.
Знакомство с техникой пуантель, боди-арт и рисование песком)
13. Рисование на камнях – 4 час.
Ягодка. Лесной пейзаж.
14. Итоговое занятие - 2 час.
Итоговая самостоятельная работа на заданную тему, во время которой учащиеся самостоятельно выбирают технику и материалы для ее выполнения. Оценка качества полученных за год знаний по результатам самостоятельной работы
К концу первого года обучения обучающиеся должнызнать:
-название и назначение материалов и приспособлений;
-правила организации рабочего места;
-способы крепления природных материалов на фоне;
-правила и приемы разметки и контроля по шаблону;
-правила техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;
-методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (аппликация, конструирование и т. д.);
-правила хранения природного материала и правильно им пользоваться;
уметь:
- правильно хранить и использовать природный материал;
- работать с бумагой;
- составить и оформить композиции при помощи цветной бумаги и природного материала;
- использовать инструменты строго по назначению;
- правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять плоские и объемные работы в технике «аппликация», «конструирование»;
- работать в паре, в коллективе;
- уметь использовать в работе цветовой круг.
Учебно – тематический план – второй год обучения
Номер раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение: правила техники
безопасности.
1
2
Пластилинография
12
3
Работа с природными материалами
12
4
Бумагопластика
8
5
Лепка из солёного теста.
12
6
Изонить.
8
7
Кожная пластика
8
8
Квиллинг
8
9
Бисероплетение
12
10
Работа с бросовым материалом
20
11
Оригами
10
12
Художественное творчество. Свит- дизайн(композиции из конфет)
2
13
Рисование на камнях
4
14
Конструирование из бумаги
12
15
рисование песком (sand-art),
Рисование по воде (эбру),
боди-арт,
граттаж
15
Итого 144 часа
Содержание программы второго года обучения.
1.Правила техники безопасности – 1 час.
Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.
2. Пластилинография – 12 час.
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».
Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».
Более сложные варианты аппликаций из пластилина. Самостоятельное создание эскиза для аппликации. Использование дополнительных материалов для украшения работы.
3. Работа с природным материалом – 12 час.
Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев).
Композиция из листьев (животные). Композиция из листьев (ромашка)
Поделки из шишек и желудей.
4. Бумагопластика – 8 час.
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
«Волшебные комочки», «Фрукты»
5.Лепка из солёного теста – 12час.
Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.
Лепка полуобьёмных фигур – божья коробка на листе
Тульские пряники – зайчик, мишка
Объёмная лепка- мухоморы
6.Изонить -8час
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити.
Заполнение окружности
Техника выполнения часов.
7.Кожная пластика – 8час.
Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами при обработки кожи. Беседа о домашних животных, чтение энциклопедии,
картинки и слайды. Подбор кожи по цвету. Работа по шаблону, вырезание, склеивание.
Знакомство с техникой бумагокручения. История бумагокручения. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами. Конструирование из основных форм «Цветок». Оформление композиции. Конструирование птицы, дерева.
9.Бисероплетение -12 час
История бисероплетения. Знакомство с видами плетения.
Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.
Техника параллельного низания. «Крокодильчик». «Буратино».
«Бабочка»
Аппликация из бисера. «Открытка»
Бисерная цепочка с петельками.
10. Работа с бросовым материалом -20час.
Миньоны из киндеров.
Смешарики из дисков.
Балерина из проволоки.
Пэчворг – лоскутная техника – прихватка, лоскутное одеяло для кукол.
11. Оригами -10 час
Изучение взаимосвязи базовых форм. Использование простых форм для создания сложных композиций. Мелкие детали и их применение. Изделия в технике оригами – Лисичка. Клоун. Объёмные фигуры –ворона. Кораблик. Карманчик.
12. Художественное творчество -2час.
Свит- дизайн(композиции из конфет)
13. Рисование на камнях- 4час.
Необычное рисование на гальке. Божьи коровки.
Попугайчики.
14. Конструирование из бумаги - 12час
Знакомство с техникой «айрис-фолдинга».
Трусливый зайка
Хвастливый пингвин
Радуга над облаками
Обитатели море и океанов - кит
Обитатели болот - лягушка
15. Изо – 15час.
Самостоятельное создание рисунка. Краски: гуашь, акварель. Создание эскизов. Подбор цвета к эскизу. Ориентирование в цвете. Цветовой круг.
Рисование песком, по воде, боди-арт
Планируемый результат.
В результате обучения в объединении по программе 2-го года, обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
будут знать значение новых слов – свит-дизайн, изонить, айрис фолдинг и др.
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из соленого теста и природного материала;
научаться ориентироваться в материалах для работы, выполнять сложные работы из различных материалов.
Выполнять простые и сложные композиции в технике пластилинографии и квиллинг, самостоятельно подбирать материал для работы.
научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Учебно – тематический план -третий года обучения.
Номер раздела
Название разделов и тем
Количество часов
1
Введение: правила техники безопасности.
1
2
Пластилинография
24
3
Работа с природными материалами
8
4
Бумагопластика
8
5
Лепка из солёного теста.
8
6
Изонить.
8
7
Кожная пластика
8
8
Квиллинг
8
9
Бисероплетение
16
10
Работа с бросовым материалом
24
11
Оригами
10
12
Художественное творчество. Свит- дизайн(композиции из конфет)
8
13
Рисование на камнях
4
14
Конструирование из бумаги
2
15
изо (эбру, боди-арт, граттаж, пуантель, Sand-art)
6
16
Отчётная выставка работ обучающихся.
1
Итого 144 час
Содержание программы третьего года обучения.
1.Введение: правила техники безопасност -1час.
Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности. Как правильно обращаться с ножницами, кисточками, красками, клеем.
2. Пластилинография - 24час.
Сложные аппликации с мелкими элементами.
На этих занятиях ребята знакомятся с симметрией и выполняют работу «Бабочка», узнают что такое натюрморт (работа «Натюрморт из чайной посуды»), Плоскостное изображение «Рыбка», рельефное изображение «Ферма», «Божьи коровки на ромашке», «Кактус в горшке».
3. Работа с природными материалами – 8час
На базе собранного природного материала дети изготавливают поделки. Поделки из каштана.
Ёжик из семян ясени.
Ромашка из семян ясени.
4. Бумагопластика - 8час.
Изучение взаимосвязи базовых форм. Использование простых форм для создания сложных композиций. «Чудо – дерево», «Птенчики»
5.Лепка из солёного тест - 8час.
Более сложные варианты работ из солёного теста. Самостоятельное создание эскиза. Использование дополнительных материалов для украшения работы. Объёмная лепка- лесовичок.
Семейка кошек – плоскостное изображение.
6. Изонить- 8час
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Композиция «Снеговик». Разметка на картоне кругов, деление кругов.
7. Кожная пластика -8час.
Подбор кожи по цвету. Работа по шаблону, вырезание, склеивание.
Изготовление закладки.
Пингвин.
8. Квиллинг -8час .
Квиллинг или бумажная филигрань – древнейшее искусство. Технология выполнения – закручивание серпантином бумажных полосок. Выполнение основных элементов. Подбор материала для работы.
Куст рябины.
Лесная поляна.
9. Бисероплетение-16час.
Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.
Оформление коллективной работы
Техника плетения цветочка
Техника плетения деревьев
10. Работа с бросовым материалом -24час.
Работы выполняются из подручного материала. Ловец снов(из дисков).
Семейка цыплят.
Подснежники ( из пластиковых ложек)
Бабочка (из пластикой бутылки)
Лебединое озеро ( работа на дисках)
11. Оригами – 10час.
Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок.
Медвежонок.
Слоненок.
Полевые цветы.
Лесная поляна.
В небе голубом.
12. Художественное творчество – 8час.
Свит- дизайн(композиции из конфет) Очень сладкий ёжик.
Букеты для мам из конфет.
13. Рисование на камнях – 4час.
Рыбки.
Лесное чудище
14. Конструирование из бумаги – 2час.
Знакомство с техникой. Коллективная работа над созданием «Старинного замка».
15. Изо – 6час.
Подборка цвета соответственно фону рисунка. Татарский орнамент и его особенности. Использование различных материалов (бисер, нитки т.д.) в декоре. Граттаж (свеча, чёрный гуашь, палочка), продолжение рисование с технике пуантель, боди-арт, эбру и sand-art
16.Отчётная выставка работ обучающихся -2 час
Итоговая самостоятельная работа на заданную тему, во время которой учащиеся самостоятельно выбирают технику и материалы для ее выполнения. Оценка качества полученных за год знаний по результатам самостоятельной работы.
Планируемый результат.
В результате обучения в объединении по программе 3-го года, обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
обогатят свои знания в области композиции
в технологии «аппликация из ткани (ниток, бумаги)» сумеют самостоятельно составлять композиции.
овладеют сложными приемами работы с бумагой, более сложными вариантами работ из солёного теста.
научаться самостоятельно создавать эскиз
овладеют основными приёмами работы в технике изонити
научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
пополнят свой словарный запас
в технологии «Бумажная филигрань» будут уметь составлять более сложные композиции, включая разнообразные элементы квиллинга.
научаться выполнять более сложные аппликации с множеством элементов
Методическое оснащение.
- стенд по технике безопасности «Запомни»
- коллекция работ
- учебно-методическая литература (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
- оборудование и приспособления ( ножницы, линейки , крючки, пряжа, кисти, декупажные карты, клей, заготовки и тд.).
- образовательные ресурсы сети Интернет
Используемая литература.
Литература для педагогов:
1. Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.