Мир активных форм обучения яркий, удивительный многогранный. В нём комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики.За активными формами обучения настоящее и будущее!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения "за" и "против"»
Учитель начальных классов
МБОУ Норваш Шигалинская СОШ
Калькина Татьяна Алексеевна.
активныЕ формы обучения:«за» и «против»
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся:
а) пассивные (методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят) ;
б) активные( методы, организующие самостоятельную работу учащихся )
Как показали исследования ученых человек запоминает:
только10%того, что ончитает ;
20%того, чтослышит;
30%того, чтовидит ;
50-70%запоминается приучастии в групповых дискуссиях; ,
80%присамостоятельной работе и формулировании проблемы;
90% в реальной деятельности, вырабатывая и принимая решения.
Активные формы и методы обучения:
Они неразрывно связаны между собой. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов
Активные методы обучения выступают в учебном процессе в качестве:
форм его организации;
методов педагогического воздействия;
содержания обучения (как деятельностный компонент содержания обучения, включающий способы мышления и действий, опыт творческой деятельности, которыми должен овладеть учащийся)
Особенности и характеристики активных методов обучения:
1) обязательная активизация мышления и вынужденная активность обучаемого в учебном процессе; 2) устойчивая и длительная активность обучаемых, что обеспечивает их постоянную вовлеченность в учебный процесс; 3) учебная работа учащихся приобретает характер самостоятельной творческой деятельности по решению задач; повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся; 4) постоянное взаимодействие учащихся и учителя в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса; 5) рефлексия учащимися результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.
Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:
методы проблемного обучения; – лабораторная работа; – практикумы; – эвристическая лекция; – метод анализа конкретных ситуаций; – методы коллективного обсуждения проблем (дискуссия, полемика, «круглый стол», семинар, «мозговая атака»); – конференция; – метод деятельности по инструкции; – деловая игра; – метод проектов.
Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:
- методы проблемного обучения; – лабораторная работа; – практикумы; – эвристическая лекция; – метод анализа конкретных ситуаций; – методы коллективного обсуждения проблем (дискуссия, полемика, «круглый стол», семинар, «мозговая атака»); – конференция; – метод деятельности по инструкции; – деловая игра; – метод проектов.
Метод проблемного обучения
форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Исследовательская работа.
Метод проектного обучения
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание
Игровые технологии
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» В.А.Сухомлинский.
Цель игры
Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.
Виды деятельности
Формы деятельности
групповая
парная
индивидуальная
фронтальная
игровая
исследовательская
проектная
рефлексивная
контрольно-оценочная
творческая
практическая
Эффективные активные приемыобучения учащихся
1 Нетрадиционное начало традиционного урока
2Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
3Организация релаксации и подведения итогов урока;
4Презентации учебного материала;
5Использование форм, так называемого интерактивного обучения;
6Элементы — «изюминки»;
7Нетрадиционные виды уроков;
8Игры, игровые моменты.
Активные формы обучения - «За»:
* Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Атмосфера взаимной поддержки развивает саму познавательную деятельность.
Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, обеспечивают воспитательную задачу.
Интерактив снимает нервную нагрузку школьников.
Активные формы обучения - «Против»:
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания некоторых ребят участвовать в процессе обучения;
Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;
Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать;
Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию;
И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу
Вывод:
Решение проблемы активизации учебной деятельности, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких проблем школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного контекста учебной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения. Поэтому, за активными формами обучения настоящее и будущее!
Мир активных форм обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Давайте войдем в этот мир и станем его полноправным хозяином. Откроем для себя его тайны и возможности, научимся управлять его мощным потенциалом, сделаем свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.Благодарю за внимание!