Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением 4 класс. Интегрированный образовательный курс» М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории.» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Чтение с увлечением"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внеурочной деятельности по курсу
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением 4 класс. Интегрированный образовательный курс» М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории.» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2010 года).
Одной из главных реформ общеобразовательной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком, как основной формой учебного процесса, в начальных классах школ всё большее значение приобретает внеурочная работа.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках духовно- нравственного, социального, общекультурного и общеинтеллектуального направлений и рассчитана на детей 10—11 лет.
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и со взрослыми. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать духовно-нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями третьеклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Основными целями интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» являются:
формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.
Программа определяет ряд задач:
совершенствовать навыки чтения обучающихся;
формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
знакомить обучающихся и с детской книгой как явлением культуры;
вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
развивать воображение, литературно-творческие способности третьеклассников;
развивать устную и письменную речь младших школьников;
совершенствовать коммуникативные навыки;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Общая характеристика курса
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.
Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционного используют три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся и выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение,
Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1 часу в неделю). По согласованию с администрацией школы внеурочные занятия могут проводиться в каникулярное время.
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Связь теории с практикой.
Доступность и наглядность.
Включение в активную жизненную позицию.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Всего часов
1
Государственные символы России.
1 ч
2
Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков.
10 ч
3
Рассказы об исторических событиях XX веков.
22 ч
4
Итоговое занятие
1 ч
Итого:
34 ч
Содержание программы
Государственные символы России (1ч)
Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков. (10 ч)
О. Тихомиров «Александр Невский» (1ч)
Г. Шторм «На поле Куликовом»
К.кочегаров «Минин и Пожарский»
С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и Восставшем народе»
С. Алексеев «Рассказы о царе Петре и его времени»
А. Митяев «Сражение при Гангуте»
А. Митяев «Адмирал Ушаков»
С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
С. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»
А. Митяев «Адмирал Нахимов»
Рассказы об исторических событиях XX веков. (22 ч)
С. Алексеев «Брестская крепость»
С. Алексеев «Они защищали Москву»
А. Цессарский «Операция «Мост»
Ю. Стрехнин «Крепость черноморцев»
Ю. Стрехнин «Город отважных»
В. Богомолов «За оборону Сталинграда»
А. Насибов «За оборону Кавказа»
М. Лободин «За оборону Ленинграда»
А. Митяев «В холодном море»
Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник»
А. Шишов «Лесная девочка»
В. Воскобойников «В городе на Каме»
А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды»
Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича»
С. Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка»
Б. Лавренёв «Разведчик Вихров»
Е. Воробьев «Последний выстрел»
В. Даненбург «Весенняя музыка Вены»
В. Даненбург «Чтоб всегда было солнце»
С. Алексеев «Последний штурм»
Д.Дажин «за освобождение Праги»
Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
Итоговое занятие (1ч)
Конкретные предметные результаты и основные виды учебной деятельности прописаны к каждой теме в календарно-тематическом планировании.
Работа с информацией.
Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков.
Рекомендации для учителя
При подготовке к занятиям дети дома предварительно знакомятся с текстом произведения.
К каждому занятию прилагается текст произведения, по которому написан конспект. Учитель может при необходимости этот файл распечатать.
Курс «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» является интегрированным. На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:
предметный блок;
блок по развитию речи;
воспитательный блок;
занимательный блок.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку (развитие речи), окружающему миру (истории), литературному чтению):
называть автора произведения;
записывать название произведения;
называть героев произведения;
составлять вопросы по содержанию рассказа;
соотносить медаль с историческим событием, давать характеристику медали;
называть исторические события и их даты;
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
формулировать письменные ответы на вопросы;
восстанавливать сюжетную линию произведения.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
соотносить рисунок с отрывком из текста;
отвечать на вопросы теста;
собирать из слов предложения;
записывать значения слов и выражений;
подбирать свои заголовки к рассказам;
восстанавливать отрывки из рассказов.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев рассказов;
определять главную мысль произведения;
описывать героя, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описания из текста;
соотносить характер героя с пословицами;
соотносить героя рассказа с его героическими поступками.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:
разгадывать кроссворды;
разгадывать кроссворд, используя слова для справок;
составлять из слов пословицы и выражения;
разгадывать анаграммы.
Планируемые результаты освоения курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории».
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на историческое прошлое России;
воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;
формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения исторического характера;
осознание значимости произведения для личного развития; уважение к истории своей Родины, гордость за свой народ, ответственность за судьбу Родины, верность Родине; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературных понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, истории общества;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории»
обучающиесяполучат возможность:
закрепить умение работать с книгой;
закрепить умение работать с текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор;
заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиесязакрепят умение:
называть автора произведения;
записывать название произведения;
называние героев произведения;
соотносить медаль с историческим событием, давать характеристику медали;
называть исторические события и их даты;
составлять вопросы по содержанию рассказа;
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
формулировать письменные ответы на вопросы;
восстанавливать сюжетную линию произведения;
восстанавливать порядок плана;
восстанавливать цитатный план;
дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы теста;
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов и выражений;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения;
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова-ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героя, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описания из текста;
разгадывать кроссворды;
разгадывать кроссворд, используя слова для справок;
вписывать предметы, изображённые на рисунке;
разгадывать анаграммы;
читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.
В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственно приобретение ребёнком духовно-патриотических качеств личности при чтении и анализе произведений на исторические темы.
Влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности будет иметь стойкий воспитательный эффект и формировать личность патриота Родины.
На занятиях используются следующие формы контроля.
Текущий—позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Итоговый—представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании всего курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса «Учение с увлечением. Живые страницы истории».
Самооценка—фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1 часу в неделю).
Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
№
Тема занятия
Дата
1
Государственные символы России
Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков (10 ч )
2
1. О. Тихомиров «Александр Невский»
3
2. Г. Шторм «На поле Куликовом»
4
3. К. Кочегаров «Минин и Пожарский»
5
4. С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе»
6
5. С. Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени»
7
6. А.Митяев «Сражение при Гангуте»
8
7. А. Митяев «Адмирал Ушаков»
9
8. С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
10
9. С. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»
11
10. А. Митяев «Адмирал Нахимов»
Рассказы об исторических событиях ХХ века ( 22 ч )
12
1. С. Алексеев «Брестская крепость»
13
2. С. Алексеев «Они защищали Москву»
14
3. А. Цессарский «Операция «Мост»
15
4. Ю. Стрехнин «Крепость черноморцев»
16
5. Ю. Стрехнин «Город отважных»
17
6. В. Богомолов «За оборону Сталинграда»
18
7. А. Насибов «За оборону Кавказа»
19
8. М. Лободин «За оборону Ленинграда»
20
9. А. Митяев «В холодном море»
21
10. Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник»
22
11. А. Шишов «Лесная девочка»
23
12. В. Воскобойников «В городе на Каме»
24
13. А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды»
25
14. Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича»
26
15. С. Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка»
27
16. Б. Лавренёв «Разведчик Вихров»
28
17. Е. Воробьёв «Последние выстрелы»
29
18. В. Даненбург «Весенняя музыка Вены»
30
В. Даненбурн «Чтоб всегда будет солнце»
31
20. С. Алексеев «Последний штурм»
32
21. Д. Дажин «За освобождение Праги»
33
22. Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
34
Итоговое занятие ( 1 ч )
Тематическое планирование
№
Наименование тем
Всего часов
1
Государственные символы России
1ч
2
Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков
10ч
3
Рассказы об исторических событиях XX века
22ч
9
Итоговое занятие
1 ч
Итого:
34 ч
Материально – технические средства для реализации программы
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 4 класс.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением 4 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением.