Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Я - исследователь"»
Абаульская основная общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинской средней общеобразовательной школы
Вагайского района Тюменской области.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
протокол №
2020 г
СОГЛАСОВАНО
Методист
Кульмаметова Г.Ш.
2020 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ МАОУ Дубровинская СОШ
от 2020 г
№
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Я исследователь»
1-4 классы
Составитель: учитель начальных классов
Тухтаметова Б.К.
Абаул
2020 год
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорной ситуации;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
-выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-умение координировать свои усилия с усилиями других.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-выделять объект исследования;
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
-преобразовывать из одного вида в другой,
-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
-планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
-работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Что можно исследовать? Формулирование темы .
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Как задавать вопросы? Банк идей
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема, предмет, объект исследования
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Цели и задачи исследования
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Учимся выдвигать гипотезы
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Организация исследования(практическое занятие)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Коллекционирование
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Сообщение о своих коллекциях
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Что такое эксперимент
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Сбор материала для исследования
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Обобщение полученных данных
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.