Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Личностными результатами освоения курса «Уроки нравственности» являются формирование следующих умений:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметными результатами освоения курса «Уроки нравственности» являются следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД.
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты.
В результате прохождения программного материалак концу 1 классаобучающийся научится:
Быть доброжелательным.
Сострадать животным, не обижать их.
Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Быть опрятным, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Обучающийся получит возможность:
Отличать понятия «этика» и «этикет»
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
Соблюдать заповеди.
В результате прохождения программного материала к концу 2 классаобучающийся научится:
Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме.
Анализировать нормы нравственного поведения в обществе и в школе.
Проявлять доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
Обучающийся получит возможность:
Соблюдать требования этикета к устному и письменному приглашению.
Научиться встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
Выполнять общение.
Оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
В результате прохождения программного материала к концу 3 классаобучающийся научится:
Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Не обижать животных и птиц.
Различать добро и зло.
Использовать на уроках ранее изученные заповеди и афоризмы.
Определять каким должен быть воспитанный человек.
Применять в жизни краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
Обучающийся получит возможность:
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
Быть сострадательными к чужому горю.
Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающийся научится:
Различать хорошие и плохие поступки.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Соблюдать правила этики и культуры речи.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Обучающийся получит возможность:
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Выявлять историческую информацию из литературных источников
Анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
Распознавать и вести этикетный диалог;
Оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
1 класс
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене.
экскурсия по школе,
тематическая беседа,
литературная гостиная,
занятие-путешествие
Работают в паре: анализируют, обсуждают свои поступки, делают свои выводы, осуществляют самопроверку.
Оценивают свои поступки и рассказывают о них.
Участвуют в конкурсе рисунков на тему «Я и моя школа»;
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
тематическая беседа,
презентация,
ролевая игра
Работают в паре: моделируют изучаемые взаимосвязи.
Выявляют роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.
Читают и обсуждают стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делают вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей.
«Ежели вы вежливы».
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Как стать трудолюбивым
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
просмотр и обсуждение видеоматериала, деловая игра,
познавательная беседа,
выставка рисунков
Работают в группе: выполняют задания, формулируют
выводы, осуществляют самопроверку.
Работают в паре: устанавливают причинно-следственные
связи (на основе информации учебника), осуществляют
самопроверку.
«Как быть прилежным и старательным».
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности
Культура внешнего вида.
просмотр и обсуждение видеоматериала,
тематическая беседа
Воспроизводят основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивают внешний вид человека.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и чужое время.
Правила поведения на улице и дома
Как вести себя на улице и дома.
тематическая беседа
Сравнивают с помощью фотографий и по личным
наблюдениям город и село;
работают в паре: находят изображения города и села,
обозначают их цветными фишками, осуществляют
контроль и коррекцию; рассказывают о своем городе (селе) по плану;
формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
Формулируют правила безопасного поведения на дороге.
Школьный этикет
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
тематическая беседа, обсуждение
игра-путешествие
Используют в речи слова вежливости.
Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме.
Используют доброжелательный тон в общении.
Самостоятельно формулируют правила коллективной игры, работы.
Оценивают адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Чему нас научили уроки нравственности?
2 класс
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
Культура общения
Этикет (повторение).
тематическая беседа,
творческий конкурс,
обыгрывание проблемных ситуаций,
видеолекторий
Участвуют в обсуждении вопросов, отвечают на
вопросы викторины, решают весёлые задачи, отвечают на вопросы.
Пользуются правилами выразительной речи.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
Встреча и развлечение гостей.
Поведение в гостях.
Как дарить подарки.
Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди.
тематическая беседа,
ролевая игра
Расшифровывают выражения, рисуют и иллюстрируют.
Объясняют пословицы.
Пользуются правилами выразительной речи,
участвуют в диалоге.
Дал слово держи.
Дружеские отношения
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
тематическая беседа,
видеолекторий,
обсуждение литературных произведений
Составляют словарь «Добрые качества».
Работают в паре:
-формулируют правила поведения в семье;
- рассказывают об интересных событиях в жизни своей семьи;
оценивают значение семьи для человека и общества.
Преданный друг.
О доброте и бессердечие.
Об уважительном отношении к старшим.
О зависти и скромности.
О доброте и жестокосердии.
В мире мудрых мыслей.
Понять другого
Золотые правила.
беседа,
игра-викторина,
ролевая игра,
обсуждение
Участвуют в обсуждении вопросов, отвечают на
вопросы викторины, решают весёлые задачи, отвечают на вопросы.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
О тактичном и бестактном поведении.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
В мире мудрых мыслей.
Обзор курса этики за год.
3 класс
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
Культура общения
Этикет разговора.
тематическая беседа,
обыгрывание проблемных ситуаций,
ролевая игра,
презентация
Работа в группе. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное.
Используют в речи слова вежливости.
Создают по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывают сюжетную картинку (серию).
Обращение к разным людям.
Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации.
Афоризмы.
Разговор по телефону.
Играем роль воспитанного человека.
Самовоспитание
Что значит быть вежливым?
викторина,
просмотр и обсуждение видеоматериала
Аргументируют свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.
Рассматривают наглядный материал.
Составляют рассказ по схемам, иллюстрациям.
Разбирают житейские ситуации.
Мои достоинства и недостатки.
Большое значение маленьких радостей.
О хороших и дурных привычках.
Афоризмы о самовоспитании.
Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди: как мы их исполняем.
тематическая беседа,
обсуждение,
викторина
Обсуждают понятие «настоящий друг».
Находят пути выхода из конфликтных ситуаций.
Рассматривают значение понятий «сострадание» жестокосердие, счастье.
Работают в группе: ищут
произведения о дружбе.
О сострадании и жестокосердии.
Лгать нельзя, но если...?
Всегда ли богатство счастье?
Спешите делать добро.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
«Как сердцу высказать себя?»
показательные выступления,
обыгрывание проблемных ситуаций,
обсуждение,
викторина,
Расшифровывают выражения, рисуют
и иллюстрируют. Объясняют пословицы.
Участвуют в диалоге.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
Афоризмы.
4 класс
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
Культура общения
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
тематическая беседа,
обыгрывание проблемных ситуаций,
викторина
Обсуждают предложенные ситуации.
Формулируют правила поведения на уроке, в столовой, на перемене.
Перечисляют правила и обязанности школьника.
Называют вежливые слова и употреблять их в речи. Выслушивают точки зрения товарищей.
Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним.
Культура спора.
Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
Самовоспитание
«Познай самого себя».
ролевая игра,
беседа,
обсуждение,
творческие проекты, презентации
Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по
теме.
Используют доброжелательный тон в общении.
Воспроизводят правила поведения в конкретной
жизненной ситуации. Самостоятельно формулируют
правила коллективной игры, работы.
Самовоспитание.
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
Как я работаю над собой.
О терпении.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Общечеловеческие нормы нравственности
Об источниках наших нравственных знаний.
беседа
обсуждение
творческие проекты, презентации
Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме.
Самостоятельно формулируют правила коллективной игры, работы.
Работают в группах:
-собирают информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью
интервьюирования;
- интервьюируют членов семьи;
-оценивают значение семейных альбомов для укрепления
семейных отношений.
-составляют экспозицию выставки;
Совесть - основа нравственности.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
«Досадно мне, что слово честь забыто».
Заветы предков.
Россияне о любви к Родине.
Твоя малая родина.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов.
тематическая беседа
просмотр и обсуждение видеоматериала
игра-путешествие
Воспроизводят исторические ценности из мифов и былин русского народа.
Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме.
Высказывают предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
Положительные герои в былинах и сказках.
Отрицательные герои в литературных произведениях.
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
Искусство и нравственность.
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Обзор курса этикета.
Тематическое планирование
1-ый год обучения
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Правила поведения в школе(6 часов)
1
Правила поведения на уроке и на перемене.
1
2
Правила поведения в общественных местах.
1
3
Правила поведения в гардеробе.
1
4
Правила поведения в столовой.
1
5
Правила поведения в библиотеке.
1
6
Правила поведения в школьном дворе.
1
О добром отношении к людям(10 часов)
7-8
Что такое «добро и зло».
2
9-10
«Ежели вы вежливы».
2
11-12
Добрые и не добрые дела.
2
13-14
Ты и твои друзья.
2
15-16
Помни о других – ты не один на свете.
2
Как стать трудолюбивым(7 часов)
17
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
1
18-19
«Как быть прилежным и старательным».
2
20-21
Наш труд в классе.
2
22-23
Мой труд каждый день дома.
2
Правила опрятности и аккуратности(5 часов)
24-25
Культура внешнего вида.
2
26-27
Каждой вещи своё место.
2
28
Умейте ценить своё и чужое время.
1
Правила поведения на улице и дома(2 часа)
29-30
Как вести себя на улице и дома.
2
Школьный этикет(3 часа)
31-32
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
2
33
Чему нас научили уроки нравственности?
1
2 –ой год обучения
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Культура общения (9 часов)
1
Этикет (повторение).
1
2-3
Устное и письменное приглашение на день рождения.
2
4-5
Встреча и развлечение гостей.
2
6-7
Поведение в гостях.
2
8-9
Как дарить подарки.
2
Общечеловеческие нормы нравственности(4 часа)
10-11
Заповеди.
2
12-13
Дал слово держи.
2
Дружеские отношения(11 часов)
14-15
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
2
16
Преданный друг.
1
17-18
О доброте и бессердечие.
2
19
Об уважительном отношении к старшим.
1
20-21
О зависти и скромности.
2
22
О доброте и жестокосердии.
1
23-24
В мире мудрых мыслей.
2
Понять другого(10 часов)
25-26
Золотые правила.
2
27-28
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
2
29-30
О тактичном и бестактном поведении.
2
31-32
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
2
33
В мире мудрых мыслей.
1
34
Обзор курса этики за год.
1
3-ый год обучения
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Культура общения (9 часов)
1
Этикет разговора.
1
2-3
Обращение к разным людям.
2
4
Вежливый отказ, несогласие.
1
5-6
Этикетные ситуации.
2
7
Афоризмы.
1
8
Разговор по телефону.
1
9
Играем роль воспитанного человека.
1
Самовоспитание(7 часов)
10
Что значит быть вежливым?
1
11-12
Мои достоинства и недостатки.
2
13
Большое значение маленьких радостей.
1
14-15
О хороших и дурных привычках.
2
16
Афоризмы о самовоспитании.
1
Общечеловеческие нормы нравственности(10 часов)
17
Заповеди: как мы их исполняем.
1
18-19
О сострадании и жестокосердии.
2
20-21
Лгать нельзя, но если...?
2
22-23
Всегда ли богатство счастье?
2
24-25
Спешите делать добро.
2
26
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?(8 часов)
27
«Как сердцу высказать себя?»
1
28-29
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
2
30
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
31
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
32
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
33
Афоризмы.
1
34
Чему мы научились на уроках этики.
1
4-ый год обучения
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Культура общения(9 часов)
1
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
1
2-3
Культура общения в современной семье.
2
4-5
О терпимости к ближним.
2
6
Культура спора.
1
7
Этикетные ситуации.
1
8-9
В мире мудрых мыслей.
2
Самовоспитание(7 часов)
10
«Познай самого себя».
1
11
Самовоспитание.
1
12
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
1
13
Как я работаю над собой.
1
14
О терпении.
1
15
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
16
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
1
Общечеловеческие нормы нравственности(10 часов)
17
Об источниках наших нравственных знаний.
1
18
Совесть - основа нравственности.
1
19
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
20
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
21
Заветы предков.
1
22
Россияне о любви к Родине.
1
23
Твоя малая родина.
1
24
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
25
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
26
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
1
Искусство и нравственность(8 часов)
27
Нравственное содержание древних мифов.
1
28
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
1
29
Положительные герои в былинах и сказках.
1
30
Отрицательные герои в литературных произведениях.