-устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами,
-использовать знаки для обозначения этих отношений (=, ,
-сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.
- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
-коммуникативные: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
-регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
Методы обучения: наглядный, проблемный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы:
Для учителя:
-проектор, экран, компьютер, презентация.
Для учащихся: тетради, учебники Дмитриева Т.Е., Козлова С.А. «Математика 1 класс» (часть 1), тетради на печатной основе, раздаточный дидактический материал, средства обратной связи (набор цифр).
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой
Утром солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- С добрым утром и с хорошим днём!
Наш урок с улыбки мы начнём.
- Вы чувствуете тепло солнца? Улыбнитесь и подарите тепло своему соседу, гостям.
Пусть сегодня весь урок нам будет тепло и уютно.
Мотивация к учебной деятельности
- Чем мы занимаемся на уроке математики?
- Учимся думать, считаем, решаем, рассуждаем.
- Какие умения вам понадобятся?
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Так давайте активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. У нас с вами всё получится. Готовы?
- Сегодня, ребята, у нас урок – открытие нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? Вот мы с вами и начнём с повторения изученного.
II. Актуализация знаний. Я вас приглашаю в увлекательное путешествие по стране «Математика» на этом волшебном поезде. Ребята, у нас неожиданное препятствие. Видно королева Математика хочет проверить, чему мы с вами уже успели научиться, прежде чем пропустить в свою страну.
Устный счёт:
- Давайте посчитаем, сколько вагонов в составе.
Счёт от 1 до 10 ( прямой и обратный).
Работа с математическим набором.
-Какое число следует за числом 2?
-Какое число стоит между числами 1 и 3? 3 и 5?
- Какое число предшествует числу 2?
- 2-это 1 и сколько?
–Молодцы! Приглашаю вас занять свои места и проверить свою готовность. (Звучит музыка)
-А сейчас проведем веселую разминку.
Игра «Сосчитай-ка»
Задачи в стихах.
- Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Дыню полосатую,
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла. (4)
Сколько всего подарков осени вы насчитали?
- Пять листьев Вася сам собрал,
Два листика Алёша дал.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?(7)
- Две краски есть у Саши,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
Ну, постарайтесь-ка, ребята.(3)
-А сейчас посмотрите на экран. Задание на логическое мышление «Вставь нужную фигуру». Слайд 2-5.
- Пока мы работали, глазки устали, давайте сделаем для них зарядку.
Физминутка для глаз
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз,
И вновь глазами
Ты посередине проведи.
Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води,
И на бочок её клади.
Из страны Математика пришла телеграмма. Баба- Яга заточила некоторых жителей этой страны в своей избушке, без которых мы сегодня не сможем провести урок. Давайте их спасём. Если мы сейчас правильно выполним задание, то они будут свободны.
3.- Ребята, посмотрите на доску. Назовите фигуры в ряду и сосчитайте их. Найдите закономерность и продолжите ряд на две фигуры.
-Какие это фигуры? Какие они по счёту, если считать слева направо? Какую фигуру можно обозначить цифрой 1? Установите числовые карточки возле каждой из фигур.
-На какие группы можно разбить эти фигуры? ( На линии и точки; на красные, жёлтые, зелёные, фиолетовые).
-На какие группы можно разбить линии? ( На прямые и кривые)
-Кривые линии? (На замкнутые и незамкнутые) Каких фигур больше? Меньше?
III.Постановка учебной задачи
- Молодцы! - Хорошо мы провели «гимнастику» для ума и можем путешествовать дальше. На доске появляются знаки.
-Значит, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
IV. Открытие новых знаний.
Королева Математика спрашивает у вас:
- Вы готовы сделать открытие?
В математике отношение выражается словами равно, больше, меньше и записываются знаками: =
-Почему важно уметь устанавливать отношения , =?
-Где они нам пригодятся? Для решения задач, уравнений, т.к., не зная больше или меньше искомые числа, чем данные, нельзя правильно их решить.
Сегодня мы познакомимся с новыми знаками, которые заменяют слова «больше», «меньше», «равно». Будем сравнивать предметы и числа.
- А сейчас приготовьте свои квадраты.
Положите в верхний ряд 2 зелёных квадрата, а в нижний 3 синих. Как вы поставили квадраты? Друг под другом.
-Каких квадратов меньше?
-Какое число меньше 2 или 3?
- Можно ли ваш рассказ записать так: 2
-Каких квадратов больше? (синих)
-Какое число больше? (3)
- Сравнили числа вы верно, но как это записать? (Ответы детей).
Кто догадался, как это записать? 32
– знак больше
Для того чтобы не писать слова «больше», «меньше», «равно» математики договорились обозначать их специальными знаками. Так слово «больше» мы будем обозначать знаком «». Посмотрите. На, что он похож? (На клювик птички).
Вы должны запомнить, что острие знака всегда показывает на меньшее число.
- Прочитаем запись (три больше двух): 3 2.
Рассмотрите запись 2 ≠ 3. Прочитайте
– Можно ли по этой записи сказать, какое число больше или меньше? Чем неудобен знак «≠»? (Он только показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше или меньше.)
– Какая же возникает в связи с этим проблема? (Нужно ввести новый знак.)
- А что нужно сделать, чтобы их стало поровну? 3=3 или 2=2
- Какой знак поставим? («=».)
– Докажите. (Фигур поровну, значит, ставим «=»)
Вывод: если у каждого предмета из одной группы есть пара в другой группе, то эти группы (равны).
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Соберём в корзину ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде три.
На четыре и на пять.
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде шесть,
Всем за парты тихо сесть!
- Какой ещё ваш верный помощник на уроке в получении знаний? (учебник)
- Откройте учебники по закладке, задание № 1, с. 28. Королева Математика предлагает вам помочь Кате, Пете и Вове. Слайд 7 - 8.
- Рассмотрите верхние рисунки и записи к ним, объяснить, что они значат, и расскажите, каких фигур больше, каких меньше, каких поровну. (Работа на компьютере). Мы помогли Кате и Пете выполнить задание. Они записали наш рассказ на языке математики.
Прочитайте эти записи:
11 2=2
V. Первичное закрепление .
Работа в тетради на печатной основе.
Письмо знаков.
Проверьте рабочее место, сядьте удобнее, чтобы всё лежало правильно, записи были чёткими и аккуратными. Работаем на странице 16 №1. (работа в тетрадях на печатной основе для 1 класса)
– Перед вами знаки. Как называется первый знак? (больше)
Как называется второй знак? (меньше)
Как называется третий знак?( =)
Установите закономерность выполнения этого задания.
Напишите знаки в тетради, допишите до конца строки.
Физминутка.
-Посмотрите, на экране показаны цифры. Назовите их. Давайте глазками повторим написание этих цифр. Слайд 9-10
Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной руки, затем другой.
№5 с.29 Слайд 11-12
А сейчас королева Математика приготовила вам задание. Подберите карточку с записью к каждому рисунку.
Самостоятельная работа с проверкой. №3с.16 Слайд 13-14
Обвести показ и поставить знаки.
Тренировочные задания на повторение. Слайд 15-16
1.Работа со счётными палочками.
На экране изображены коробки и палочки. Сколько нужно переложить из левой коробки в правую так, чтобы палочек в коробке стало поровну. Один ученик на экране показывает, остальные на парте с помощью палочек.
2.Работа с предметными множествами. Придумайте выражение, чтобы запись стала верной.
2.У вас на столах карточки, нужно вставить недостающие знаки «больше» или «меньше».
Карточка (сильным ученикам)
2*3
5*7
5*3
10*7
3*9
7*1
VI. Рефлексия:
-Пришло время подвести итог. Благодаря дружной работе наше путешествие удачно завершилось. Во время путешествия мы провели большую работу.
– Скажите, что вы для себя узнали нового?
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам помогло хорошо работать на уроке?
-Оцените свою работу с помощью солнышка и тучки.
У вас на партах лежит солнышко и тучка, если вам понравился урок и был полезным для вас, то вы поднимаете солнышко, а у кого что-то не получилось, и было грустно, то тучку. Посмотрите, королева Математика тоже вами довольна. За ваши успехи она благодарит вас.
-А сейчас покажите карточкой, на какой ступеньке вы сегодня находитесь по окончанию урока.
Я вижу, что многие добрались до самой высокой ступеньки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку, науку математику.