kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебные задания с метапредметным компонентом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предлагаются примеры заданий с метапредметным компонентом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебные задания с метапредметным компонентом.»

Учебные задания с метапредметным компонентом.

В современном обществе приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

С внедрением ФГОС в обучение изменились требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.

Выдержка из проекта ФГОС НОО (новая редакция)

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социально значимые личностные качества, сформированность основ российской гражданской идентичности, активную деятельностную позицию;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также универсальные учебные действия (познавательные, работа с информацией, регулятивные, коммуникативные, совместная деятельность), составляющими основу умения учиться;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями;

2) овладение умениями работать с информацией;

3) овладение регулятивными учебными действиями;

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями;

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности»


Т. е. на сегодняшний день образование должно быть ориентировано на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Объектом формирования и оценки становятся не только действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Большая часть заданий Всероссийских проверочных работ направлена на диагностику не только предметных, а также метапредметных умений. Задания построены таким образом, что при их выполнении необходимо задействовать предметные и метапредметные умения в совокупности. Но на страницах учебников по начальной математике, русскому языку, окружающему миру и др., в основном, содержатся задания, включающие учеников в репродуктивную, тренировочную деятельность по заданному алгоритму-образцу, что, безусловно, обеспечивает формирование предметных результатов. К сожалению, при таком подходе УУД не становятся объектом целенаправленного формирования.

Следовательно, в процессе обучения ученики должны приобрести опыт «общения» с подобными заданиями.

В связи с этим на сегодняшний день выделяют особую группу заданий – учебные задания с метапредметным компонентом, при выполнении которых проявляется весь комплекс образовательных результатов (предметные знания и умения, универсальные учебные действия – регулятивные, познавательные, коммуникативные).

При составлении заданий необходимо учитывать следующие требования, которые предъявляются к современным контрольно-измерительным материалам:

1) адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования – система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам;

2) адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся – применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей;

3) наличие заданий двух уровней сложности – базового и повышенного – задания базового уровня сложности – стандартные задачи, в которых очевиден (алгоритмизирован) способ решения. Повышенный уровень сложности составляют задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ;

4) операционализация (пооперационный контроль) – контрольно-измерительные материалы должны содержать задания, проверяющие конкретные выделенные умения;

5) преобладание практико-ориентированных заданий – при решении таких заданий учащиеся переносят теоретические знания в конкретную жизненную ситуацию;

6) задания разного типа (по условиям нахождения и записи ответа) – с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов; с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненного действия; с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа;

7) наличие спецификации – перед заданиями необходимо указать цель, структуру и содержание каждой части работы, также указывается типы заданий, время на выполнение заданий и их объем;

8) возможность самоконтроля и самопроверки - к контрольно-измерительным материалам должна быть приложена не только пояснительная записка для оценивания учителем, но и образцы (эталоны) самопроверки для учащихся, при помощи которых они предварительно оценивают свою работу;

9) критериальное оценивание – оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности;


Оценка предметных и метапредметных результатов является одной из составляющей оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Диагностика сформированности планируемых результатов является одним из важнейших элементов системы контроля и оценки, при этом она не сводится к простой проверке планируемых результатов, а направлена на систематическое получение информации о состоянии уровня достижений обучающихся, выявление мест и причин затруднений и нахождение путей коррекции педагогической деятельности в целом. Кроме того, педагогическая диагностика рассматривает уровень освоения учебных достижений в динамике, отражает сильные и слабые стороны обучения. Таким образом, педагогическая диагностика позволяет сравнить достижения обучающегося в разные периоды обучения и корректировать педагогические действия, направленные на данного обучающегося.


Процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур, позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Одной из таких процедур является педагогическая диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.

Среди эффективных диагностик сформированности у младших школьников различных групп УУД являются методики, представленные в пособиях А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В, Вахрушева А.А. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». (Пособия авторов разработаны для обучающихся с 1 по 4 кл.)

Следует отметить, что на данный момент недостаточно заданий для диагностики уровня сформированности у младших школьников умений различных групп универсальных учебных действий, поэтому возникает необходимость разработки заданий такого типа.

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ


Приведу примеры математических заданий, в которых в процессе их выполнения определяется уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов.


Задание № 1

Раздел математики: Пространственные отношения.

Предметное умение: характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Метапредметное умение: познавательные УУД, использовать знаково-символические средства для представления информации и создание несложных моделей изучаемых объектов.4 класс. На остров, где находится клад, высадились пираты. Развернули карту и увидели, что клад находится на севере по тропе прямо на расстоянии 5 шагов. Затем встретится ель, от нее надо повернуть направо – увидишь пещеру. Там находится клад. На карте значками показана тропа - ===== , шаг - , ель - , пещера - .

На карте стерлись стороны горизонта. Получилось вот такая картина:

=====






Определите стороны горизонта на карте и отметьте их.

Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: РО (развернутый ответ)

Верные ответы:

Ю С


=====






Критерии : Максимально баллов – 2 (1 балл – верно нарисовал, 1 балл – верно обозначил стороны горизонта)




Задание № 2

Раздел математики: площадь прямоугольника.

Предметное умение: находить площадь прямоугольника по заданным величинам.

Метапредметное умение: умение работать с информацией, анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

4 класс. Заполни таблицу, используя предложенный план квартиры.найди общую площадь квартиры.


а

в

S

Комната




Кухня




Прихожая




3 м


6 м Комната Кухня



Прихожая 2 м


8 м

Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: : КО (с кратким ответом).



Верные ответы:


а

в

S

Комната

6 м

5 м

30 кв. м

Кухня

3 м

4 м

12 кв. м

Прихожая

3 м

2 м

6 кв. м

Общая площадь квартиры: 30 +12 + 6 =48 кв. м.

Критерии : Максимально баллов – 3 (1 балл – верно заполнил таблицу, 1 балл – верно нашел площади комнаты, кухни, прихожей, 1 балл – верно записал решение и ответ нахождения общей площади квартиры)


Задание № 3

Раздел математики: Числа и вычисления.

Предметное умение: находить значения заданных выражений чисел, распределять по заданному правилу.

Метапредметное умение: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; умение осуществлять контроль деятельности.

2 класс. Распредели математические выражения на две группы, дай название каждой группе.

3+9; 38-у; 37-15; 29+58; х+7; 9-3














Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: РО (развернутый ответ)

Верные ответы: Суммы (сложение) и Разности (вычитание) или числовые выражения и буквенные выражения

Критерии : Максимально баллов – 2 (1 балл – верно распределил, 1 балл – верно назвал)

Задание № 4


Раздел математики: Решение текстовых задач

Предметное умение: уметь решать текстовые задачи.

Метапредметное умение: Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.

2 класс. Выбери модель, которая не подходит к условию задачи.

У Толи было 6 машинок, а у Сани на 2 машинки больше.



Толя – 6 м.

Саня - ?, на 2 м. больше




6 м. 2 м.


6 м.


2 м.

Уровень сложности: Б (базовый)

Тип задания: ВО (с выбором ответа)

Верный ответ – слева внизу (с одним отрезком).

Критерии :Максимально – 1 балл (верно/неверно)

Задание № 5

Раздел русского языка: Фонетика.

Предметное умение: уметь выделять звуки, соотносить звуки и буквы в словах.

Метапредметное умение: Умение использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; определять существенный признак для классификации; объединять части объекта.

2 класс. Учительница написала на доске слова и попросила первоклассников разделить эти слова на две группы и придумать каждой группе название.

ЯМА, КОНЬ, ВАЗА, РОТ, УЛЕЙ, МАЙ, КУСТ, МАЯК, ЕЛЬ

Алеша разделил слова по числу звуков, но сделал несколько ошибок. Найди их. Зачеркни слова, которые попали не в свою группу.

З звука


4 звука

ЯМА


ВАЗА

КОНЬ


УЛЕЙ

РОТ


КУСТ

МАЙ


МАЯК

ЕЛЬ



Лена разделила слова на группы правильно, но забыла написать названия групп. Впиши названия в серые строки.




КОНЬ


ЯМА

РОТ


ВАЗА

МАЙ


УЛЕЙ

КУСТ


МАЯК

ЕЛЬ




Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: РО (развернутый ответ)


Верные ответы : Оба слова (ЯМА, МАЯК) , выделено основание (1 слог, 2 слога)

Критерии : Максимально – 2 балла

Верный ответ по таблице 1 - 1 балл

Верный ответ по таблице 2- 1 балл

Задание № 6


Раздел окружающего мира: Растения.

Предметное умение: Работа с текстом.

Метапредметное умение: Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

3 класс. На какие вопросы ты можешь найти ответ в энциклопедии «Мир растений»?

  • Когда появились первые паровозы?

  • Из каких частей состоит цветковое растение?

  • Какой мох использовали для перевязок вместо ваты?

  • Какие желания девочки Жени выполнил цветик-семицветик?

Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: ВО (с выбором ответа)

Верный ответ – 2,3.

Критерии : Максимально – 2 балла (верно – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл)


Задание № 7


Раздел математики: Пространственные отношения.

Предметное умение: умение находить периметр фигуры.

Метапредметное умение: Умение контролировать и оценивать результаты в процессе деятельности.

2 класс. Из 12 спичек длиной 3 см Рита сложила сначала фигуру А, а потом фигуру В.





А В

Лиза, Митя и Коля поспорили между собой.

- Лиза утверждала, что фигура А имеет больший периметр.

- Митя говорил, что обе фигуры имеют одинаковый периметр.

- А Коля утверждал, что фигура В имеет больший периметр.

Помоги ребятам разобраться. С кем согласен ты? Почему?

Уровень сложности: П (повышенный)

Тип задания: РО (развернутый ответ)

Верный ответ у Мити.

Критерии : Максимально -2 балла,

верный ответ-1 балл, обоснование-1 балл.


Задание № 8

Раздел математики: Решение задач.

Предметное умение: Решение задач с недостающими данными

Метапредметное умение: Умение формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения

2 класс. В красное ведро вмещается 16 л воды, а в зеленое на 5 кружек меньше. Сколько литров воды вмещается в зеленое ведро?

РЕШЕНИЕ: _____________________________________________________

ОТВЕТ или Вопрос: _____________________________________________

Уровень сложности Б (базовый)

Тип задания: КО (с кратким ответом)

Верный ответ: решить задачу нельзя, т к в условии задачи разные мерки

Критерии : Максимально 1 балл.


Данные задания можно использовать не только в качестве диагностических, но и в как формирующих, в случае применения не просто решения, но и подробного анализа и разбора решения.


Используемая литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010. – 89 с.

2. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. - URL: http://www.ug.ru/archive/36681 (дата обращения 10.11.2016)

3. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с.

4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. – 288 с.

  1. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1 / Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова.– М.: Просвещение, 2011. –240 с.

  2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 230 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – 30 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебные задания с метапредметным компонентом.

Автор: Лялина Наталия Васильевна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках математики 1 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnye_zadaniia_dlia_formirovaniia_predmetnykh_metapredmetnykh_i_lichnostnykh_"
    ["file_id"] => string(6) "651545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1716827251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе(физическая культура) "
    ["seo_title"] => string(104) "osnovnyie-podkhody-k-otsienkie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-v-osnovnoi-shkolie-fizichieskaia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "203053"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429382040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок по теме "Компоненты деления" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-tiemie-komponienty-dielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431334640"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  обучения учащихся физической культуре  в 9-х  классах по учебно-методическому комплекту под редакцией А. П. Матвеева"
    ["seo_title"] => string(138) "rabochaiaprogrammaobuchieniiauchashchikhsiafizichieskoikulturiev9khklassakhpouchiebnomietodichieskomukompliektupodriedaktsiieiapmatvieieva"
    ["file_id"] => string(6) "291995"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455206983"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конструирование учебных заданий с метапредметным компонентом"
    ["seo_title"] => string(62) "konstruirovanie_uchebnykh_zadanii_s_metapredmetnym_komponentom"
    ["file_id"] => string(6) "523253"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571494513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства