Просмотр содержимого документа
«Учебные задания с метапредметным компонентом.»
Учебные задания с метапредметным компонентом.
В современном обществе приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
С внедрением ФГОС в обучение изменились требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.
Выдержка из проекта ФГОС НОО (новая редакция)
«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социально значимые личностные качества, сформированность основ российской гражданской идентичности, активную деятельностную позицию;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также универсальные учебные действия (познавательные, работа с информацией, регулятивные, коммуникативные, совместная деятельность), составляющими основу умения учиться;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности»
Т. е. на сегодняшний день образование должно быть ориентировано на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Объектом формирования и оценки становятся не только действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Большая часть заданий Всероссийских проверочных работ направлена на диагностику не только предметных, а также метапредметных умений. Задания построены таким образом, что при их выполнении необходимо задействовать предметные и метапредметные умения в совокупности. Но на страницах учебников по начальной математике, русскому языку, окружающему миру и др., в основном, содержатся задания, включающие учеников в репродуктивную, тренировочную деятельность по заданному алгоритму-образцу, что, безусловно, обеспечивает формирование предметных результатов. К сожалению, при таком подходе УУД не становятся объектом целенаправленного формирования.
Следовательно, в процессе обучения ученики должны приобрести опыт «общения» с подобными заданиями.
В связи с этим на сегодняшний день выделяют особую группу заданий – учебные задания с метапредметным компонентом, при выполнении которых проявляется весь комплекс образовательных результатов (предметные знания и умения, универсальные учебные действия – регулятивные, познавательные, коммуникативные).
При составлении заданий необходимо учитывать следующие требования, которые предъявляются к современным контрольно-измерительным материалам:
1) адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования – система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам;
2) адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся – применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей;
3) наличие заданий двух уровней сложности – базового и повышенного – задания базового уровня сложности – стандартные задачи, в которых очевиден (алгоритмизирован) способ решения. Повышенный уровень сложности составляют задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ;
4) операционализация (пооперационный контроль) – контрольно-измерительные материалы должны содержать задания, проверяющие конкретные выделенные умения;
5) преобладание практико-ориентированных заданий – при решении таких заданий учащиеся переносят теоретические знания в конкретную жизненную ситуацию;
6) задания разного типа (по условиям нахождения и записи ответа) – с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов; с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненного действия; с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа;
7) наличие спецификации – перед заданиями необходимо указать цель, структуру и содержание каждой части работы, также указывается типы заданий, время на выполнение заданий и их объем;
8) возможность самоконтроля и самопроверки - к контрольно-измерительным материалам должна быть приложена не только пояснительная записка для оценивания учителем, но и образцы (эталоны) самопроверки для учащихся, при помощи которых они предварительно оценивают свою работу;
9) критериальное оценивание – оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности;
Оценка предметных и метапредметных результатов является одной из составляющей оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Диагностика сформированности планируемых результатов является одним из важнейших элементов системы контроля и оценки, при этом она не сводится к простой проверке планируемых результатов, а направлена на систематическое получение информации о состоянии уровня достижений обучающихся, выявление мест и причин затруднений и нахождение путей коррекции педагогической деятельности в целом. Кроме того, педагогическая диагностика рассматривает уровень освоения учебных достижений в динамике, отражает сильные и слабые стороны обучения. Таким образом, педагогическая диагностика позволяет сравнить достижения обучающегося в разные периоды обучения и корректировать педагогические действия, направленные на данного обучающегося.
Процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур, позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Одной из таких процедур является педагогическая диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.
Среди эффективных диагностик сформированности у младших школьников различных групп УУД являются методики, представленные в пособиях А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В, Вахрушева А.А. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». (Пособия авторов разработаны для обучающихся с 1 по 4 кл.)
Следует отметить, что на данный момент недостаточно заданий для диагностики уровня сформированности у младших школьников умений различных групп универсальных учебных действий, поэтому возникает необходимость разработки заданий такого типа.
ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Приведу примеры математических заданий, в которых в процессе их выполнения определяется уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов.
Задание № 1
Раздел математики: Пространственные отношения.
Предметное умение: характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Метапредметное умение: познавательные УУД, использовать знаково-символические средства для представления информации и создание несложных моделей изучаемых объектов.4 класс. На остров, где находится клад, высадились пираты. Развернули карту и увидели, что клад находится на севере по тропе прямо на расстоянии 5 шагов. Затем встретится ель, от нее надо повернуть направо – увидишь пещеру. Там находится клад. На карте значками показана тропа - ===== , шаг - , ель - , пещера - .
На карте стерлись стороны горизонта. Получилось вот такая картина:
=====
Определите стороны горизонта на карте и отметьте их.
Уровень сложности: П (повышенный)
Тип задания: РО (развернутый ответ)
Верные ответы:
Ю С
=====
Критерии : Максимально баллов – 2 (1 балл – верно нарисовал, 1 балл – верно обозначил стороны горизонта)
Задание № 2
Раздел математики: площадь прямоугольника.
Предметное умение: находить площадь прямоугольника по заданным величинам.
Метапредметное умение: умение работать с информацией, анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
4 класс. Заполни таблицу, используя предложенный план квартиры.найди общую площадь квартиры.
а
в
S
Комната
Кухня
Прихожая
3 м
6 м Комната Кухня
Прихожая 2 м
8 м
Уровень сложности: П (повышенный)
Тип задания: : КО (с кратким ответом).
Верные ответы:
а
в
S
Комната
6 м
5 м
30 кв. м
Кухня
3 м
4 м
12 кв. м
Прихожая
3 м
2 м
6 кв. м
Общая площадь квартиры: 30 +12 + 6 =48 кв. м.
Критерии : Максимально баллов – 3 (1 балл – верно заполнил таблицу, 1 балл – верно нашел площади комнаты, кухни, прихожей, 1 балл – верно записал решение и ответ нахождения общей площади квартиры)
Задание № 3
Раздел математики: Числа и вычисления.
Предметное умение: находить значения заданных выражений чисел, распределять по заданному правилу.
Метапредметное умение: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; умение осуществлять контроль деятельности.
2 класс. Распредели математические выражения на две группы, дай название каждой группе.
3+9; 38-у; 37-15; 29+58; х+7; 9-3
Уровень сложности: П (повышенный)
Тип задания: РО (развернутый ответ)
Верные ответы:Суммы (сложение) и Разности (вычитание) или числовые выражения и буквенные выражения
Метапредметное умение: Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
2 класс. Выбери модель, которая не подходит к условию задачи.
У Толи было 6 машинок, а у Сани на 2 машинки больше.
Толя – 6 м.
Саня - ?, на 2 м. больше
6 м. 2 м.
6 м.
2 м.
Уровень сложности: Б (базовый)
Тип задания: ВО (с выбором ответа)
Верный ответ – слева внизу (с одним отрезком).
Критерии :Максимально – 1 балл (верно/неверно)
Задание № 5
Раздел русского языка: Фонетика.
Предметное умение: уметь выделять звуки, соотносить звуки и буквы в словах.
Метапредметное умение: Умение использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; определять существенный признак для классификации; объединять части объекта.
2 класс. Учительница написала на доске слова и попросила первоклассников разделить эти слова на две группы и придумать каждой группе название.
ЯМА, КОНЬ, ВАЗА, РОТ, УЛЕЙ, МАЙ, КУСТ, МАЯК, ЕЛЬ
Алеша разделил слова по числу звуков, но сделал несколько ошибок. Найди их. Зачеркни слова, которые попали не в свою группу.
З звука
4 звука
ЯМА
ВАЗА
КОНЬ
УЛЕЙ
РОТ
КУСТ
МАЙ
МАЯК
ЕЛЬ
Лена разделила слова на группы правильно, но забыла написать названия групп. Впиши названия в серые строки.
КОНЬ
ЯМА
РОТ
ВАЗА
МАЙ
УЛЕЙ
КУСТ
МАЯК
ЕЛЬ
Уровень сложности: П (повышенный)
Тип задания: РО (развернутый ответ)
Верные ответы : Оба слова (ЯМА, МАЯК) , выделено основание (1 слог, 2 слога)
Критерии : Максимально – 2 балла
Верный ответ по таблице 1 - 1 балл
Верный ответ по таблице 2- 1 балл
Задание № 6
Раздел окружающего мира: Растения.
Предметное умение: Работа с текстом.
Метапредметное умение: Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
3 класс. На какие вопросы ты можешь найти ответ в энциклопедии «Мир растений»?
Когда появились первые паровозы?
Из каких частей состоит цветковое растение?
Какой мох использовали для перевязок вместо ваты?
Какие желания девочки Жени выполнил цветик-семицветик?
Уровень сложности: П (повышенный)
Тип задания: ВО (с выбором ответа)
Верный ответ – 2,3.
Критерии : Максимально – 2 балла (верно – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл)
ОТВЕТ или Вопрос: _____________________________________________
Уровень сложности Б (базовый)
Тип задания: КО (с кратким ответом)
Верный ответ: решить задачу нельзя, т к в условии задачи разные мерки
Критерии : Максимально 1 балл.
Данные задания можно использовать не только в качестве диагностических, но и в как формирующих, в случае применения не просто решения, но и подробного анализа и разбора решения.
Используемая литература:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010. – 89 с.
2. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. - URL: http://www.ug.ru/archive/36681 (дата обращения 10.11.2016)
3. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с.
4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. – 288 с.
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1 / Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова.– М.: Просвещение, 2011. –240 с.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 230 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – 30 с.