| 10 неделя | | | | |
19 | | | 1 | Искусственные сообщества. Поле Сад. | Понимать, какие растения называются культурными; что такое растениеводство. Называть отрасли растениеводства; приводить примеры овощных культур, зерновых культур, технических культур; рассказывать, какой вред культурным растениям наносят сорняки; составлять цепи питания, характерные для картофельного и и капустного поля из 3–4 звеньев; рассказывать о том, как животные поля связаны с растениями Называть признаки сада. Приводить примеры плодовых и ягодных культур сада; рассказывать, какие животные обитают в садах; приводить примеры связей животных сада с растениями и друг с другом; |
20 | | | 1 | Самостоятельная работа. | Работать самостоятельно. |
| 11 неделя | | | | |
21 | | | 1 | Проект по теме. | Создавать и защищать проект по пройденной теме |
Наша Родина на планете Земля (12 ч) |
22 | | | 1 | Какую форму имеет Земля | Понимать что Земля имеет шарообразную форму. Доказывать, что Земля имеет шарообразную форму; рассказывать, как древние народы в разных странах представляли себе форму Земли; объяснять, почему нужно беречь нашу планету |
| 12 неделя | | | | |
23 | | | 1 | Карта полушарий | Представлять что такое глобус; как обозначают на глобусе сушу и воду; как называют большие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Называть и показывать на карте полушарий материки; находить на карте столицу нашей Родины; находить и показывать на карте океаны; работать с контурной картой |
24 | | | 1 | Движение Земли. Тепловые пояса | Понимать чем звезда отличается от планеты; какая звезда расположена ближе всего к нам. объяснять, почему происходит смена дня и ночи; рассказывать, в результате чего происходит смена времен года; проводить опыты; используя рисунок, определять, в каких тепловых поясах лежат материки. Иметь представление о тепловых поясах (жаркий пояс, холодный пояс, умеренный пояс) |
| 13 неделя | | | | |
25 | | | 1 | В пустыне Африки | Рассказывать о природных условиях Сахары; приводить примеры растений и животных Сахары; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями пустыни; рассказывать о занятиях населения Сахары; показывать на карте пустыни Африки |
26 | | | 1 | Экваториальные леса Южной Америки | Рассказывать о природных условиях экваториальных лесов Южной Америки; приводить примеры растений и животных экваториальных лесов Южной Америки; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями экваториальных лесов Южной Америки; рассказывать о занятиях населения экваториальных лесов Южной Америки; показывать на карте экваториальные леса Южной Америки |
| 14 неделя | | | | |
27 | | | 1 | Антарктида. Австралия. Евразия | Рассказывать о природных условиях Антарктиды, Австралии, Евразии; приводить примеры растений и животных Антарктиды, Австралии, Евразии; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Антарктиды, Австралии, Евразии; рассказывать о занятиях населения Антарктиды, Австралии, Евразии; показывать на карте растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии |
28 | | | 1 | Карта России | Выполнять разные виды работ на карте России; находить и показывать на карте меридианы и параллели; показывать сухопутные границы России на западе и на юге; находить реки; подписывать названия рек на контурной карте; определять, в каком направлении течет Волга и куда она впадает; в каком направлении течет Обь и где она берет свое начало; обозначать на контурной карте горы, города; находить на карте озеро Байкал |
| 15 неделя | | | | |
29 | | | 1 | Зона арктических пустынь | Понимать, что природные зоны – это территории со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. рассказывать об условиях жизни в зоне арктических пустынь; называть растения и животных зоны арктических пустынь; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в арктической пустыне; приводить примеры связей животных арктических пустынь с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей арктических пустынь из 3–4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны арктических пустынь. Иметь представление о лишайниках; как питаются лишайники; о том, какое значение имеют лишайники в природе |
30 | | | 1 | Тундра | Различать природную зону – тундру. Рассказывать о природных условиях жизни в тундре; называть растения и животных тундры; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в тундре; приводить примеры связей животных тундры с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей тундры из 3–4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны тундры |
| 16 неделя | | | | |
31 | | | 1 | Экскурсия. Степи. Зона лесов | Различать природную зону лесов. Рассказывать о природных условиях жизни в зоне лесов; называть растения и животных зоны лесов; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в зоне лесов; приводить примеры связей животных зоны лесов с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей зоны лесов из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны лесов |
32 | | | 1 | Самостоятельная работа. | Различать природную зону – степи. Рассказывать о природных условиях жизни в степи; называть растения и животных степи; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в степи; приводить примеры связей животных степи с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей степи (из 3–4 звеньев); рассказывать о заповедниках зоны степей; описывать условия жизни в пустыне |
| 17 неделя | | | | |
33 | | | 1 | Проект по теме. | Составлять и защищать проект. |
История нашей Родины (19 ч). |
Наши верные помощники (2 часа) |
34 | | | 1 | История на карте | Понимать что историческая карта может рассказывать о том, где расселялись наши предки, строили крепости и города, как завоевывали и осваивали новые территории; |
| | | | | условные обозначения на исторической карте. Придумывать название карты; читать карту; разбирать условные обозначения; отвечать на вопросы по исторической карте |
| 18 неделя | | | | |
35 | | | 1 | Исторические источники | Понимать понятие «исторические источники»; что память о прошлом хранят находки археологов; что по вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое. Иметь представление о летописях, былинах, письме на бересте. Рассказывать, что относится к вещественным, письменным и устным источникам |
Древняя Русь (5 часов) |
36 | | | 1 | Первые русские князья | Знать имена первых русских князей (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга); Киев – столица древнерусского государства. Рассказывать о жизнедеятельности первых русских князей. Иметь представление о вооружении славянских народов |
| 19 неделя | | | | |
37 | | | 1 | Князь Владимир. Крещение Руси | Рассказывать, как князь Владимир укрепил свое государство; называть сказки, в которых действуют персонажи языческой веры древних славян; подготовить сообщение о Рождестве |
38 | | | 1 | Культура Древней Руси | Знать, кто создал славянскую азбуку. Рассказывать, что является нашим культурным наследием; описывать, как выглядела древнерусская книга |
| 20 неделя | | | | |
39 | | | 1 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | Помнить дату нашествия монгол- татар на Русь (1237 год). Иметь представление об истории татаро-монгольского нашествия на Русь, битве со шведами на берегу Невы, битве на Чудском озере; о русском богатыре Евпатии Коловрате. Подготовить сообщение о монголо-татарском нашествии на Русь; рассказывать о битве на Чудском озере |
40 | | 1 | 1 | Дмитрий Донской. Куликовская битва | Воспроизводить историю Куликовской битвы. Рассказывать о ходе битвы по исторической карте; описывать Кремль при Дмитрии Донском; объяснять, почему хан Мамай напал на Русь; рассказывать о значении победы русского войска на Куликовом поле. Иметь представление о деятельности монаха Сергия Радонежского |
Московское царство (5 часов) |
| 21 неделя | | | | |
41 | | | 1 | Первый русский царь. Преоб разования в государстве | Помнить первого русского царя; в каком веке правил царь Иван IV. Рассказывать, какие новшества появились на Руси во вре- мя правления Ивана Грозного; описывать по рисунку, как выглядели стрельцы, чем они были вооружены; готовить рассказ о Московских приказах; называть первые печатные книги; сравнивать первые печатные книги и рукописные; находить в дополнительной литературе предание о строителях собора Василия Блаженного |
42 | | | 1 | Как жили люди на Руси в XIV–XVI веках | Отличать крестьянские избы от боярского дома. Объяснять, что значит топить печь «по-черному»; описывать русский монастырь; составлять по рисункам сюжетные рассказы (один день в доме крестьянина, один день в доме боярина). Иметь представление о книге «Домострой» |
| 22 неделя | | | | |
43 | | 1 | 1 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарски | Понимать почему события XVII века называют Смутным временем. Объяснять смысл слов на памятнике Минину и Пожарскому; используя картину А. Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам», составлять небольшой сюжетный рассказ; объяснять название нового праздника – День народного единства 4 ноября. Иметь представление об истории создания Казанского собора в Москве |
44 | | | 1 | Русское государство при первых Романовых | Рассказывать, что нового появилось в русском государстве в XVII веке; называть, какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу своего господина; объяснять выражение «отложить дело в долгий ящик»; описывать, как выглядела улица XVII века, как были одеты горожане; называть улицы в Москве, которые носят названия ремесел; объяснять, кто такие «крепостные крестьяне»; используя текст и рисунки урока, составлять небольшие рассказы (один день из жизни царя; путешествие иностранного купца по Москве XVII века) |
| 23 неделя | | | | |
45 | | | 1 | Русские землепроходцы. | Понимать, что участников экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток называли землепроходцами. Иметь представление об экспедиции В. Д. Пояркова, С. И. Дежнева, Е. П. Хабарова. Отвечать на вопросы, используя исторические карты; находить дополнительный материал по теме; рассказывать, как изменились границы государства к концу XVII века, какие новые территории появились у России; проследить по карте путь В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова |
Российская империя (7 часов) |
46 | | | 1 | Петр I – необычный царь | Рассказывать, каким царем был Петр I. Иметь представление о рекрутской повинности; о потешных войсках. описывать, какие изменения произошли в царствование Петра I; объяснять, для чего царь проводил в стране перепись населения; используя портрет Петра и текст, составлять характеристику личности русского царя; находить в энциклопедии дополнительный материал о реформах Петра I; готовить небольшое сообщение |
| 24 неделя | | | | |
47 | | | 1 | Мирные заботы Петра | Понимать, когда в России стали отмечать Новый год; какие изменения произошли в календаре. Составлять рассказ об ассамблее |
48 | | | 1 | Императрица Екатерина II | Понимать, что такое барщина, оброк. Рассказывать об А. Суворове, Ф. Ушакове; находить в энциклопедии дополнительные материалы о полководцах; объяснять, почему «Наука побеждать» А. Суворова остается современной и в наши дни; сравнивать дворянскую усадьбу XVIII века с домом дворянина XVI века; составлять рассказ «Один день в дворянский усадьбе» |
| 25 неделя | | | | |
49 | | | 1 | Образование и наука в XVIII век | Иметь представление, в каком году был открыт московский университет. Объяснять, почему университет носит имя М. В. Ломоносова; находить в энциклопедии дополнительные сведения о жизни М. В. Ломоносова; рассказывать, чему учили смолянок; описывать изобретения И. Кулибина; готовить сообщение по теме; давать толкование словам «дружба», «добродетельный человек» |
50 | | | 1 | Война 1812 года | Объяснять, почему войну 1812 года называют Отечественной; рассказывать, кто возглавил русскую армию во время войны 1812 года; читать стихотворение М. Ю. Лермонтова; находить в энциклопедии дополнительный материал о М. И. Кутузове; описывать, как был вооружен русский дружинник |
| 26 неделя | | | | |
51 | | | 1 | Отмена крепостного права | Объяснять, почему Александра II называли царем-освободителем; рассказывать, как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права; рассказывать о музеях родного края; рассказывать, что нового появилось в воспитании и образовании Александра II. Иметь представление, кто такие меценаты |
| | | | Наука и техника в XIX веке | Понимать кто из русских путешественников исследовал город Владивосток. Иметь представление о научных открытиях К. А. Тимирязева, хирурга Н. И. Пирогова, изобретениях П. Н. Яблочкова. Находить дополнительные сведения об изобретении фотографии и кинематографе; рассказывать о значении изобретений; доказывать значение растений в природе |
52 | | | 1 | Город и горожане. Мода XIX века | Понимать в каком веке были основаны Москва и Петербург. Сравнивать современный транспорт и конку; рассказывать, какие новые детали появились в женском костюме; описывать, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в XIX веке; вспоминать, что ели наши предки в XIX веке |
| | | | Культура XIX века | Называть фамилии писателей и поэтов начала XIX века; произведения А. С. Пушкина. Находить в энциклопедии дополнительные сведения о поэтах, писателях начала XIX века; рассказывать о поэте В. А. Жуковском; объяснять, почему Н. М. Карамзина современники называли «последним русским летописцем»; описывать картины художников начала XIX века; готовить сообщение о картинах на историческую тему, о портретах известных людей; объяснять, в чем заключается «великая сила музыки». Иметь представление о том, что М. Глинка является создателем русской национальной оперы |
Российское государство ( 18 часов) |
| 27 неделя | | | | |
53 | | | 1 | Россия в начале XX века. Революция в России | Помнить кто был последним русским императором; когда началась Первая мировая война; как стала называться наша страна после Октября 1917 года. работать с лентой времени; рассказывать, какие события произошли в начале ХХ века в Российской империи; находить в дополнительной литературе материал о деятельности Красного Креста |
54 | | | 1 | Россия в годы советской власти | Знать, как стало называться наше государство после 1922 года. Сравнивать герб СССР с гербом РСФСР; находить на карте крупные предприятия, построенные в 20–30 годах; рассказывать, зачем нужно было бороться с неграмотностью. Иметь представление о пионерской организации |
| 28 неделя | | | | |
55 | | | 1 | Великая Отечественная война | Знать, когда началась Великая Отечественная война. Показывать на карте направления главных ударов противника; называть российские города, которые одними из первых подверглись нападению со стороны фашистской Германии; готовить сообщение о том, кто первым принял на себя удар фашистов |
56 | | | 1 | Крупнейшие битвы Отечественной войны традиций людей в разные исторические времена | Рассказывать о событиях Ленинградской блокады, о битве под Москвой, о Сталинградском сражении, о Курской битве; рассказывать, через какие города проходила линия фронта в декабре 1942 года; какие города были освобождены в результате наступления советских войск; рассказывать, как сложилась судьба города в годы Великой Отечественной войны |
| 29 неделя | | | | |
57 | | | 1 | Тыл в годы войны | Объяснять значение слова «эвакуация»; рассказывать о военных годах родного края; находить и пересказывать произведения о Великой Отечественной войне; объяснять, почему война советского народа с фашисткой Германией называется «Отечественной»; называть города-герои; называть памятники родного края, посвященные победе в войне. Иметь представление о наградах Великой Отечественной войны (орден «Победа», орден Отечественной войны, орден А. Невского, орден А. Суворова, орден М. Кутузова) |
58 | | | 1 | Россия после войны | Рассказывать, почему так быстро было восстановлено разрушенное хозяйство; описывать, как жили люди в городе и деревне после войны. Иметь представление об открытии атомной энергии в мирных целях |
| 30 неделя | | | | |
59 | | | 1 | Научные достижения XX века | Рассказывать о научных достижениях ХХ века; находить в дополнительной литературе информацию об использовании лазера в медицине, в средствах связи |
60 | | | 1 | По северным городам России | Рассказывать, чем знамениты города Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Каргополь |
| 31 неделя | | | | |
61 | | | 1 | Города Центральной России | Рассказывать, чем знамениты города Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань |
62 | | | 1 | Города Урала и Сибири | Рассказывать, чем знамениты города Екатеринбург Пермь Челябинск, Уфа Новосибирск Братск Иркутск Хабаровск Владивосток |
| 32 неделя | | | | |
63 | | | 1 | Комплексная контрольная работа | Понимать как самостоятельно выполнять задания учителя |
64 | | | 1 | Южные города России. Ближние и дальние соседи России | Рассказывать, чем знамениты города Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Дербент Иметь представление о ЮНЕСКО, что изображено на флаге ООН. Называть по карте страны, которые на западе, юге и востоке имеют границу с Россией; обсуждать, почему современный человек должен знать иностранный язык; описывать герб и флаг России; готовить сообщение об интересных традициях других стран (праздники, национальная одежда, кухня); читать в энциклопедии, какие языки относятся к романской, германской, славянской языковым группам |
| 33 неделя | | | | |
65 | | | 1 | Промежуточная аттестация. | Понимать как выполнять задания тестового характера |
66 | | | 1 | Экскурсия (виртуальная) по городам России | Рассказывать об изученном. |
| 34-35 недели | | | | |
67-70 | | | 4 | Резерв | |
4. Что такое масштаб?
9. Самая северная точка на земном шаре называется…, а самая южная….
10. Что происходит в результате вращения земли вокруг своей оси?
11. Как растения зоны арктических пустынь приспособились к недостатку тепла?
12. Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?
13. Какие экологические проблемы вызвало хозяйственное освоение тундры и браконьерство?
14. Почему Куликовскую битву называют «Мамаевым побоищем»?
15. Назови символы царской власти Ивана Грозного.
16. С кем из исторических деятелей связаны следующие события?
18. Вспомни и напиши изобретения П.Н.Яблочкова.
20. Назови крупные города Сибири?
1.Закончи предложение. План местности – это
2.Какие признаки изменения погоды ты знаешь? Приведи 2 примера.
3.Допиши предложение. Сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками называют…
10.Назови годы Великой Отечественной войны.
14.Назови крупные города юга России.