Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку 3класс»
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по русскому языку в 3 классе «б»
2017-2017 учебный год
Программа: «Школа России».
Учебник: Русский язык, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
«Просвещение», Москва 2013
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами8: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№п/п
Тема
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
ЯЗЫК И РЕЧЬ (2ч.)
1.
Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение. Речь- отражение культуры человека.
1
2.
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения Проверь себя.
1
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ(14ч.)
3.
Текст как единица языка и речи.
1
4.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.
1
5.
Предложение. Представление и уточнение представлений о предложении и диалоге.
1
6.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, невосклицательные.
1
7.
Р/р Коллективное сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
1
8.
Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные.
1
9.
Обращение. Предложения с обращением..
1
10.
Контрольная работа (входная)
1
11.
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.
1
12.
Простое и сложное предложение.
1
13
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
1
14.
Словосочетания. Главное и зависимое слово.
1
15.
Предложение и словосочетание. Р/р Коллективное сочинение по репродукции В.Д. Поленова «Золотая осень»
1
16.
Проверочная работа по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание
1
17.
Слово и его лексическое значение.
1
18.
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы и антонимы
1
19.
Омонимы.
1
20.
Слово и словосочетание.
1
21.
Устойчивые сочетания слов(фразеологизмы).
1
22.
Р/р Подробное изложение с языковым анализом текста.
1
23.
Части речи (повторение) Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»
1
24.
Имя существительное. Местоимение.
1
25.
Имя прилагательное. Глагол.
1
26.
Имя числительное.
1
27.
Однокоренные слова. Проверочная работа по теме «Части речи»
1
28.
Слово и слог .Гласные звуки и буквы для их обозначения
1
29.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
30.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне
1
31.
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова»
1
32.
Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак
1
33.
Разделительный мягкий знак. Проверочная работа по теме: «Слово в языке и речи».
1
34.
Р/р Письменное изложение текста по вопросам.
1
35.
Проект №1 « Рассказ о слове».
1
СОСТАВ СЛОВА(16ч.)
36.
Корень. Однокоренные слова.
1
37.
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных в корне.
1
38.
Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах
1
39.
Итоговый контрольный диктант за 1 четверть..
1
40.
Работа над ошибками. Формы слова. Окончание.
1
41.
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове
1
42.
Приставка — значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки.
1
43.
Приставка. Употребление в речи слов с приставками
1
44.
Суффикс— значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса
1
45-46.
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса.
2
47.
Р / р Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
1
48.
Основа слова.
1
49.
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
1
50.
Р/р Подробное изложение повествовательного текста (упр. 191).
1
51.
Проверочная работа по теме: «Состав слова» Проект №2 «Семья слов»
1
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29ч.)
52.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
1
53.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
54.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
1
55.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Проверочная работа по теме: «Правописание слов с безударными гласными»
1
56
Правописание слов с безударными гласными в корне .Слова с буквосочетаниями_-оло ,-оро_, -ере_. Свободный диктант.
1
57-58.
Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
2
59.
Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне.
1
60.
Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне.
Проверочная работа по теме: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости»
1
61.
Р/р Составление текста по сюжетному рисунку (упр. 222)
1
62-63.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
2
64-65.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
2
66.
Контрольное списывание № 1
1
67.
Правописание слов с удвоенными согласными
1
68.
Р/р Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» (упр. 238)
1
69.
Правописание суффиксов и приставок.
1
70.
Правописание суффиксов _ик, _ек. Упражнение в правописании суффиксов.
1
71.
Р /р Изложение деформированного текста (упр.244)
1
72.
Упражнение в правописании значимых частей слова.
1
73.
Правописание приставок и предлогов.
1
74.
Правописание приставок и предлогов. Проверочная работа по теме: «Правописание приставок и предлогов».
1
75
Административная контрольная работа № 3 за I полугодие.
1
76.
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
1
77.
Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слова».
1
78.
Работа над ошибками. Правило переноса слов с разделительным твердым знаком (ъ). Составление объявления.
1
79.
Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
1
80.
Проверь себя.
1
ЧАСТИ РЕЧИ(76ч.)
81.
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.
1
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30ч.)
82
Значение и употребление имён существительных в речи. Имя существительное.
1
83.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
1
84.
Р/р Обучающее подробное изложение повествовательного текста ( упр. 21)
1
85.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных.
1
86.
Собственные и нарицательные имена существительные. Проект №3 «Тайна имени».
1
87.
Число иен существительных. Изменение имен существительных по числам.
1
88.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
1
89.
Р/р Упражнение по развитию связной речи. Письмо по памяти. (упр. 38).
1
90.
Род имен существительных: мужской, женский, средний.
1
91.
Имена существительные общего рода. Род имен существительных иноязычного происхождения.
1
92.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода .
1
93.
Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова.
1
94.
Р/р Подробное изложение повествовательного текста ( упр. 62)
1
95.
Проверочная работа по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
1
96.
Склонение имен существительных (изменение имен существительных по падежам).
1
97.
Склонение имен существительных (изменение имен существительных по падежам)
1
98.
Несклоняемые имена существительные.
1
99.
Р/р Коллективное сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»
1
100
Именительный падеж имен существительных .
1
101
Родительный падеж имен существительных.
1
102
Дательный падеж имен существительных.
1
103
Винительный падеж имен существительных.
1
104
Упражнение в распознавании изученных падежей(именительный, родительный, дательный)