Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по основам светской этики»
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2» г. Чебоксары и авторской программы «Основы светской этики» для 4 класса под ред. М.Т. Студеникина, Москва, «Русское слово», 2014 г.
Нормативные документы:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары ЧР
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Цель:
формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
Задачи:
обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков;
научить младших школьников адекватно оценивать собственное поведение и поведение других школьников;
развитие у учащихся умений работать с различными источниками, получения
Сроки реализации рабочей учебной программы: 2016-2017 учебный год.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «НОШ №2» г. Чебоксары предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часов.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:
В целом комплексная система оценивания результатов образования обучающихся по Светской этике с учетом специфики содержания предмета духовно-нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта, может включать оценивание:
подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;
участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;
участия в подготовке итоговых творческих проектов;
участия в школьных и др. конкурсах, викторинах, выставках
Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества.
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
устный опрос на уроке
самостоятельная работа;
творческая работа;
пополнение портфолио;
тестирование;
- проектная работа.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметные результаты изучения курса:
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
III. Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Светские правила.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков.
Что такое хорошо и как не делать плохо? Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли.
Что хранит многоликую Россию? Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов.
IV. Тематическое планирование
№
п/п
Кол-во часов
Дата проведения
Разделы. Темы
Примечание
1
1
Введение в предмет
2
1
Россия - наша Родина.
3
1
Наши предки – древние славяне.
4.
5
2
Этика и этикет.
6
1
Вежливость.
7
1
Добро и зло.
8
1
Язык жестов.
9
1
Дружба и порядочность.
10
1
Собираемся в гости. Поведение в гостях.
11
1
Честность и искренность.
12
1
Честный мальчик. Корейская сказка.
13
1
Гордость и гордыня.
14
1
Отечественная война 1812 года.
15
1
Обычаи и обряды русского народа.
16
1
Обычаи и обряды чувашского народа.
17
1
Терпение и труд.
18
1
Семья.
19
1
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
20
1
Ладная семья.
21
1
Семейные традиции.
22
1
Сердце матери.
23
1
Стихи и рассказы о матери.
24
1
Правила в твоей жизни.
25
1
Правила уличного движения. Правила поведения в общественном транспорте.
26
1
Праздники народов России.
27
1
Семь дней Масленицы.
28
1
Чувашские праздники и календарные обряды.
29
1
Защитники Отечества.
30
1
Мораль защитника Отечества.
31
1
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
32
1
Легенды о чувашских богатырях.
33.
34.
2
Обобщение курса за год. Представление проектов
V. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно- методический комплект представлен
учебник
М.Т. Студеникин, М. Русское слово, 2014 «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики».
Интернет-ресурсы:
1.Практическое пособие для учителя Справочник по эффективным образовательным технологиям https://sites.google.com
2."Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/
3.Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/
4.Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Ознакомление с аналитическими отчетами о результатах ЕГЭ и ГИА за разные периоды. Вопросы повышения квалификации http://www.fipi.ru
5. "Федеральное агентство по образованию РФ". Работа с нормативно-правовыми документами в области образования, статистическими данными http://www.ed.gov.ru/
6. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет Ориентация в пространстве образовательных порталов сети Интернет http://katalog.iot.ru/
7.«Сеть творческих учителей» Общение в профессиональном сообществе. Обмен опытом, методическими материалами. www.it-n.ru
8.«Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества Общение в профессиональном сообществе.
Обмен опытом, методическими материалами. http://www.openclass.ru/
9.Педсовет Обмен опытом, методическими материалами. Знакомство с нормативными документами. Получение дистанционной консультативной помощи специалистов в области образования, психологии, логопедии и др. http://pedsovet.org/
10.Портал «Всеобуч» Знакомство с опытом работы педагогов всей страны, с опытом работы разных учебных заведений. http://www.edu-all.ru
11.Сообщество «Начальная школа» (NACHALKA.COM) Работа с методическими материалами, мультимедийными материалами, знакомство с сетевыми учебными проектами, http://www.nachalka.com/
12.UROKI.NET Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и тд. http://www.uroki.net/
13.Сайт общероссийского проекта «Школа цифрового века» Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Дистанционное обучение http://digital.1september.ru/
14.Интернет журнал «Педагогический мир» Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и тд. по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. http://pedmir.ru/
15.Интернет портал «ProШколу. ru» Общение в профессиональном сообществе.
Обмен опытом, методическими материалами.
Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни коллег из других регионов. http://www.proshkolu.ru/
16.Клуб учителей начальной школы «4 ступени» Работа с предметно-методическими материалами. http://www.4stupeni.ru/
17.Учительский портал «На урок» Работа с методическими разработками, новостями образования, публикациями http://nayrok.ru/
18.«Аудиохрестоматия» Уникальный медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены. Каждый аудиотрек – результат работы профессионалов самого высокого класса. Работа с видео материалами. Участие в конкурсах. http://audiohrestomatiya.ru/
19.Сообщество учителей «Intel Education Galaxy» Профессиональное общение и самообразование в сообществе учителей, которые активно используют новые информационные технологии. Возможность участия в конкурсах.
https://edugalaxy.intel.ru
20.worksheetworks.com Шаблоны, схемы, модели, планировщики, карты http://www.worksheetworks.com/
21.Сайт образовательной системы «Школа 2100» Работа с каталогом изданий, публикаций, сетевых ресурсов. www.school21
22.Портал «Солнышко» На сайте публикуются развивающие компьютерные игры и видеоуроки; мультфильмы и раскраски; занятия для малышей по географии, химии, физике, экономике, природоведению, иностранным языкам; оригинальные макеты развивающих и праздничных стенгазет; сценарии детских праздников; статьи о развитии и обучении детей. http://www.solnet.ee/Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер
Экранно-звуковые пособия
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.