Номер урока | Тема, тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся, форма работы | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы контроля |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия (УУД) |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение. Этот удивительный мир | Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир при- роды, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира? | неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения | (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Раздели рисунки в группы», дидактическая игра «Назови объекты природы». Выполнение заданий в рабочей тетради «Раскрась рисунок», «Соображалки», «Объедини рисунки в группы» | | Фронтальная устная проверка |
Мы – школьники (2 ч.) |
2 | Давай познакомимся. | Ты – первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, вниматель-ность, сдержанность,
| Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе. Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, | Рассказывание (учитель, учащиеся) «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с учебником: что мы будем делать в школе; с иллюстративным материалом «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение портретов двух девочек. Чтение и обсуждение народной песенки «Жила была дев- чушка!». Дидактическая игра «Узнай по описанию, кто это». Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Назови, кто где находится»; составление рассказов по картинке «Чем любят заниматься дети»; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей дея- тельности каждым учеником | Составление сообщения «Мое любимое занятие» | Устный опрос |
3 | Мы – школь- ники. Правила поведения в школе и на уроке | Школа, школь-ные помеще-ния: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работ- ников школы: учителя, вос- питателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым в подготовке к уроку, убор- ке класса, дежурстве в столовой и др. | Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклас- сника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принима-ют оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих | Работа с иллюстратив- ным материалом учебника (с. 9–12). Игра «Кто быстрее назовет школьные помещения». Работа с текстом стихотворения В. Берестова «Первоклассник» (учебник, с. 8). Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Продолжи предложение», задания «Соображалки», «Оцени свою работу». Рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия по школе | Фрон- тальная |
Родная природа (3 ч.) |
4. | Сентябрь – первый месяц осени | Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Наблю- дения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предмет- ные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень». Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев. Работа с иллюстра- тивным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях. Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков. Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Закончи рисунки», «Выполни по образцу», «Соображалки» (кто куда спрятался от дождя?); оценка своей работы | Экскурсия в парк. Презента- ция «Что за листья»: http://www. kindergorod.ru/prezenta-cii2.html | Самостоя- тельная работа |
5. | Что нам осень подарила. Экскурсия. | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употреб- ления в пищу, польза. Составление описательного рас- сказа. Работа с таблицей «Календарь сбора ягод» | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описа- тельный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края | Дидактическая игра «Что нам осень по- дарила» (с использованием натуральных объектов). Работа с таблицами и текстом учебника (с. 18–20). Ролевая игра: «Узнай по описанию». Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Закончи предложение», задания «Найди ошибки», «Объясни, как ты понимаешь поговорку», обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | | Индивидуальные сообщения |
6. | Грибная пора | Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Сравнение грибов, плодов разных растений. Работа с текстом и таблицей: календарь сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам. Коммуникативные: взаимодейст- вие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове. Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы | Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов (подосиновик, лисички, белый, опята) и плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина, брусника, калина). Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов. Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Спрашивай – отвечай», задания «Закончи рисунки», «Нарисуй грибы, которые собирают осенью» | | Самостоя- тельная работа |
Семья (2 ч. ) |
7. | Семья | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценнос- тям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни | Речевая разминка «Придумай, как кого зовут». Рассказыва- ние «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом». Работа с текстами стихотворений «Простое слово» И. Мазнина и «Бабушка» Е. Трутневой (учебник, с. 24–25). Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Сравни», «Рассмотри рисунок и ответь на вопрос», «Оцени свою работу», «Соедини линией рисунок со словом, которое ему соответ- ствует» | | Фрон- тальная |
8. | Любимые занятия. Воскресный день | Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и расска- зывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. Домашние дела | Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки). Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе парами (группами). Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе | Речевая разминка «Спроси, какое у меня настроение». Рассказывание «Любимые занятия в семье Марины», «Любимые занятия в моей семье», «Люблю ли я кукольный театр?». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцирован- ная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил!». Беседа «Как можно провести воскресный день». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй», «Соображалки», «Соедини рисунок с изобра- жением» | Творческое задание «Расскажи сказку по иллюст- рациям» | Устный опрос |
Труд людей (2 ч.) |
9. | Как из зерна получилась булка. | Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знают о пользе хлеба, его ценности; логические – строить рассуждения. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя | Речевая разминка «Хлебобулочные изделия». Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Назови и подпиши», «Соображал-ки: что сначала, что потом» | | Отчет групп, взаимо- проверка |
10. | Человек и домашние животные. | Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних животных (уход, кормление, прогулка) | Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью. Познавательные: информацион- ные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – знать, в чём состоит раз- личие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании; логические – классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее». Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально- положительное отношение к животным; самоопределение – следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении | Речевая разминка «Кто больше назовет домашних живот- ных?» Решение проблемной ситуации «Кого называют домашним животным?» (работа с иллюстративным материалом). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй», «Соображалки: соотнеси рисунок со словом», «Оцени свою рабо- ту», словесная ди- дактическая игра «Угадай, кто я?» | Творческое задание «Рассказ о моем домашнем животном». Презентация «Домашние животные»: | Индивидуальные сообщения |
Родная природа (3 ч.) |
11. | «Октябрь уж насту-пил…». | Лес (парк) изменился. Листопад почти закон- чился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах | действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятель- ности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Проведение наблюдений: какие изменения произошли в парке (лесу); закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить в парке (лесу), какие из них перелетные, какие – оседлые, поиск зимних убежищ животных – насекомых, белок, ежей; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия в парк (лес) | Индивидуальные сообщения |
12. | Птицы осенью. | В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки. На водоемах еще можно встретить ле- бедей, гусей, уток. Объяснение слов, выделенных в тексте. Проблемная задача «Почему одни птицы уле- тают на юг, а другие – остаются?» | Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – пре-образовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени. Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности | Речевая разминка (по наблюдению): «Опиши птицу так, чтобы ее можно было узнать». Решение проблемной задачи «Почему одни птицы улетают на юг, а другие – остаются?». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника (с. 36–37). Выполнение задания в рабочей тетради: «Раскрась кружочки около тех птиц, которые не улетают на юг» | Задание «Сочи- нялки» | Индивидуальные сообщения по итогам наблю- дения (анализ) |
13. | Явления природы | Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), – явления при- роды. Они зависят от времени года, погоды, осо- бенностей той или иной местности. Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход | Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения лические – представлять модель позитив- ного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать способы существо- вания в городе и селе; управление ком- муникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: самоопределение – осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Работа с иллюстра- тивным материалом учебника – выделение характерных особен- ностей разных явлений природы. Дифференцированная работа: чтение рассказа К. Ушинского «Солнце и радуга». Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй явления природы», «Раскрась рисунки» | | Самостоятельная работа |
Наша страна Россия. Родной край. (2 ч.) |
14 | Где ты живешь? | Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проб- лемы; предметные – осмысливать взаи- мосвязь человека и места, в котором он родился и живёт; понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия «земляки»; логические – образовать общее название жителей определенного города по его названию; знаково-симво- | Речевая разминка «Где ты живешь?». Работа с иллюстра- тивным материалом учебника (с. 44). Игра «Имя улицы» (игра с пиктограм- мами). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: придумай название улицы», «Нарисуй свои значки». Обсуждение выпол- ненной работы, обоб- щение, рефлексия – оценка работы клас- са в целом, своей деятельности каждым учеником | | Фронтальная устная проверка |
15 | Правила поведения на дорогах
| | Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, пра- вила пользования транспортом. Дорожные знаки. Домашний адрес. Безопасная дорога от дома до школы | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: логические – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; общеучебные – воспроизводить домашний адрес, Правила дорожного движения и пользования транспортом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; взаимодейст- вие – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие | Обсуждение ситуа- ций, изображенных в учебнике (с. 47–49). Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес». Соблюдение правил поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Раскрась знаки дорожного движе- ния», «Расскажи, какие ошибки допускают дети», обобщение, рефлексия – оценка работы класса в це- лом, своей деятельности каждым учеником | | Устный опрос |
Труд людей (2 ч.) |
16 | Ты и вещи | | Кто делает разные вещи: профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар). Классификация предметов по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-анто- нимы: «акку- ратный – неаккуратный», «бережливый – расточитель- ный (небережливый)» | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о раз- личных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека; логические – классифицировать предметы по заданному признаку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду взрослых | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Игра на классификацию «К чему относятся эти предметы?». Беседа по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе» и работа с текстами учебника (с. 52). Дидактическая игра «Я – аккуратный». Выполнение задания в рабочей тетради: «Соображалки: раздели предметы на группы» | Презента- ция «Все работы хороши»: http://school4.kamenka-city.ru/content/0/read95.html | Индиви- дуальный устный опрос |
17 | Кто работает ночью. Правила пожарной безопасности. Телефоны экстренных вызовов. | | Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотруд- ничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – формировать представления о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни- чества с партнером; управление комму- никацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к само развитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Рассказывание о людях, которые работают ночью: что они делают, чем важен их труд. Ролевая игра «Я работаю ночью». Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Составление рас- сказа «Кем работают мои роди- тели» | Индивидуальные сообщения |
Твое здоровье (4 ч.) |
18 | Что такое здоровье. Твои помощ- ники – органы чувств. | | Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Что такое здо- ровье. Хорошее состоя- ние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса | Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- никативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразо- вание – понимают чувства других людей и сопереживают им | Речевая разминка «Назови предмет определенного цвета». Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала «Что такое здоровье». Дидактическая игра: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Беседа об органах чувств и их охране. Упражнения: демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, приеме пищи. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 25) | | Устный опрос |
Родной край (3 ч.) |
26 | Родной край ) | | Характерные особенности разных насе- ленных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид; особенности строений; специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника. Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность | Речевая разминка «Закончи предло- жение». Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина». Чтение стихотворения М. Пляцковского «Родина» и ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай объект (учреждение) по вывеске», рисование: вывески к разным учреждениям (булочная, ателье, магазин «Овощи – фрукты», парикмахерская, спортивный зал, ремонт обуви) | Творческий рассказ по образцу «Где ты живешь» | Индивидуальные сообщения |
27 | Дом, в котором ты живешь
| | Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. жилой дом городского и сельского типа. План квартиры. Рассказывание о квартире Маши (учебник, с. 81). Понятия «двухкомнатная квартира», «прихожая», «кухня», «ванная», «туалет». Определение здания по вывескеПознавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог. Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | вывески?» (с. 82). Выполнение задания по учебнику «Эти разные, разные двери» (с. 83). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Отметь флаг России», «Соображалки: нарисуй тропинки», составление рассказа «Дом, в котором мне хотелось бы жить» | Творческое задание «О чем рас-сказывают двери?» | Устный опрос |
28 | Зачем люди трудятся | | Зачем люди трудятся? Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. Объяснение слов «Слава честному труду!» | Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Коммуникативные: взаимодейст- вие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе крите- риев успешности учебной деятельности | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка. Рассказы детей «Как я тружусь дома?». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай по рисункам профессию», «Разгадай кроссворд» (трудное задание) | Экскурсия в школьную библиотеку. Презента- ция «Все работы хороши»: http://school4.kamenka-city.ru/content/0/ read95.html | Индивидуальные сообщения |
Родная природа (3 ч.) |
29 | «В декабре, в де- кабре все деревья в серебре…» | | Сезонные изменения в начале зимы: снегопад, цвет снега, мороз, оттепель, снежинки. Декабрь – первый месяц зимы | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблю- дений за объектами природы. Коммуникативные: взаимодейст- вие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успеш- ности учебной деятельности | Речевая разминка: игра «Да – нет». Беседа «Народные приметы». Наблюдение «Сколько лучи- ков у каждой сне- жинки?». Сравнение последнего периода осени с началом зимы (что происходит в природе). Рассказ учителя о том, как человек готовится к зиме. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: отметь объекты природы», «Объясни поговорку», «Найди одинаковые варежки», «Оцени свою работу» | | Фронтальная устная проверка |
30 | Экскурсия в зимний лес (парк ) | | Развитие речи: составление описания «Зимний парк» | Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; прогнозирование – предвосхищать результат действия (экскурсии). Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время | Экскурсия в парк. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | | Фрон- тальная |
31 | Какой бывает вода? | | Вода – вещество. Свойства воды: теку- честь, про- зрачность, бесцветность. Вода – раство- | Регулятивные: планирование – составлять план и последовательность действий. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», | Речевая разминка: игра «Да – нет». Практическая работа «Опыты с водой: определение свойств воды как вещества». Рассказывание | | Устный опрос |
| | | Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника | птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания. Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению | «Опиши птицу по плану с опорой на картинку» (с. 45). Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | | |
Родной край (4 ч.) |
38 | Наша страна – Россия | | Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб | Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб). Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве. Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | Речевая разминка «Составим рассказ о нашей Родине». Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала), чтение текста в учебнике (с. 15) | | Самостоя- тельная работа |
39 | Богата природа России | | Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: зна- чение цвета, определение по символам (знакам) пред-ставителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны | Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | Речевая разминка «Что такое природа». Путешествие по рисунку-карте России. Рассказ учителя о лесах России. Сообщения детей о животных, обитающих на территории России. Беседа «Цветы России». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Верны ли следующие высказывания?», «Найди, кто здесь спрятался», «Соображалки: по какой дорожке», «Оцени свою работу» | | Индивидуальные сообщения |
40 | Мы – россияне
| | Россия – страна многона- циональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориен- тиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности рус-ского народа (язык, искусство, обычаи). Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; взаимодействие – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Чтение рассказа Е. Каменевой «Конь на крыше» (учебник, 28), устный ответ на вопрос. Ролевая игра «Магазин «Российский сувенир». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Национальный головной убор», «Сравни гербы» | | Тестовые задания, взаимо- проверка |
41 | Народное творчество. | | Прикладное искусство на- родов России: сравнение, различия, общие черты. Художественные промыслы разных народов России. Рас- сказывание «Как мастер делает игрушку». Раскрашивание животных из сказки «Колобок» | Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; – сравнивать разные виды искусства. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- никативных и познавательных задач; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориен- тированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур; нравственно-этическая ориентация – проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость | Речевая разминка «Опиши игрушку». Задания «Узнай сказку», «Сравним народные сказки». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: изделия художественных промыслов», «Как мастер делает игрушку» (с. 54), «Раскрась животных, которых встретил Колобок», «Вспомни сказку» | | Устный опрос |
Родная природа(3 ч.) |
42 | Февраль – месяц метелей и вьюг | | Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь | Регулятивные: планирование – пла- нировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен- нем плане. Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; пред- метные – знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяс-нять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: самоопределение – проявляют заботливое отношение к птицам | Речевая разминка «Назови по порядку». Ролевая игра «Лесные картинки». Чтение и обсуждение текстов и иллюстраций в учебнике (с. 50–51). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: срав- ни рисунки и найди различия», «Дневник наблюдений» | | Самостоя- тельная работа |
43 | Звери – млекопи- тающие | | Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и все- ядные | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориен- тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные). Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения | Речевая разминка «Сочиним рассказ». Беседа с иллюстративным материалом «Покров тела у зверей», «Как звери передвигаются», «Чем питаются звери». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: назови зверей», различение хищников и растительноядных животных | | Индивидуальные сообщения |
44 | Наш уголок при- роды. Животные и растения уголка природы Условия рота комнатных растений. Уход за ними. | | Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с жи- вотными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие | Речевая разминка «Угадай-ка». Наблюдения за обитателями живого уголка: аквариумными рыбками, животными. Составление рассказов о животных. Работа с учебником: чтение текстов и ответы на вопросы (с. 36–39). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: кто где находится». Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | | Индивидуальные сообщения по итогам наблю- дения (анализ) |
Родной край (4 ч.) |
45 | Мы – граждане России | | Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выпол- нять свои обязанности. Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?» | Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Рассказ учителя о правах гражданина России. Работа с текстом учебника (с. 43–45), обсуждение. Выполнение заданий в рабочей тетради: составление пред- ложений о правах гражданина России, раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» | | Самостоя- тельная работа |
46 | О правилах по- ведения
| | Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как раз- решать споры и ссоры | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориен- тиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – составлять правила культуры разговора по телефону, знать правила дружбы. Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение о соблюдении правил поведения, задавать вопросы. Личностные: самоопределение – осознают и применяют социальные нормы поведения | Обсуждение стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри» (с. 46–48, учебник), ответ на вопрос «Для чего нужно учиться?». Речевая разминка «Разговор по теле- фону». Обсуждение воображаемых ситуаций | | Устный опрос |
47 | 23 февраля – День защитника Оте- чества | | Как можно встретить праздник «День защит- ника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким | Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Речевая разминка «Поздравляем с праздником». Презентация «Моя семья», устные сообщения детей о членах семьи, которые служили в армии, сражались, защищая Родину. Выполнение заданий в рабочей тетради: раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» | | Фрон- тальная проверка |
48 | 8 Марта – праздник всех женщин
| | Как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, | Регулятивные: планирование – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; коррекция – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Речевая разминка «Поздравляем с праздником». Выполнение заданий в рабочей тетради: | | Отчет групп |
| | | как проявить внимание к родным и близким | Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. Личностные: смыслообразование – понимают чувства других людей и со- переживают им | практическая работа: рисование поздравительной открытки, задание «Соображалки: найди отличия» | | |
Родная природа (2 ч.) |
49 | Март – капель-ник | | Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: на- родное назва- ние месяца – «капельник»; появление проталин, таяние снега | Регулятивные: контроль и само- контроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать март, выполнять анализ народных примет, знакомиться с народным названием месяца – «капельник», объяснять причины проявления проталин, таяния снега. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | Речевая разминка «Закончи предло- жение». Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение текстов «Лесные новости» (с. 56). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни», «Помоги пчеле», «Нарисуй дорожки» | Экскурсия в парк | Фрон- тальная проверка |
50 | Птичьи разговоры | | Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Прави- ла отношения к птичьим гнездам. Народная примета «жаворонки» | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилетом, гнездованием, изучить правила отношения к птичьим гнездам. Коммуникативные: взаимодейст- вие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения | Речевая разминка «Узнай птицу по описанию». Обсуждение текста «Птичьи разговоры» (учебник, с. 57–58). Практическая работа: «Жаворонки» (учебник, с. 149–150). Рассматривание рисунков и составление рассказов о гнездах, которые строят разные птицы (с. 59) | Презента- ция «Весна: встреча птиц»: http:// www.ikt. oblcit.ru/ 38/kruger/ urok.html | Взаимо- проверка |
Твоё здоровье ( 2 ч. ) |
51 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | | Для того чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много време- ни проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет чело- века. Объяс- нение смысла выражений | Регулятивные: контроль и само- контроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контрольпо результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». | Презента- ция «Поче- му нужно есть много овощей и фруктов?»: http://www. kinder gorod.ru/ prezentacii2.html | Самостоя- тельная работа |
52 | Здоровая пища | | Какая пища полезна. Как правильно питаться. Полезный завтрак. Витамины для нашего организма. Продукты на ужин | Регулятивные: планирование – вы- полнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека. Коммуникативные: взаимодейст- вие – строить понятные для партнера высказывания. Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем пи- таться правильно Самооценка работы!». | | Тестовые задания |
Родная природа (4 ч) |
53 | Апрель – водолей
| | Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава | Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и при- нимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения | Речевая разминка «Сочиним потешку». Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 66). Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Чтение текстов учеб- ника, объяснение значений выражений. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия на водоем | Индиви- дуальные сообщения по итогам наблю- дения (анализ) |
54 | Экскур-сия в весенний лес (парк) | | Наблюдения за сезонными изменениями в окружающей действитель- ности: ледо- ход, водоем, первоцветы, трава | Регулятивные: контроль и само- контроль – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – применять правила и пользоваться инструкциями в учебной деятельности; изменениями в природе: растения, жи- вотные; называть представителей живой и неживой природы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру предметные – наблюдать за весенними | Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | | Индивидуальные сообщения |
5\5 | Жизнь насекомых весной | | Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни- чества с партнером. Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость | Речевая разминка «Кто знает больше насекомых». Наблюдение за развитием личинки комара. Работа с текстом учебника «Весенние картинки» (с. 68–69). Рассуждение «Как узнать насекомое». Рассматривание внешнего вида насекомых. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй разных насекомых», «У кого сколько ног», «На- рисуй дорожки», «Сравни», «Подпиши рисунок-схему», задание на внимание «Кто на какой цветок сядет» | | Самостоя- тельная работа |
56 | Весенние работы
| | Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники | Регулятивные: планирование – учи- тывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с ве- сенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки. Коммуникативные: взаимодейст- вие – вести устный диалог в соответст- вии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотруд- ничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций | Речевая разминка «Будем трудиться». Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего класса». Работа с текстом учебника «Весна на полях» (с. 73), пересказ. Задание «Соображалки: из чего делают хлеб». Чтение рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», ответ-рас- суждение «Есть ли ненужные профессии?» | Экскурсия в парк (сквер) | Индивидуальное сообщение по итогам целенаправленного наблю- дения (анализ) |
Труд людей (2 ч.) |
67 | Кто ра- ботает на транспорте) | | Сходство и различие разных видов транспорта: воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и ра- ботающий на бензине (керосине); грузовой, легковой. Профессии: машинист, водитель, летчик, капитан, борт-проводник, кондуктор | Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- никативных и познавательных задач; взаимодействие – строить понятные выказывания. Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятель- ности; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к истории родного народа | Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Создание плаката «Транспорт». Работа с иллюстра- тивным материалом учебника (с. 75), называние видов транспорта, отличия. Выбор транспорта для поездки на отдых. Профессии людей, которые трудятся на транспорте. Гужевой транспорт. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: найди лишнее», «Объедини виды транспорта в группы», рисование колес, машин, едущих в противоположную сторону | Презента- ция «Как вести себя в транспорте»: http:// www.kinder gorod.ru/ prezentacii.html | Отчет групп, взаимо- проверка |
58 | День космонавти- ки | | Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт | Регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудни- честве с учителем; прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – уста- навливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- ваться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные: самоопределение – осознают гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявляют чувство гордости за свой народ, историю | Речевая разминка «Расскажу вамо космонавтах». Беседа «Как все начиналось». Работа с учебником: чтение рассказа В. Бородина «Первый в космосе» (с. 78–79), «Женщины-космо- навты». Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Сообщения учащихся о космо- навтах | Индивидуальный устный опрос |
Диагностическая работа по теме «Родная страна». Цель: выявить базовые знания и степень усвоения знаний по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. Форма контроля: лист наблюдений |
Родная природа (4 ч.) |
59-60 | Май весну завер- шает, лето на- чинает. Экскурсия. | | «Май весну завершает, лето начинает» – так говорят в народе Изменения в природе . | Регулятивные: планирование – при- менять установленные правила в планировании способа решения; осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия. | Речевая разминка «Вспомним месяцы года и сравним их». Беседа с иллюстра- тивным материалом | Экскурсии в парк. Сочинение по картинкам сказки | Индивидуальные сообщения |
| | | в конце вес- ны – начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные кар- тинки | Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; предметные – наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: самоопределение – проявляют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | «Повсюду цветущие сады», рассматривание рисунков и их описывание: название, форма листьев, цветки (учебник, с. 81). Чтение текстов учеб- ника (с. 81–82). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй грачей, летящих направо», «Впиши названия месяцев», «Подпиши названия весенних растений», «Соображалки: найди ошибку». Объяснение смысла поговорки | «Как бабочка нектар искала» | |
61 | Жизнь земноводных весной | | Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что | Речевая разминка «Объясним свой ответ». Чтение текста (учебник, с. 84), сравнение | | Тестовые задания, взаимо- проверка |