№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия) | Домашнее задание | Подробности урока | Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС | Педагогические условия и средства реализации ГОСа |
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) | Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) | Ценностно - ориентационная составляющая |
Раздел 1: Введение - 1 ч | |
1. | Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями | 1 | Природа как составная часть окружающего мира | учебник с. 3-8, рабочая тетрадь с. 3, демонстрацион. таблицы с дорожными знаками | | | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении) | Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире. | беседа, практический |
Раздел 2: «Что и кто?» - 20 ч | |
1. | Что такое Родина? | 1 | Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | учебник с.10-11, рабочая тетрадь с.4, сюжетные картинки с пейзажами | | | Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна. | Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью. Познавательные: формировать представление о стране, как об Отечестве. Коммуникативные: формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как соотечественников. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире. | Беседа по вопросам, практический, словесный |
2. | Что мы знаем о народах России? | 1 | Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов. | учебник с. 12-13, рабочая тетрадь с. 5-6,сюжетные картинки с пейзажами | | | Познакомить с основными национальностями, проживающими в России. | Регулятивные: ставить учебные задачи; Познавательные: формировать представление о стране, о народах. Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | практический, словесный |
3. | Что мы знаем о Москве? | 1 | Познакомить со столицей России. | учебник с. 14-15, рабочая тетрадь с. 7, презентация, сюжетные картинки с видами Москвы | | | Научатся: определять какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках; узнавать достопримечательность столицы и родного края; | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формировать представление о Москве, как о столице Родины. Коммуникативные: строить понятные высказывания. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю. | словесный, практический |
4. | Проект «Моя малая Родина» | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | учебник с. 16-17, рабочая тетрадь с. 8-9 | | | Подготовить к выполнению проекта. | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формировать представление о малой Родине. Коммуникативные: строить понятные высказывания | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Беседа по вопросам.Проект |
5. | Что у нас над головой? | 1 | Неживая и живая природа. Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью? | учебник с. 18-19, рабочая тетрадь с. 10, глобус, пластилин, цв. карандаши, мячик. | | | Научатся наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов | Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монолог.высказывание. | Ценностное отношение к природному миру. | практический, словесный,фронтальный |
6. | Что у нас под ногами? | 1 | Неживая и живая природа | учебник с. 20-21, рабочая тетрадь с. 10-11, образцы гранита, известняка | | | Научатся наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов; группировать объекты неживой природы. | Регулятивные: ставить учебные задачи. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монолог.высказывание. | Оценить себя с позиции коллекционера. | практический, словесный |
7. | Что общего у разных растений? | 1 | Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) | учебник с. 22-23, рабочая тетрадь с. 12, комнатные цветы, цветы на школьной клумбе. | | | Научатся: находить у растений их части, показывать и называть их. | Регулятивные: умение удержать учебную задачу. Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить высказывания. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | словесный, практический |
8. | Что растёт на подоконнике? | 1 | Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) | учебник с. 24-25, рабочая тетрадь с. 13-14 | | | Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: осмысление необходимости ухода за комнатными растениями. Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | Беседа по вопросам, практич. работа, текущий |
9. | Что растёт на клумбе? | 1 | Растения, их разнообразие. | учебник с. 26-27, рабочая тетрадь с. 15-16, гербарий | | | Научатся: наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; определять их с помощью атласа-определителя. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе. Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Бережное отношение к культурным растениям. Ценностное отношение к природному миру. | практическая работа |
10. | Что это за листья? | 1 | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) | учебник с. 28-29, рабочая тетрадь с 16-18, гербарий | | | Научатся: наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | словесный, практический, комбинированный |
11. | Что такое хвоинки? | 1 | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) | | | | Научатся: различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать ель и сосну | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | практический, текущий |
12. | Кто такие насекомые? | 1 | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Коллекция бабочек, иллюстрации, учебник с. 32-33, рабочая тетрадь с. 22-23 | | | Знать разнообразие животного мира, научатся: сравнивать части тела различных насекомых; узнавать насекомых на рисунке; определять по атласу-определителю; приводить примеры. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). | Ценностное отношение к природному миру. | практический, текущий, словесный |
13. | Кто такие рыбы? | 1 | Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | учебник с. 34-35, рабочая тетрадь с. 24, предметные картинки с разными видами рыб, игра «Дорисуй чешуйки | | | Научатся: моделировать строение чешуи рыбы; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры морских и речных рыб с помощью атласа-определителя | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию. Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру. | практический, словесный, текущий |
14. | Кто такие птицы? | 1 | Знакомство с птицами как одной из групп жи¬вотных. Перво¬начальное знакомство со строением пера | учебник с. 36-37, рабочая тетрадь с. 25-26, чучела птиц, фотографии птиц. | | | Научатся: узнавать птиц на рисунке, определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию. Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру. | словесный, практический, текущий |
15. | Кто такие звери? | 1 | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Фотографии зверей, зверей, игры «Дорисуй зверя», «Найди зверя», презентация «Животные наших лесов, учебник с. 38-39, рабочая тетрадь с. 27-28 | | | Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять по атласу-определителю | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию. Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру. | Текущий, работа в паре |
16. | Что окружает нас дома? | 1 | Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению | Рисунки детей, учебник с. 42-43, рабочая тетрадь с. 29-30 | | | Научатся: группировать предметы по их признакам и назначению. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Познавательные: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Беседа, текущий, практический |
17. | Что умеет компьютер? | 1 | Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки) | учебник с. 44-45, рабочая тетрадь с. 31, компьютер | | | Научатся: характеризовать назначение частей компьютера, моделировать устройство компьютера, правильно и осторожно обращаться с компьютером. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава-тельных задач, осуществлять взаимный контроль | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, уста-новка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Практический, фронтальный опрос |
18. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Дорожные знаки, таблицы, схемы, учебник с. 46-47, рабочая тетрадь с. 32 | | | Научатся: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу. | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Текущий, работа в паре, комбинированный |
19. | На что похожа наша планета? | 1 | Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли | учебник с. 48-49, рабочая тетрадь с. 33, глобус | | | Научатся: использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Беседа по вопросам, комбинированный, практический |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | Обобщение знаний | учебник с. 50-54, рабочая тетрадь с. 34 | | | Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | |
Раздел 3: Как, откуда и куда? - 12 ч | |
1. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | Что такое семья? Знакомство с целями и задачами раздела. | учебник с. 56-59, рабочая тетрадь с. 35-37, фото семьи | | | | Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | Формировать у учащихся положительное отношение к семье. | текущий, проект |
2. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Правила обращения с водой | учебник с. 60-61, рабочая тетрадь с. 38-40 | | | Знать свойства воды. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные:задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Практическая работа, беседа по вопросам, комбинированный |
3. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Основные правила обращения с электричеством | учебник с. 62-63, рабочая тетрадь с. 40-41 | | | Правильно обращаться с электричеством | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Беседа, комбинированный, практический |
4. | Как путешествует письмо? | 1 | Способы познания окружающего мира | учебник с. 64-65, рабочая тетрадь с. 42-43, история марки, конверта | | | Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Комбинированный, текущий |
5. | Куда текут реки? | 1 | Река, использование человеком. Правила обращения с водой | Карта, схема реки, учебник с. 66-67, рабочая тетрадь с. 43-45 | | | Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и мор. воду. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий, комбинированный, практический |
6. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха) | учебник с. 68-69, рабочая тетрадь с. 45-47 | | | Научатся: наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках. | Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от¬несения к известным понятиям | Формирование позитивного отношения к природе. | Практическая работа |
7. | Как живут растения? | 1 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | учебник с. 70-71, рабочая тетрадь с. 48-49 | | | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы | Формирование позитивного отношения к природе. | практический, словесный |
8. | Как живут животные? | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | учебник с. 72-73, рабочая тетрадь с. 50-51 | | | Научатся: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формирование позитивного отношения к природе | Текущий, комбинированный, практический |
9. | Как зимой помочь птицам? | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | учебник с. 74-75, рабочая тетрадь с. 52-54 | | | Научатся: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формирование позитивного отношения к природе. | Практич. работа, работа в группе |
10. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе | учебник с. 78-79, рабочая тетрадь с. 54-55, рисунки | | | Научатся: определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе.Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природо-охранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Текущий |
11. | Откуда в снежках грязь? | 1 | Способы познания окружающего мира | учебник с. 80-81, рабочая тетрадь с. 56-57 | | | Научатся: обсуждать важность соблюдения чистоты в природном окружении; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Текущий, практический, словесный |
12. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | | учебник с. 82-87, рабочая тетрадь с. 58 | | | Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. | Регулятивные: учиться высказывать предположен. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монологич. высказывание, работа в паре. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Тестовая работа |
Раздел 4: « Где и когда?» - 11 ч | |
1. | Когда учиться интересно? | 1 | Какое оснащение класса помогает в учебе? Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классн. помещения, дружный коллектив класса, доверительные отношения с учителем. | учебник с.4-5, рабочая программа с. 3 | | | Научатся: обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе. | Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на вопрос. Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающ. мира. Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками. | Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам. | текущий,практический, словесный |
2. | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Подготовка к выполнению проекта | учебник с. 6-7, рабочая тетрадь с. 4-5 | | | Знать и правильно употреблять термины и понятия | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Регулятивные: учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания | Формирование адекватной оценки своих достижений | проект, фронтальный,беседа по вопросам |
3. | Когда придёт суббота? | 1 | Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | учебник с. 8-9, рабочая тетрадь с. 6-8 | | | Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в группе | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий, комбинированный |
4. | Когда наступит лето? . | 1 | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Что такое настоящее? | учебник с. 10-11, рабочая тетрадь с. 9-10 | | | Научатся: различать прошлое, настоящее и будущее; последовательность дней недели; | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Регулятивные :учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | практический, словесный |
5. | Где живут белые медведи? | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | учебник с. 12-13, рабочая тетрадь с. 11-12 | | | Знать условия, необходимые для жизни животных | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в группе | Формирование адекватной оценки своих достижений | Беседа, практический |
6. | Где живут слоны? | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Сюжетные картины «В саванне», «В тропическом лесу». Рисунки динозавров, сказки детей. Учебник с. 14-15, рабочая тетрадь с. 12-13 | | | Знать условия, необходимые для жизни животных | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | практический, словесный |
7. | Где зимуют птицы? | 1 | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | учебник с. 16-17, рабочая тетрадь с. 14-15, фотографии зимующих птиц. | | | Научатся: различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Фронтальный, практический, словесный |
8. | Когда появилась одежда? | 1 | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | учебник с. 20-21, рабочая тетрадь с. 15-16 | | | Научатся: описывать одежду по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды др. народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | практический, словесный |
9. | Когда изобрели велосипед? | 1 | Отдых в семье | учебник с. 22-23, рабочая тетрадь с. 17-18 | | | Научатся: сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. | Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | словесный, практический |
10. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Труд в семье, на производстве | учебник с. 24-25, рабочая тетрадь с. 18-19 | | | Научатся: определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии. | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального. Познавательные: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие | практический, словесный |
11. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | | учебник с. 26-30, рабочая тетрадь с. 20 | | | Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Тестовые задания |
Раздел 5: «Почему и зачем?» - 22 ч | |
1. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | учебник с. 32-33, рабочая тетрадь с. 21-22 | | | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Оценивать свои достижения на уроке. | Комбинированный, беседа практический |
2. | Почему Луна бывает разной? | 1 | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | учебник с. 34-35, рабочая тетрадь с. 22-23 | | | Научиться: анализ схемы движения Луны вокруг Земли; формул выводы о прич. измен. внеш. вида. | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Беседа по вопросам, практический |
3. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Способы познания окружающего мира | учебник с. 36-37, рабочая тетрадь с. 23-24, загадки, рисунки детей. | | | Научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать о видах дождя. | Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль | Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Фронтальный, практический |
4. | Почему звенит звонок? | 1 | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | учебник с. 38-39, рабочая тетрадь с. 25-26, | | | Научатся: исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновения эха. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). Познавательные: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | практический, словесный |
5. | Почему радуга разноцветная? | 1 | Способы познания окружающего мира | учебник с. 40-41, рабочая тетрадь с. 26-27, рисунки детей, загадки | | | Научатся: называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад. Познавательные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | практический, словесный |
6. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | учебник с. 42-43, рабочая тетрадь с. 27, рисунки животных | | | Научатся: описывать своего любимца по плану; рассказывать по рисункам об уходе | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Беседа, практический |
7. | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | Проект | учебник с. 44-45, рабочая тетрадь с. 28-29, дидактические материалы | | | научаться фиксировать результаты наблюдений, научатся составлять проект по теме | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам | |
8. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | Схемы «Правила поведения в лесу», учебник с. 46-47, рабочая тетрадь с. 30-33 | | | Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять правила поведения в природе | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Текущий |
9. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | учебник с. 48-49, рабочая тетрадь с. 34, предметные картинки с изображением растений, животных. | | | Уметь выполнять правила поведения в природе | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Беседа по вопросам |
10. | Зачем мы спим ночью? | 1 | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | учебник с. 52-53, рабочая тетрадь с. 35,сюжетные картинки | | | Научатся: оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни | Беседа, практический |
11. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Личная гигиена. Режим дня школьника | Муляжи фруктов, овощей, учебник с. 54-55, рабочая тетрадь с. 36-38 | | | Научатся: различать овощи и фрукты, группировать их. Научатся: формулировать основные правила гигиены. | Регулятивные: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека) Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Беседа по вопросам |
12. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Личная гигиена. Режим дня школьника | Зубная паста, щетки, таблица «Режим дня». учебник с. 56-57, рабочая тетрадь с. 38-39 | | | Научатся: формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни | Практическая работа |
13. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Фотографии и рисунки, учебник с. 58-59, рабочая тетрадь с. 39-40 | | | | Регулятивные: использовать установленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Текущий, практический |
14. | Зачем нужны автомобили? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | учебник с. 60-61, рабочая тетрадь с. 41, фотографии разных видов транспорта, рисунки детей | | | Научатся: классифицировать виды транспорта и объяснять их назначении | Регулятивные: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Фронтальный |
15. | Зачем нужны поезда? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Фотографии, рисунки детей, учебник с. 62-62, рабочая тетрадь с. 42-43 | | | Научатся: классифицировать виды транспорта и объяснять их назначении | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железно-дорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | практический, беседа по вопросам |
16. | Зачем строят корабли? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Фотографии и рисунки разных видов транспорта, учебник с. 64-65, рабочая тетрадь с. 44-45 | | | Научатся: классифицировать виды транспорта и объяснять их назначении | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Оценивать свои достижения на уроке. | Беседа по вопросам |
17. | Зачем строят самолёты? | 1 | | Фотографии самолетов, учебник с. 66-67, рабочая тетрадь с. 46 | | | Научатся: классифицировать виды транспорта и объяснять их назначении | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). Познавательные: ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Текущий |
18. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Фотографии автомобилей, поездов, учебник с. 68-69, рабочая тетрадь с. 47 | | | Научатся: обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего добро-желательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседа по вопросам |
19. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | Фотографии автомобилей, поездов, кораблей, учебник с. 70-71, рабочая тетрадь с. 48-49 | | | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего добро-желательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Текущий |
20. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Рисунки планет, фотографии ракет, фотографии летчиков-космонавтов, учебник с. 72-73, рабочая тетрадь с. 50-51 | | | Научатся: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Фронтальный |
21. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Зависимость жизни человека от природы и ее состояния | учебник с. 74-75, рабочая тетрадь с. 52-53, фотографии, таблицы-схемы. | | | Научатся: приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Оценивать свои достижения на уроке. | Беседа по вопросам |
22. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 | Источники информации об окружающем мире | учебник с. 76-83, рабочая тетрадь с. 54 | | | Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Тестовая работа, беседа |