kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по изобразительному искусству »


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №

______________



Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №






Рабочая программа

Учителя

Никитиной Натальи Сергеевны

по изобразительному искусству

4 класс


на 2013 - 2014 учебный год






г. Москва




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.



Тематическое планирование




Название раздела

Количество часов

1

Истоки родного искусства

9

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ - художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Всего за учебный год – 35 часов


Первая четверть – 9 часов.

Вторая четверть – 7 часов.

Третья четверть – 11 часов.

Четвертая четверть – 8 часов.

Количество часов за год – 35.

Количество часов в неделю – 1.










ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство и художественный труд / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2007.

  • Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 4 кл. / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под науч. рук. и ред. Б. М. Неменского]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  • Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 3 ч./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007

  • Л.А. Неменская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Твоя мастерская». Рабочая тетрадь для 4 класса. Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

  • Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / автор – составитель Н.В. Лободина. Издание 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010.


Для учащихся

  • Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 3 ч./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.

  • Л.А. Неменская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Твоя мастерская». Рабочая тетрадь для 4 класса. Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.





Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Вид деятельности

Цели и задачи

Оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

Первая четверть. Истоки родного искусства

1

06.09.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

Рисование по памяти и представлению

Познакомить с красотой осеннего пейзажа; раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья»

Литературный ряд: русские народные загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика»

2.

13.09.

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

Художественные работы в технике бумажной пластики

Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – чертежная или рисовальная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», «Летом», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Апрель», «Осень», «Перед грозой»

Литературный ряд: стихи Ф. Тютчева, М. Ивенсена, А. Твардовского; сказка Г. Скребицкого «Художник Осень»

Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»; А. Вивальди «Времена года»


Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы.

3

20.09.

Гармония жилья с природой

Конструирование

Познакомить уч-ся с образом традиционного русского дома – избы; раскрыть гармоническую связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии ансамблей этнографических музеев; образцы домовой резьбы и наличников.

Литературный ряд: стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен, инструментальных мелодий.

Подготовить стихотворение о жизни русской деревни.

4

27.09.

Деревня – деревянный мир

Коллективная работа

Познакомить уч-ся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и.т.д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками – пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – репродук-

ции, методические таблицы; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н.Н. Ромадина «Село Хмелевка».

Литературный ряд: А. Твардовский «Воспоминание о детстве»; стихотворение С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова.

Музыкальный ряд: запись народных инструментальных мелодий.

Подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.

5

04.10.

Образ русского человека (женский образ)

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; познакомить с творчеством Н.В. Васнецова; показать отражении пропорции и мимики лица в портрете; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка); воспитывать у детей любовь к истории России

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В.А. Серова «Девушка с персиками».

Литературный ряд: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

6

11.10.

Образ русского человека (мужской образ)

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древне-русского воина; развивать умение определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - альбом, гуашь.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Н. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; «Витязь на распутье»; Н. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский».

Литературный ряд: С.Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович Тугарин», Илья Муромец и разбойники»

Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А.Б. Бородина «Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

Познакомиться с репродукциями произведений русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде.

7

18.10.

Воспевание труда в искусстве

Тематическое рисование

Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора, с творчеством А. Пластова; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи; совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности; формировать навыки владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать трудолюбие.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – альбом и графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».

Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы и загадки о труде.

Подобрать литературные произведения о народных праздниках.

8

25.10.

Народные праздники

Коллективная работа

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; раскрыть идею произведения А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»; развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать коллективно; совершенствовать навыки изображения людей в движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка); воспитывать интерес к традициям русского народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – большие листы бумаги (обоев) и графические материалы.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением языческих богов древних славян; репродукция картины А.Г. Венецианова «На пашне. Весна».

Литературный ряд: русский фольклор.

Музыкальный ряд: запись русских народных песен, праздничных припевов.

Познакомиться с русскими традициями проведения ярмарки по литературным произведениям.

9

01.11.

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

Декоративно-творческое конструирование

Дать представление о проведении ярмарки; познакомить с покровительницей ярмарки и торговли святой Параскевы Пятницы, с обычаями в проведении ярмарки; обобщить значения уч-ся по теме «Истоки родного искусства»; развивать навыки в декоративно-творческом конструировании; укреплять межпредметные связи.

Для учителя – методические таблицы, образцы кукол из соломы и рогоза; для уч-ся – листья рогоза, ножницы, цветные нитки, початок рогоза.

Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы.

Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде.)

Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».

Подобрать иллюстрации с изображением древнерусского города-крепости.

Вторая четверть. Древние города нашей земли

10

15.11.

Древнерусский город-крепость

Конструирование

Познакомить уч-ся с конструктивным образом древнерусского города – крепости; рассказать об архитектуре города – крепости; формировать навыки конструирования из бумаги, владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки.

Для учителя – методические таблицы, репродукции, схематический рисунок; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин Билибина «Сказка о царе Салтане», А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»; рисунок схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н.П. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»; стихотворение Ф. Н. Глинки.

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

Подобрать иллюстрации с изображением древних соборов.

11

22.11.

Древние соборы

Конструирование

Познакомить уч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях литературы древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи

( живопись, музыка, литература).

Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии;

для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции А.М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.

Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купола».

Познакомиться с историей образования Москвы, подобрать иллюстрации о Московском Кремле, московских площадях и улицах.

12

29.11.

Древний город и его жители

Коллективная работа, конструирование

Познакомить уч-ся с организацией внутреннего пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.

Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».

Литературный ряд: стихотворение Н.П. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской.

Подобрать иллюстрации с изображением княжеской дружины.

13

06.12.

Древнерусские воины-защитники

Тематическое рисование

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников; познакомить с произведением А. Мартоса – памятником Минину и Пожарскому; развивать навыки воображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Для учителя – методические таблицы, фотографии, рисунки; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Подобрать фотографии о храмах-памятниках древнерусских городов.

14

13.12.

Город Русской земли. Золотое кольцо России

Рисование по памяти

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; развивать навыки графики, композиционного мышления; воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.

Для учителя – карта, фотографии, методические таблицы; для уч-ся: - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).

Литературный ряд: Н. Кончаловской. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.

Подобрать иллюстративный материал о древних палатах Московского Кремля.

15

20.12.

Узорочье теремов

Декоративное рисование

Познакомить уч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.

Литературный ряд: стихотворения-загадки о декоративно-прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Не задано. Повторение.

16

27.12.

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

Коллективная работа, рисование по представлению, игровые формы

Обобщить знания уч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры; развивать изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление; воспитывать трудолюбие, умение работать коллективно.

Для учителя – методические таблицы, раздаточный материал, иллюстрации, рисунки; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.

Литературный ряд: А. Фет. «Воздушный город», отрывки из русских былин.

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Познакомиться с японскими сказками для детей, с образами людей и образом природы в японской литературе.

Третья четверть. Каждый народ - художник

17

17.01

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

Рисование по представлению

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Для учителя – иллюстрации, фотографии; для уч-ся – графические материалы (акварель).

Зрительный ряд: фотографии японского храма-пагоды и японского жилья.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.

Подобрать репродукции картин японской живописи и произведения японской поэзии.

18

24.01

Отношение к красоте природы в японской культуре

Тематическое рисование

Дать представление о характере образа японской природы; познакомить с творчеством японского художника К. Хокусая; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие.

Для учителя – репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.

Познакомить с национальной японской одеждой – кимоно.

19

31.01

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Рисование по памяти и представлению; коллективная работа

Дать представление о технике оригами; познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение; развивать умения работы с акварелью, пастелью; воспитывать уважение к культуре другого народа.

Для учителя – методические таблицы, фотографии, репродукции; для уч-ся – бумага, цветная бумага, графические материалы, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киенаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харибону «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.

Литературный ряд: японская народная песенка.

Прочитать сказки народов гор и степей.

20

07.02

Искусство народов гор и степей

Тематическое рисование

Показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: репродукции М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», М. Аветисяна «Встреча», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.

Литературный ряд: загадки, стихотворения В.С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого.

Музыкальный ряд: запись инструментальных, народных мелодий (армянская, казахская).

Подобрать иллюстрации с изображением архитектурных памятников Средней Азии.

21

14.02

Образ художественной культуры Средней Азии

Обрывная аппликация из цветной бумаги

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; композиционное мышление; совершенствовать навыки работы в технике аппликации; воспитывать интерес к культуре народов Средней Азии.

Для учителя – методические таблицы, фотографии; для уч-ся – цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня»; фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.

Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля», стихотворения Низами.


Прочитать мифы древней Греции.

22

21.02

Образ красоты древнегреческого человека

Рисование по памяти и представлению

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать навыки изображения человека в движении, художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры; прививать аккуратность.

Для учителя – методические таблицы; для уч-ся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона, «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

Литературный ряд: отрывок из древнегре-ческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».


Подобрать иллюстрации с изображением древнегреческой архитектуры.

23

28.02

Древнегреческая архитектура

Конструирование

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; совершенствовать конструктивный навык; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

Для учителя – фотографии, иллюстрации; для уч-ся – бумага, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.

Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки»

Не задано. Повторение.

24

07.03

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

Коллективная работа

Дать представление о проведении Олимпийских игр в Древней Греции; совершенствовать изобразительный навык, глазомер; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.


Для учителя – фотографии, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.

Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.


Не задано. Повторение.

25

14.03

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Конструирование

Дать представление об образе готических городов Средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к архитектуре средневековья.

Для учителя – методическая таблица, фотографии; для уч-ся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии с изобра-жением средневековой архитектуры.

Работа в тетради, с. 24-25.

26

21.03

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

Коллективная работа

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Для учителя – методическая таблица, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.

Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

Повторить материал по теме «Каждый народ - художник»

Четвертая четверть. Искусство объединяет народы

27

04.04

Все народы воспевают материнство

Рисование по представлению

Дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; развивать навык рисования по представлению; воспитывать уважение к женщине к матери; укреплять между предметные связи (ИЗО, музыка, литература).

Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», А. Дейнеки «Мать», М. Савицкого «Партизанская мадонна», Б. Неменского «Тишина», икона «Богоматерь Владимирская».

Литературный ряд: пословицы о материнстве; стихотворения Р. Гамзатова «Мама», А. Майкова «Колыбельная песня», С. Острового «Песня о женщине», Н.А. Некрасова; отрывок из статьи В. Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля».

Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной (муз. Э. Колмановского; сл. О. Ошанина); пьесы «Колыбельная» Н.А. Римского-Корсакова.

Подобрать иллюстрации с изображением мудрости старости.

28

11.04

Все народы воспевают мудрость старости

Тематическое рисование

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; познакомить с работами Леонардо да Винчи и Рембрандта; учить выделять средства художественной выразительности; совершенствовать навыки рисования о представлению, навыки изображения человека; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Оборудование: репродукции; гуашь или мелки, пастель, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Литературный ряд: стихотворение «Старик» А. Плещеева «Мой дедушка» Р. Гамзатова.

Музыкальный ряд: запись пьесы Р. Шумана «Сказочное путешествие».

Прочитать литературные произведения «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебедушка» С. Есенина.

29

18.04

Сопереживание – великая тема искусства

Тематическое рисование

Показать уч-ся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомит уч-ся с работами В. Петрова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.

Для учителя – методическая таблица репродукции; для уч-ся – бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Петрова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: отрывок рассказа А.П. Чехова «Ванька»; стихотворение Н. Некрасова «Плачь детей», Б. Слуцкого «Лошади в Океане».

Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П.И. Чайковского.

Подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов.

30

25.04

Герои, борцы и защитники

Лепка. Эскиз памятника герою

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.

Для учителя – фотографии; для уч-ся – альбом, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии памятника ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.

Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».

Подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.

31


Герои, борцы и защитники

Лепка. Эскиз памятника герою

Познакомить с творчеством Микеланджело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; совершенствовать навык работы с пластилином; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: фотографии скульптур, пластилин, стеки, подставка из картона 20 на 20 см, проволочный каркас.

Зрительный ряд: фотография скульптуры «Давид» Микеланджело.

Литературный ряд: стихотворение Микеланджело.

Подобрать стихотворения о детях, их играх.

32

16.05

Юность и надежды

Тематическое рисование

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения людей; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность.

Для учителя – методическая таблица, репродукции; для уч-ся – гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Веласкеса «Менины»; Гирландайо «Портрет старика с внуком»; О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»; В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует».

Литературный ряд: стихотворения «Детские глаза» С. Трушиной; «Домой» В. Коржикова; «Ветер на речке» З. Александровой; «Мой змей» Мориса Карема.

Музыкальный ряд: запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю.Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунга – чанга» (В. Шаинский – Ю.Энтин).


Повторить материал по теме «Искусство объединяет народы».

33

23.05

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» (Искусственная викторина)

Игровые формы, чтение докладов, беседа, конкурсы

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

Для учителя – раздаточный материал, методические таблицы, репродукции;

для уч-ся – альбомы, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции (по выбору учителя) для проведения дидактической игры «О чем рассказывает искусство».

Литературный ряд: стихотворение Ивана Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.

Во время летних каникул посетить с родителями музей; запомнить понравившиеся художественные произведения (автор, настроение, дата, страна);

познакомиться с архитектурой родного города (во время прогулок с родителями);

посмотреть телепередачу о музеях народного искусства разных стран мира, художественных музеях архитектуры, живописи.

34

Праздник искусства «Здравствуй, лето!»

Игровые формы

Повторить теоретические знания; развивать эстетический и художественный вкус, творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к живописи, литературе и музыке.

Для учителя – раздаточный материал, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства;

для уч-ся – бумага, пастель, гуашь, акварель.

Зрительный ряд: репродукции картин (по выбору учителя) с изображением летнего пейзажа.

Литературный ряд: стихотворения «Рисунок» С.В. Михалкова, «Два флота» В. Калинкина, «О картинах» М. Яснова, «Жостовские кисти», «Палех», «Гжель», П. Синявского.

Музыкальный ряд: запись песен «Дети любят рисовать», «Скажи, художник», «В коробке с карандашами», «Хохломская роспись», «Солнечный круг», пьесы А.С. Арсенского «Лесной ручей».

Не задано. Повторение.

Всего за учебный год – 34 часа















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование по изобразительному искусству

Автор: Никитина Наталья Сергеевна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Календарно-тематическое планирование изобразительного искусства в 8 классе. ФГОС. по программе Л.Г. Савенковой,"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_izobrazitelnogo_iskusstva_v_8_klasse_fgos_"
    ["file_id"] => string(6) "477249"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536267859"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-izobrazitiel-noie-iskusstvo-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128081"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415435327"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Тематическое планирование  "Изобразительное искусство" "
    ["seo_title"] => string(58) "tiematichieskoie-planirovaniie-izobrazitiel-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "221090"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435049458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1 класс."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammaikaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieizobrazitielnoieiskusstvo1klass"
    ["file_id"] => string(6) "256556"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448178029"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammaikaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieizobrazitielnoieiskusstvo3klass"
    ["file_id"] => string(6) "256560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448178692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства