Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
• ведущие художественные музеи России.
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Первая четверть – 9 часов.
Вторая четверть – 7 часов.
Третья четверть – 11 часов.
Четвертая четверть – 8 часов.
Количество часов за год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
№ урока Дата | Тема урока | Вид деятельности | Цели и задачи | Оборудование | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первая четверть. Истоки родного искусства |
1 06.09. | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж | Рисование по памяти и представлению | Познакомить с красотой осеннего пейзажа; раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – графические материалы. Зрительный ряд: репродукции картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья» Литературный ряд: русские народные загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского. Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». | Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика» |
2. 13.09. | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года | Художественные работы в технике бумажной пластики | Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – чертежная или рисовальная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА. Зрительный ряд: репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», «Летом», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Апрель», «Осень», «Перед грозой» Литературный ряд: стихи Ф. Тютчева, М. Ивенсена, А. Твардовского; сказка Г. Скребицкого «Художник Осень» Музыкальный ряд: запись фрагментов из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»; А. Вивальди «Времена года» | Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы. |
3 20.09. | Гармония жилья с природой | Конструирование | Познакомить уч-ся с образом традиционного русского дома – избы; раскрыть гармоническую связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Зрительный ряд: фотографии ансамблей этнографических музеев; образцы домовой резьбы и наличников. Литературный ряд: стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи). Музыкальный ряд: запись русских народных песен, инструментальных мелодий. | Подготовить стихотворение о жизни русской деревни. |
4 27.09. | Деревня – деревянный мир | Коллективная работа | Познакомить уч-ся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и.т.д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками – пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи. | Для учителя – репродук- ции, методические таблицы; для уч-ся – графические материалы. Зрительный ряд: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н.Н. Ромадина «Село Хмелевка». Литературный ряд: А. Твардовский «Воспоминание о детстве»; стихотворение С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. Музыкальный ряд: запись народных инструментальных мелодий. | Подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины. |
5 04.10. | Образ русского человека (женский образ) | Тематическое рисование | Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; познакомить с творчеством Н.В. Васнецова; показать отражении пропорции и мимики лица в портрете; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка); воспитывать у детей любовь к истории России | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - графические материалы, альбом. Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В.А. Серова «Девушка с персиками». Литературный ряд: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок). Музыкальный ряд: запись русских народных песен. | Найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту. |
6 11.10. | Образ русского человека (мужской образ) | Тематическое рисование | Познакомить уч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древне-русского воина; развивать умение определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся - альбом, гуашь. Зрительный ряд: репродукции картин В. Н. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; «Витязь на распутье»; Н. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский». Литературный ряд: С.Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович Тугарин», Илья Муромец и разбойники» Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А.Б. Бородина «Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» | Познакомиться с репродукциями произведений русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде. |
7 18.10. | Воспевание труда в искусстве | Тематическое рисование | Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора, с творчеством А. Пластова; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи; совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности; формировать навыки владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать трудолюбие. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – альбом и графические материалы. Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб». Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы и загадки о труде. | Подобрать литературные произведения о народных праздниках. |
8 25.10. | Народные праздники | Коллективная работа | Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; раскрыть идею произведения А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»; развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать коллективно; совершенствовать навыки изображения людей в движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка); воспитывать интерес к традициям русского народа. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – большие листы бумаги (обоев) и графические материалы. Зрительный ряд: иллюстрации с изображением языческих богов древних славян; репродукция картины А.Г. Венецианова «На пашне. Весна». Литературный ряд: русский фольклор. Музыкальный ряд: запись русских народных песен, праздничных припевов. | Познакомиться с русскими традициями проведения ярмарки по литературным произведениям. |
9 01.11. | Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | Декоративно-творческое конструирование | Дать представление о проведении ярмарки; познакомить с покровительницей ярмарки и торговли святой Параскевы Пятницы, с обычаями в проведении ярмарки; обобщить значения уч-ся по теме «Истоки родного искусства»; развивать навыки в декоративно-творческом конструировании; укреплять межпредметные связи. | Для учителя – методические таблицы, образцы кукол из соломы и рогоза; для уч-ся – листья рогоза, ножницы, цветные нитки, початок рогоза. Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы. Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде.) Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники». | Подобрать иллюстрации с изображением древнерусского города-крепости. |
Вторая четверть. Древние города нашей земли |
10 15.11. | Древнерусский город-крепость | Конструирование | Познакомить уч-ся с конструктивным образом древнерусского города – крепости; рассказать об архитектуре города – крепости; формировать навыки конструирования из бумаги, владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки. | Для учителя – методические таблицы, репродукции, схематический рисунок; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Зрительный ряд: репродукции картин Билибина «Сказка о царе Салтане», А.М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»; рисунок схема Астраханского Кремля. Литературный ряд: Н.П. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»; стихотворение Ф. Н. Глинки. Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий. | Подобрать иллюстрации с изображением древних соборов. |
11 22.11. | Древние соборы | Конструирование | Познакомить уч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях литературы древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи ( живопись, музыка, литература). | Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Зрительный ряд: репродукции А.М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого. Литературный ряд: отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея. Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купола». | Познакомиться с историей образования Москвы, подобрать иллюстрации о Московском Кремле, московских площадях и улицах. |
12 29.11. | Древний город и его жители | Коллективная работа, конструирование | Познакомить уч-ся с организацией внутреннего пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского народа. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.». Литературный ряд: стихотворение Н.П. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской. | Подобрать иллюстрации с изображением княжеской дружины. |
13 06.12. | Древнерусские воины-защитники | Тематическое рисование | Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников; познакомить с произведением А. Мартоса – памятником Минину и Пожарскому; развивать навыки воображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать патриотизм, любовь к Родине. | Для учителя – методические таблицы, фотографии, рисунки; для уч-ся – графические материалы. Зрительный ряд: фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве. Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле». Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий. | Подобрать фотографии о храмах-памятниках древнерусских городов. |
14 13.12. | Город Русской земли. Золотое кольцо России | Рисование по памяти | Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; развивать навыки графики, композиционного мышления; воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры. | Для учителя – карта, фотографии, методические таблицы; для уч-ся: - графические материалы. Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир). Литературный ряд: Н. Кончаловской. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица». Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей. | Подобрать иллюстративный материал о древних палатах Московского Кремля. |
15 20.12. | Узорочье теремов | Декоративное рисование | Познакомить уч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа. | Для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы. Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов. Литературный ряд: стихотворения-загадки о декоративно-прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица». | Не задано. Повторение. |
16 27.12. | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» | Коллективная работа, рисование по представлению, игровые формы | Обобщить знания уч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры; развивать изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление; воспитывать трудолюбие, умение работать коллективно. | Для учителя – методические таблицы, раздаточный материал, иллюстрации, рисунки; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах. Литературный ряд: А. Фет. «Воздушный город», отрывки из русских былин. Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий. | Познакомиться с японскими сказками для детей, с образами людей и образом природы в японской литературе. |
Третья четверть. Каждый народ - художник |
17 17.01 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек | Рисование по представлению | Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов. | Для учителя – иллюстрации, фотографии; для уч-ся – графические материалы (акварель). Зрительный ряд: фотографии японского храма-пагоды и японского жилья. Литературный ряд: японская поэзия. Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий. | Подобрать репродукции картин японской живописи и произведения японской поэзии. |
18 24.01 | Отношение к красоте природы в японской культуре | Тематическое рисование | Дать представление о характере образа японской природы; познакомить с творчеством японского художника К. Хокусая; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие. | Для учителя – репродукции, фотографии; для уч-ся – графические материалы, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах. Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си. | Познакомить с национальной японской одеждой – кимоно. |
19 31.01 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Рисование по памяти и представлению; коллективная работа | Дать представление о технике оригами; познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение; развивать умения работы с акварелью, пастелью; воспитывать уважение к культуре другого народа. | Для учителя – методические таблицы, фотографии, репродукции; для уч-ся – бумага, цветная бумага, графические материалы, клей ПВА, ножницы. Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киенаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харибону «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде. Литературный ряд: японская народная песенка. | Прочитать сказки народов гор и степей. |
20 07.02 | Искусство народов гор и степей | Тематическое рисование | Показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов. | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», М. Аветисяна «Встреча», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды. Литературный ряд: загадки, стихотворения В.С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого. Музыкальный ряд: запись инструментальных, народных мелодий (армянская, казахская). | Подобрать иллюстрации с изображением архитектурных памятников Средней Азии. |
21 14.02 | Образ художественной культуры Средней Азии | Обрывная аппликация из цветной бумаги | Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; композиционное мышление; совершенствовать навыки работы в технике аппликации; воспитывать интерес к культуре народов Средней Азии. | Для учителя – методические таблицы, фотографии; для уч-ся – цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня»; фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников. Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля», стихотворения Низами. | Прочитать мифы древней Греции. |
22 21.02 | Образ красоты древнегреческого человека | Рисование по памяти и представлению | Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать навыки изображения человека в движении, художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры; прививать аккуратность. | Для учителя – методические таблицы; для уч-ся – графические материалы. Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона, «Кольеносец» Поликлета, античных ваз. Литературный ряд: отрывок из древнегре-ческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы». | Подобрать иллюстрации с изображением древнегреческой архитектуры. |
23 28.02 | Древнегреческая архитектура | Конструирование | Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; совершенствовать конструктивный навык; воспитывать интерес к культуре Древней Греции. | Для учителя – фотографии, иллюстрации; для уч-ся – бумага, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти. Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров. Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки» | Не задано. Повторение. |
24 07.03 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции | Коллективная работа | Дать представление о проведении Олимпийских игр в Древней Греции; совершенствовать изобразительный навык, глазомер; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества. | Для учителя – фотографии, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии. Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах. | Не задано. Повторение. |
25 14.03 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. | Конструирование | Дать представление об образе готических городов Средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к архитектуре средневековья. | Для учителя – методическая таблица, фотографии; для уч-ся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы. Зрительный ряд: фотографии с изобра-жением средневековой архитектуры. | Работа в тетради, с. 24-25. |
26 21.03 | Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. | Коллективная работа | Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества. | Для учителя – методическая таблица, рисунки; для уч-ся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов. Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт». | Повторить материал по теме «Каждый народ - художник» |
Четвертая четверть. Искусство объединяет народы |
27 04.04 | Все народы воспевают материнство | Рисование по представлению | Дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; развивать навык рисования по представлению; воспитывать уважение к женщине к матери; укреплять между предметные связи (ИЗО, музыка, литература). | Для учителя – методические таблицы, репродукции; для уч-ся – гуашь, пастель, кисти, бумага. Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», А. Дейнеки «Мать», М. Савицкого «Партизанская мадонна», Б. Неменского «Тишина», икона «Богоматерь Владимирская». Литературный ряд: пословицы о материнстве; стихотворения Р. Гамзатова «Мама», А. Майкова «Колыбельная песня», С. Острового «Песня о женщине», Н.А. Некрасова; отрывок из статьи В. Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля». Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной (муз. Э. Колмановского; сл. О. Ошанина); пьесы «Колыбельная» Н.А. Римского-Корсакова. | Подобрать иллюстрации с изображением мудрости старости. |
28 11.04 | Все народы воспевают мудрость старости | Тематическое рисование | Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; познакомить с работами Леонардо да Винчи и Рембрандта; учить выделять средства художественной выразительности; совершенствовать навыки рисования о представлению, навыки изображения человека; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям. | Оборудование: репродукции; гуашь или мелки, пастель, бумага. Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет». Литературный ряд: стихотворение «Старик» А. Плещеева «Мой дедушка» Р. Гамзатова. Музыкальный ряд: запись пьесы Р. Шумана «Сказочное путешествие». | Прочитать литературные произведения «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебедушка» С. Есенина. |
29 18.04 | Сопереживание – великая тема искусства | Тематическое рисование | Показать уч-ся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомит уч-ся с работами В. Петрова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому. | Для учителя – методическая таблица репродукции; для уч-ся – бумага, графические материалы. Зрительный ряд: репродукции картин В. Петрова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына». Литературный ряд: отрывок рассказа А.П. Чехова «Ванька»; стихотворение Н. Некрасова «Плачь детей», Б. Слуцкого «Лошади в Океане». Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П.И. Чайковского. | Подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов. |
30 25.04 | Герои, борцы и защитники | Лепка. Эскиз памятника герою | Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм. | Для учителя – фотографии; для уч-ся – альбом, графические материалы. Зрительный ряд: фотографии памятника ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии. Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир». | Подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках. |
31 | Герои, борцы и защитники | Лепка. Эскиз памятника герою | Познакомить с творчеством Микеланджело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; совершенствовать навык работы с пластилином; воспитывать любовь к Родине. | Оборудование: фотографии скульптур, пластилин, стеки, подставка из картона 20 на 20 см, проволочный каркас. Зрительный ряд: фотография скульптуры «Давид» Микеланджело. Литературный ряд: стихотворение Микеланджело. | Подобрать стихотворения о детях, их играх. |
32 16.05 | Юность и надежды | Тематическое рисование | Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения людей; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность. | Для учителя – методическая таблица, репродукции; для уч-ся – гуашь или мелки, бумага. Зрительный ряд: репродукции картин Веласкеса «Менины»; Гирландайо «Портрет старика с внуком»; О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»; В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует». Литературный ряд: стихотворения «Детские глаза» С. Трушиной; «Домой» В. Коржикова; «Ветер на речке» З. Александровой; «Мой змей» Мориса Карема. Музыкальный ряд: запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю.Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунга – чанга» (В. Шаинский – Ю.Энтин). | Повторить материал по теме «Искусство объединяет народы». |
33 23.05 | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» (Искусственная викторина) | Игровые формы, чтение докладов, беседа, конкурсы | Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, творчество и воображение. | Для учителя – раздаточный материал, методические таблицы, репродукции; для уч-ся – альбомы, графические материалы. Зрительный ряд: репродукции (по выбору учителя) для проведения дидактической игры «О чем рассказывает искусство». Литературный ряд: стихотворение Ивана Тарбы «Художник». Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского. | Во время летних каникул посетить с родителями музей; запомнить понравившиеся художественные произведения (автор, настроение, дата, страна); познакомиться с архитектурой родного города (во время прогулок с родителями); посмотреть телепередачу о музеях народного искусства разных стран мира, художественных музеях архитектуры, живописи. |
34 | Праздник искусства «Здравствуй, лето!» | Игровые формы | Повторить теоретические знания; развивать эстетический и художественный вкус, творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к живописи, литературе и музыке. | Для учителя – раздаточный материал, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства; для уч-ся – бумага, пастель, гуашь, акварель. Зрительный ряд: репродукции картин (по выбору учителя) с изображением летнего пейзажа. Литературный ряд: стихотворения «Рисунок» С.В. Михалкова, «Два флота» В. Калинкина, «О картинах» М. Яснова, «Жостовские кисти», «Палех», «Гжель», П. Синявского. Музыкальный ряд: запись песен «Дети любят рисовать», «Скажи, художник», «В коробке с карандашами», «Хохломская роспись», «Солнечный круг», пьесы А.С. Арсенского «Лесной ручей». | Не задано. Повторение. |
Всего за учебный год – 34 часа |