Тема | Состав слова |
Цел | Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах) |
Задачи | Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова» Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку |
Формировать УУД: | Личностные УУД: Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка. Осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка. Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий. Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. |
Планируемый результат | Предметные: - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. - Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные. - Характеризовать каждую значимую часть слова. - Выделять в словах части слов, выявлять ошибки, связанные со строением слова. - Разбирать слова по составу. - По освоенным признакам обнаруживать орфограммы, проверять написанное, находить ошибки, применять изученные орфографические правила при проверке. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Корень, приставка, суффикс, основа, окончание, однокоренные слова. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: | В.П.Канакина В.Г.Горецкий Учебник Русский язык 3 класс, 1 часть Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. Канакина В.П.Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс Максимова Т.Н.Проверочные работы по русскому языку. 3 класс. ФГОС Тесты по русскому языку. 3 класс. 1 часть. |
Организация пространства | Фронтальнаяа, индивидуальная, в паре и групповая работа. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Психологический настрой. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. | Организует Уточняет тематические рамки. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | | Личностные Доброжелательное отношение к окружающим. Нацеливание на успешную деятельность. Регулятивные Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других Познавательные Ориентироваться в окружающем мире |
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (3 мин) Цели: работа с тренировочными тестами | Повторяют все значимые части слова, давая характеристику каждой. Групповая проверка. | Организует деятельность учащихся. | Упражнения по Тренажеру. | Давать объяснение выбранному действию. Участвовать в коллективном обсуждении | Личностные Способность обобщать и систематизировать знаний Регулятивные Умение анализировать чужую и собственную работу Коммуникативные Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию Познавательные Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках |
III. Формулирование темы урока, постановка цели. (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели урока учащимися | - Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей) | Строить предложения при ответе на вопросы. | Личностные Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового Коммуникативные Уметь определять цель учебной деятельности Познавательные Уметь моделировать содержание изучаемого. |
IV. Мозговой штурм. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (10 мин) Цели: закрепление схемы разбора слова по составу, умения работать с орфограммами, выделять их в тексте. | Работа с учебником. Работают в парах | Организует деятельность учащихся при работе с учебником. Организует работу над заданием. Контролирует ход рассуждений учащихся | Задание 1 Объясните, как найти в словах СНЕЖОК - корень, ПОЗВОНИТЬ - приставку, МЕДВЕЖОНОК - суффикс, ГРОЗА - окончание? Задание 2 Найди лишнее слово в каждой группе слов. Объясните ответ. Работа в парах. Упр 4 стр.100 Обоснуйте свой выбор Упр.6 стр.100 Как можно назвать эти слова? Почему? Следуя инструкциям задания упр7, придумать свои слова - шарады | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по составу, значению, объяснять значения слов. Отличать образования новых слов от изменения формы слова. | Личностные Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные Уметь высказывать своё предположение (версию) Коммуникативные Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные Уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
V. Первичная проверка понимания нового материала. / Коррекционная работа. (5 мин) Цель: Развитие умения правильно разбирать слова по составу. | Работа в парах, со сменой роли ученика и учителя. | Контролирует ход рассуждений учащихся | Объяснить в каком порядке вы разберёте слова по составу. | Разбирать слова по составу пользуясь памяткой №5 | Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других Познавательные Уметь объяснять учебный материал |
VII.Физминутка. Гимнастика для глаз (2 минуты) Цель: снять усталость глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | Организует выполнение гимнастики для глаз | | | Коммуникативные Совместно договариваться о правилах и их выполнять |
IX. Практическая /творческая деятельность (8 минут) Цель: Развитие умения подбирать однокоренные слова. | Работа в группах | Организует деятельность учащихся. | Придумать своё «дерево» с однокоренными словами | Объяснить свой выбор. | Коммуникативные Уметь договариваться, работая в группах. Познавательные Уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
X.Контроль заданий (7 мин) Цель: проверка умения разбирать слова по составу, находить значимые части слова, отличать однокоренные слова от формы слова. | Выполняют творческое задание в тетради для проверочных работ. Самооценка по шаблону. | Контролирует качество выполнения задания | Задание в тетради для проверочных работ | Выделять в словах части слов, подбирать слова к схемам, выявлять ошибки, связанные со строением слова. | Регулятивные Уметь оценивать результаты деятельности Познавательные Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. |
XI Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Работаем с рефлексивным плакатом Дома: Проект «Семья слов» | | Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |