Структура рабочей программы по чтению предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, критерии оценивания).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП ( 1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28. 12. 2018 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;
Миссия СКО школы-интерната VIII вида- «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках чтения.
Цель уроков чтения в 3 классе СКО школы-интерната VIII вида – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимая прочитанное.
Основными задачами преподавания чтения в 3 классе являются:
Совершенствование навыков выразительного чтения, которыми умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух. Чтение по слогам, постепенно переходящее к чтению целыми словами.
Совершенствование навыка сознательного и правильного чтения.
Воспитание интереса к чтению.
Совершенствование техники чтения.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
Технология проблемного диалога;
Технология оценивания образовательных достижений;
Здоровьесберегающие технологии обучения;
Игровые технологии;
Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
Основными формами и видами контроля являются:
Текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
Уроки чтения имеют большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы специальной коррекционной школы.
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.
Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.
Уроки чтения и развития речи- это база, на которой строится всё обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.
Чтение учеников в 3 классе должно отвечать уже всем необходимым качествам, т. е. быть правильным, сознательным, выразительным, нормальным по темпу
Более разнообразными становятся и формы пересказа: самостоятельный, полный, выборочный пересказ. Обязательным является чтение доступных детских книг из школьной библиотеки.
В 3 классе у учащихся вырабатывается умение делить текст на законченные части по данным заголовкам, придумывать заголовки к выделенным частям, коллективно составлять план прочитанного произведения, находить в тексте слова и выражения, характеризующие главных действующих лиц, отдельные события, картины природы.
Наряду с художественными произведениями в круг чтения входят и научно-популярные статьи, которые не только читаются и разбираются, но и изучаются, в результате чего учащиеся получают определённые знания и умения, полезные советы, инструкции.
На уроке можно использовать наводящие, но не подсказывающие вопросы, когда учитель даёт право ответа. Такая подсказка мешает осмысленности ответов, закрепляет инертность мышления учащихся.
На уроках чтения и развития речи должны звучать вопросы, требующие сравнения, выбора, обобщения. ( Почему ты так думаешь? Как это можно доказать?)
Учитель уделяет самое пристальное внимание предупреждению и исправлению ошибок в чтении, также развитию всех качеств чтения.
В работе по развитию речи он не ограничивается словарной работой, а проводит работу по развитию логического мышления и связной устной речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по чтению и развитию речи в соответствии АООП
( 1 вариант) и учебным планом СКО школы- интерната VIII вида в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели (136 часов, по 4 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Здравствуй , школа!
9
Осень наступила
13
Учимся трудиться
14
Ребятам о зверятах
14
Чудесный мир сказок
10
Зимушка-зима
10
Так нельзя, а так можно
14
Весна в окно стучится
11
Родина любимая
9
Здравтвуй , лето!
10
ИТОГО
136
В соответствии с АООП (1вариант) на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам:
Тема
Количество часов
Здравствуй , школа!
2
Осень наступила
2
Учимся трудиться
2
Ребятам о зверятах
3
Чудесный мир сказок
2
Зимушка-зима
2
Так нельзя, а так можно
1
Весна в окно стучится
2
Вот такие истории…
1
Здравтвуй , лето!
2
ИТОГО
17
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от5 до15 минут).
Планирование коррекционной работы
по чтению в 3 классе
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти на этапе закрепления и обобщения учебного материала
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти на этапе закрепления учебного материала
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- опора на контекст упражнений;
- подбор синонимов, антонимов;
- подбор родственных слов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи;
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы и умозаключения при анализе проблемных ситуаций, личности героев произведений
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
6. Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на основном этапе урока через личное отношение ученика к прочитанному материалу
- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;
- Рефлексия, как средство самоанализа
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностнымрезультатам,поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по чтению и развитию речи в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по чтению в 3 классе:
Минимальный уровень:
слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по одержанию;
читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами;
соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста;
пересказ содержания части текста по вопроам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;
знать наизусть 3 – 4 небольших стихотворений.
Достаточный уровень:
читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);
активно участвовать в анализе произведения;
пернсказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
высказывать своё отношение к поступку героя, к событию поле проведённого анализа произведения;
выразительно читать наизусть 5 – 7 стихотворений.
5.Содержание учебного предмета
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ними под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связей отдельных мест текста, слов и выражений и иллюстраций. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя; рисование словарных картин.
Развитие устной речи.
Подробный пересказ, содержание прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам. Разучивание небольших стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение.
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интересов к детским книгам, к использованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика:
В.Сухомлинский «Лисёнок-первоклассник» ,С. Козлов «Ливень», Два лентяя» сказка, Л. Бондаренко «Любимые уроки», Я. Тайц «В поле», «Каша из топора», Н Сладков «Суд над декабрём», « Отчего у белого медведя нос чёрный» сказка народов Севера, «Три сестры» татарская сказка, « У страха глаза велики» сказка, И. Соколов-Микитов «Лето в лесу», Г. Скребицкий « Лесной голосок», К. Паустовский «Однажды утром», В Бирюков «Весенняя песня», М Бартенёв «Как трудно бить баклуши»,В.Бианки» Последняя льдина», Г Скребицкий» Редкая гостья».
Календарная план-сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
Всего
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
Всего
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник:
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение».- 2019.
Дидактические и методические пособия для учителя:
1.Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. издательство, 2008.
2. «Обучение учащихся 1-4 классов коррекционной школы школы».В.В.Воронкова Москва «Просвещение» 2008 год.
3.«Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах коррекционной школы.» В.В. Воронкова. Москва «Просвещение» 2008 год.
Список литературы для реализации НРК на уроках чтения и развития речи:
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. издательство, 2001.
Зеленова Н. Г. « Мы живём в России» М., 2008
Козлова С. А. « Мой мир» 2000
Г.М. Наумова, З.А. Соколова «Мой приветливый город Миасс», ГЕОТУР 1998
Моисеев А.П. «Южноуральская панорама событий и достижений», «АБРИС» 2006
Администрация г. Миасса «Миасс. Альбом-каталог» , ООО «Альтаир СК», 2012.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы печатных букв).
3
Касса букв .
1
Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по чтению.
4
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по чтению.
4
Словари: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
3
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению.
6
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
1
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
1
Мультимедийный проектор.
1
Экспозиционный экран .
1
Размер не менее 150X150 см
Ноутбук.
1
Сканер .
1
Принтер струйный чёрно-белый.
1
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
6
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по чтению.
6
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по чтению.
12
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
9
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др
5
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
12
Стол учительский с тумбой.
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
6
8. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, критерии оценивания)
Техника чтения на начало года.
(3 класс)
Колобок
Внезапно кончился дождь. На ветвях ивы что-то засияло и сползло на землю. Это был сверкающий колобок. Он покатился к реке и вдруг подпрыгнул. Ослепительный свет от него резал глаза. Около огненного колобка горела радуга. Засияли кусты деревья, река.
Вдруг померк его свет. Колобок раздулся и стал огромным тёмным шаром. Грохнул взрыв. Это была молния. Иногда во время грозы появляются такие шаровые молнии. Они очень опасны.
(66 слов)
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)
Вопросы и задания:
1. Куда покатилсясверкающий колобок?
2.Чем оказался сверкающий колобок?
3.В какое время появляются шаровые молнии?
Техника чтения на конец года.
(3 класс)
Щенок и Змея
Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
- Вот ты на меня смотришь и молчишь… А дома на меня все ворчат и гавкают! – сказал Щенок Змее. – Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
- Пойдёшь ко мне в друзья? – спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.
Развернулась Змея и ужалила Щенка.
Молча…
(83 слова)
(С. Михалков)
Вопросы и задания:
За что Щенок обиделся на старых друзей?
Кого повстречал Щенок?
Почему он решил взять Змею в друзья?
Содержание НРК
№п/п
Тема урока
дата
Тема НРК
Содержание НРК
1
С.Суслова «Веселый звонок»
Я и моя школа
Встреча со школой. Праздник «День знаний»
2
В. Сухомлинский «Лисенок первоклассник»
Животные нашего края
Внешний вид, повадки, места обитания
3
В.Орлов «Осеннее наступление»
Смешанные леса Южного Урала
Деревья родного края
4
Г.Ладонщиков "Поздняя осень"
Осень на Урале
Красота родного края
5
Козёл" (Русская песенка)
Ильменский заповедник
Единственный в мире. Богатства Ильменского заповедника
6
"Собака и волк"(Русская сказка)
Дикое животное- волк
Внешний вид, повадки, места обитания
7
"Совушка" (русская потешка)
Дикие птицы наших лесов -сова
Внешний вид. повадки, места обитания
8
Н.Рубцов "Воробей"
Зимующие птицы нашего края
Голубь, воробей. ворона, сорока...
9
Т.Чинарева "Угощенье для синиц"
Птичка нашей местности- синичка
Внешний вид. повадки. места обитания
10
И.Бунин "Первый снег"
Стихи поэтов нашего города
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса….
11
Г.Ладонщиков
"Здравствуй, Зимушка-зима!"
Природа Ю.Урала
Зимний лес.
12
"Три арбузных семечки"
Выращивание овощей на Урале.
Выращивают все овощи
13
Г.Скребицкий "Любимое время года"
Весенний пейзаж Ю.Урала
Мое любимое время года весна
14
Н.Голь,Г.Григорьев "Песенка о бабушкиных ладонях"
Защитники отечества
Наши земляки
15
С.Лежнева "Как Вовка праздновал день рождения"
Товарищи моего класса
Вот какой он мой дружок
16
Е.Пермяк "Первая рыбка"
Рыбы наших рек и озёр
Рыбы, обитающие в водоёмах Южного Урала.
17
И.Соколов-Микитов "Лето в лесу"
Растения и животные уральского края занесённые в Красную книгу
Ильменский запаведник. Редкие растения
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2019г.
Руководитель ШМО: _________ Л.Н.Бозова
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые , но доступные тексты.
При оценке принимается во внимание успешность овладения уч-ся техникой чтения ( правильность, беглость, выразительность, умением выделять главную мысль прочитанного, ответы на вопросы, пересказ .)
Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части текста; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передаёт содержание полно, правильно, последовательно, твёрдо знает наизусть текст стихотворения.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает в основном правильно, бегло
Допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдая паузы, знаки препинания, интонацию, логические ударения: допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливает части, называет действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя, допускает неточности в ответах на вопросы, исправляет их с помощью учителя, при чтении наизусть допускает одну -две ошибки, читает недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова читает по слогам, допускает три – четыре ошибки при чтении. Одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз, три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль с помощью
Учителя; текст делит на части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; при чтении наизусть нетвёрдо знает текст.
Оценка «2» ставится ученику , если он читает по слогам, допускает более пяти ошибок; не может выделить главную мысль произведения даже с помощью учителя; не делит текст на части, не называет главных действующих лиц, не характеризует их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает фрагментарно, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; не знает стихов наизусть.