kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология критического мышления через удивление

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология критического мышления,Познание через удивление

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления через удивление»

Тема: "Формирование коммуникативных навыков на уроках с помощью приемов технологии критического мышления"

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера

-Здравствуйте! Меня зовут Реутова Светлана Анатольевна, учитель  начальных классов в школе №11.(слайд 1)

Применение современных образовательных технологий, призвано способствовать повышению эффективности обучения.

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы

Э. Кинг

Одной из таких технологий является технология критического мышления, (слайд2) которая,  помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. (слайд 3)

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение (слайд 4)отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.


(слайд 5)Основные методические приемы данной технологии:

- заполнение кластеров,

- чтение текста с маркировкой по методу  инсерт,

- интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали»,

- синквейн.

Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

(слайд 6)Приведенные диагностические работы свидетельствуют об эффективности применяемых мною приемов (в том числе приемов технологии критического мышления) в обученности учащихся , чтению текстов:

  1. мыслить логично;

  2. выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко, логично;

  3. запоминать и оценивать факты;

  4. формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

  5. уметь отстаивать свою позицию.

Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. (слайд7)Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на кружковой работы. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

II. Представление системы учебных занятий

Планируя каждый урок, всегда тщательно продумываю начало урока, т.к. считаю, что удачное начало урока это залог успеха основной его части и  положительный результат всего урока.

(Слайд8)В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова призвана:

  • активизировать слабых и сильных;

  • формировать мотивацию на учебную деятельность;

  • настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции.

(слайд9) 1 стадия «Вызов»

       -Что вам известно об этой технологии, какие идеи возникают у вас в связи с этим термином?

- Давайте с вами сейчас нарисуем солнышко:, а лучи – все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином(почва).

- Посмотрим, что у вас получилось. Какой прием был использован?

     Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии – построение кластера.   

        На первой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу.

         Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры и т.д.

Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива.

(слайд10) Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: чтение текста с пометками, заполнение различных таблиц, сюжетная таблица и другие.

На мой взгляд, наиболее продуктивным на данном этапе является приём технологии критического мышления «Кубик Блума».

Он был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Слайд)« Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы».

- Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа. 

- Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Результаты этой стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на стадии вызова.

Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных умений, технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:

  • генерировать идеи;

  • найти многовариантное решение проблемы;

  • излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;

  • кратко излагать свою мысль.

Данная педагогическая технология направлена на максимально устойчивое запоминание нового материала. Оптимальным является использование фразеологизмов или идиом на завершающем этапе урока. Умелое и уместное использование видео фрагментов с использованием и разъяснениями идиом на определенную тему неизбежно способствует устойчивому запоминанию нового материала и ее применения на практике.

На последующих уроках паутины можно использовать как план для монологического высказывания или написания письма, сочинения и т.д.

III. Проведение имитационной игры

Итак, тема нашего урока «почва». 3 класс

1 этап Поиграем в игру «кубик блума»

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Перед вами заголовок текста постарайтесь предугадать о чем пойдет речь? С помощью кубика давайте ответим на вопросы. В технологии критического мышления они называются словесные паутины, корзины идей, кластеры. Цель этого приема: формирование умения задавать вопросы во время и после чтения критически оценивать информацию и сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Наверное, когда я произнесла тему нашего занятия, у вас возникли какие-то ассоциации, вы подумали о чем-то, вспомнили  из своего жизненного опыта. Если ответ неполный, то остальные могут дополнить, помочь ему.

2 этап Я задаю вопросы а вы попытайтесь ответить на него.

Вопросы на гранях нам помогут. Например: Назовите что такое почва? Почему земля темного цвета? И тд.

3 этап Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира по теме «Почва».


VI. Рефлексия

(Слайд11)3 стадия – Рефлексия, Размышление.

-На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

  Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

 

(слайд12)Прием “Синквэйн

  Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Правила написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.


Предлагаю провести рефлексию в форме синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Перед вами таблицы синквейна прошу вас заполнить их

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

1.

Название предмета

почва

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

Влажная, Темная

3.

Описание действий (три глагола)

Удобрять,насыщать,охранять

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

Земля – наша кормилица

5.

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

Земля,грунт

(слайд13)Подведем итог, критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?

  • Что я узнал нового?

  • Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать? -Предлагаю Вам, коллеги, написать синквейн по заданной теме.(прослушивание синквейнов)

-Какие приемы можно еще использовать на 3 стадии:

Прием “Эссе”

Прием “Самоанализ”

Прием “Шесть шляп критического мышления

Приём “Ключевые слова”

Приём “Взаимообучение

(слайд)Таким образом, занятие построенное с применением данной технологии способствует развитию познавательных интересов учащихся, происходит самоанализ знаний по определенной теме в начале урока и в конце, и учащиеся сами удивляются тому как мало они знали об этой личности, реалии или событии и на сколько увеличился их словарный запас и мировоззрение.

-Спасибо за внимание!






















Текст про почву

Почва — это верхний плодородный слой земли. Почва состоит из различных компонентов: песка, глины, перегноя, воздуха, воды. Также неотъемлемая часть почвы — живые организмы: животные, растения (их корни), грибы, бактерии, лишайники.  Песок и глина служит опорой для закрепления корней растений, средой, где перемещаются и строят норы животные. Если в почве больше песка, она рассыпчатая, а если глины — податливая, как пластилин. От содержания различных веществ в почве зависит её плодородие. Живой мир почвы очень разнообразен и тоже влияет на её плодородие. Дождевые черви, кроты рыхлят почву. Так почва насыщается кислородом. Бактерии участвуют в образовании перегноя. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты. Без неё не могут существовать растения, животные, грибы и бактерии, а сама почва не будет формироваться без участия живых организмов. 

Из почвы растения получают воду и растворённые в ней питательные вещества. Она же является местом обитания для живых существ: микроорганизмов, червей, насекомых, кротов, слепышей, землероек и многих других. В ней они добывают себе пищу, укрываются от непогоды, выводят и растят потомство. 

Организмы, погибнув, попадают в почву и с помощью бактерий превращаются в перегной, который используют растения. Так происходит круговорот веществ в природе.




































Самоанализ мастер-класса

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

-познакомить участников с технологией;

- активизировать и обобщить знания по;

- создать условия для активного взаимодействия;

- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

1.                 Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.

2.                 Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.

3.                 Этап проведения мастер-класса.

4.                 Этап рефлексии.

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.

































































Почва


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология критического мышления через удивление

Автор: Реутова Светлана Анатольевна

Дата: 14.01.2025

Номер свидетельства: 663519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Эссе  «Инновационные методы и технологии обучения» "
    ["seo_title"] => string(57) "essie-innovatsionnyie-mietody-i-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "205424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429888030"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Анатомия первой мировой войны глазами ее современников"
    ["seo_title"] => string(55) "anatomiiapiervoimirovoivoinyghlazamiieiesovriemiennikov"
    ["file_id"] => string(6) "270597"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451216999"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Использование педагогических технологий на уроках черчения"
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-chierchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278199"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453044847"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Использование педагогических технологий на уроках черчения"
    ["seo_title"] => string(76) "ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-chierchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "278200"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453044855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства