kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование педагогических технологий на уроках черчения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

1. Технология проблемного обучения

 Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Проблемное обучение. Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных и творческих способностей.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к её нерешенным задачам.

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

   Например, уроки в 8 классе по темам «Анализ геометрической формы предмета», «Аксонометрические проекции»; в 9 классе по теме «Сечения. Разрезы. Виды»; 10-11 классы «Основы начертательной геометрии».

2.  Проектная технология

Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет при обучении проекционному черчению.
Очевидно, что получить основы профессиональных знаний ученик сможет только тогда, когда ему будет предоставлена возможность свободного творческого развития.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют приложенные рефераты и проекты учащихся.
  • проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
  • создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.
  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. “Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (путем самообразования)”.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта).
Считаю необходимым использовать связь предмета с жизнью, а значит проводить профориентацию на уроках. 
Например, темой «Лекальные кривые» в 9 классе я стараюсь подвести итог изучению большой темы,  показать применение чертежа и кривых в жизни человека, познакомить с многими профессиями, в которых человек постоянно чертит. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических технологий на уроках черчения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

1. Технология проблемного обучения

 Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Проблемное обучение. Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных и творческих способностей.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к её нерешенным задачам.

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

   Например, уроки в 8 классе по темам «Анализ геометрической формы предмета», «Аксонометрические проекции»; в 9 классе по теме «Сечения. Разрезы. Виды»; 10-11 классы «Основы начертательной геометрии».

2.  Проектная технология

Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет при обучении проекционному черчению.
Очевидно, что получить основы профессиональных знаний ученик сможет только тогда, когда ему будет предоставлена возможность свободного творческого развития.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • развитие способности к активной практической деятельности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют приложенные рефераты и проекты учащихся.

  • проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

  • создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.

  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. “Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (путем самообразования)”.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта).
Считаю необходимым использовать связь предмета с жизнью, а значит проводить профориентацию на уроках. 
Например, темой «Лекальные кривые» в 9 классе я стараюсь подвести итог изучению большой темы, показать применение чертежа и кривых в жизни человека, познакомить с многими профессиями, в которых человек постоянно чертит. 



3. Технология интерактивного обучения

Среди современных педагогических технологий одной из наиболее эффективных мне представляется технология, при которой у учащихся формируется активный подход к процессу обучения, т.е. умение самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные вопросы, создавая при этом ситуацию успеха.

Таковым является интерактивное обучение. Интерактивность – способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-то.

Существует большое многообразие интерактивных методик. Одной из самых распространённых форм интерактивного обучения является работа в группах.

Данная технология:

  • Способствует активизации учебного процесса.

  • Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;

  • распределение действий и операций;

  • коммуникацию, общение;

  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

  • рефлексию.

Эффективность групповых форм работы во многом зависит от состава группы и содержания предлагаемых задач. На уроках черчения чаще применяется группа из двух сидящих за одной партой учащихся. Психологи иногда называют такие пары диадами. Работа в группе может влиять по-разному: при отрицательном отношении друг к другу общение влияет негативно. Учащиеся в таких парах не решают задачи, а выясняют межличностные отношения. Организация пар с учетом желания школьников также не эффективна. Многие созданные пары не способны решить задачу, потому что оба партнера находятся на низком уровне знаний или пассивны по натуре.

Определенных успехов достигают пары учащихся, объединенные по схеме «руководство – исполнение». Если пару составляют два сильных ученика или одинаковые по уровню знаний и умений, то реальным становится индивидуальное решение задачи. Тогда каждый стремится к верному конечному результату и лишь в отдельных случаях появляется совместное решение.

Специальные исследования, проведенные психологами, утверждают, что при решении графических задач преимущество по сравнению с диадами имеют группы с большим количеством учеников. На уроках черчения оптимальной является группа, объединяющая четырех учащихся с двух рядом расположенных карт. В классе может быть организовано 7-8 таких групп. При этом возникает повышенный шумовой фон – следствие начинающихся дискуссий. Этот фактор часто сдерживает учителя от применения подобной формы обучения. Однако совместная мыслительная деятельность более продуктивна, чем индивидуальная. И мой опыт работы показал, что при проведении серии уроков с групповой формой обучения шумовой фон в классе становится минимальным.

В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся. По мнению Н.П. Щербо, совместное решение возможно только для задач, требующих выработки общего внимания, логического рассуждения, столкновения разных точек зрения и т.п.

Как показали специальные исследования, наиболее оптимальными для группового решения можно считать задачи на сложные пространственные преобразования положения и формы предмета, задачи «с неполными данными», с элементами формообразования, моделирования и конструирования. Все они могут иметь несколько правильных решений требующие развернутых логических рассуждений. Такие задачи активизируют знания школьников, предусматривают использование графических умений в новых условиях, способствуют нахождению неизвестной еще информации и способов решения. Часто учащемуся предлагается уже знакомый предмет, но его следует рассмотреть с иной точки зрения, обратить внимание на ранее не подмеченные свойства и качества. Многовариантные задачи проблемного характера развивают у школьников творческие способности и активизируют их познавательную деятельность.

Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.

В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке черчения не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.


Пример применения групповой работы – разработка урока в 9 классе «Лекальные кривые», уроки с применением игровых технологий.

Игровые технологии

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Игровую технологию использую в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы;

  • в качестве урока или его части;

  • как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов, и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Например игра «Счастливый случай» при изучении темы «Способы проецирования» в 8 классе, игра «Эрудит» при изучении темы «Сечения и разрезы» в 9 классе. Часто использую такие приемы, как составление кроссвордов, например кроссворд «Чертежные принадлежности и инструменты» помогает в игровой форме обобщить знания по одной из первых тем изучения черчения в 8 классе.

4. Технология критического мышления.

Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что означает понятие «критическое мышление?»

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Выделяются три основных стадии:

• вызов,

• осмысление,

• рефлексия

Задача первой стадии: заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его, вызвать уже имеющиеся знания.

На второй стадии идет работа непосредственно с информацией. Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.

На третьей стадии – рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.

Стадия вызова

Деятельность учителя.

Вызвать знания. Активизировать учащихся.

Мотивировать для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся.

Ученик вспоминает, систематизирует, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Приемы и методы.

«Корзина идей»

Кластер

Таблицы

«Мозговой штурм».

Стадия осмысления

Учитель.

Организует работу с новой информацией.

Ученик.

Активное чтение.

Приемы и методы.

Активное чтение, маркировка текста разными значками, составление таблиц.


Выписывают то, что совпало с представлениями учащегося.


V


Выписывают новое содержание.




+

Выписывают то, что не совпало с их представлениями.


-----


Выписывают то, что вызывает сомнение или непонимание.


?


Знаю

Хочу Узнать

Узнал


Стадия рефлексии

Учитель.

Вернуть ученика к первоначальным записям, внести дополнения, дать задание на основе изученной информации.

Ученики.

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя полученные при чтении знания.

Приемы и методы.

Заполнение кластеров, установление связей между блоками информации, заполнение таблиц, синквейн.

Кластеры (гроздья)

  • выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.


  • Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегий урока в целом. Кластеры – это графический прием систематизации материала.

Схема может примерно так выглядеть. В центре – главное понятие, а вокруг – смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Например, применение технологии критического мышления, составление кластера на уроке «Лекальные кривые» в 9 классе, также кластеры применяю на уроках систематизации знаний в 9 классе по теме «Сечения и разрезы», 10-11 классах по темам «Проецирование точки и прямой», «Взаимное положение прямых линий в пространстве».

5. Технология дифференциация обучения.

Является проникающей технологией, т.к. в любой системе обучения имеет место в той или иной степени дифференцированный подход. Целями данной технологии являются обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также адаптация обучения к особенностям различных групп учеников. Имеет место дифференциация не только по уровню подготовки учащихся, но и по интересам, что позволяет проявить каждому свои возможности. По всем темам в 8 и 9 классах у меня есть дифференцированные карточки-задания, которые позволяют обучающимся самостоятельно подобрать для себя уровень задания, посильный для качественного выполнения работы. Я уверена в том, что качественно выполненная работа в соответствии с ГОСТами более простого уровня не менее важна, чем сложная работа.

Например – разноуровневые карточки-задания, направленные на развитие пространственного мышления по темам: «Чтение и выполнение чертежей», «Способы проецирования» (8 класс); «Сечения, разрезы, виды», «Сборочные чертежи» (9 класс).

6.  Информационно-коммуникативные технологии

         Применение ИКТ на различных уроках черчения позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, которые создаю сама, создают мои ученики, используя Интернет-ресурсы, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Презентации есть по всем урокам по программам 8-9 классов и многим урокам 10-11 классов.

Применяю на уроке компьютерные тесты, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Например, компьютерные тесты в программе Excel по теме «Резьбы» 9 класс, по теме «Правила оформления чертежей» 8 класс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование педагогических технологий на уроках черчения

Автор: Дементьева Инесса Павловна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Использование педагогических технологий на уроках черчения"
    ["seo_title"] => string(76) "ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-chierchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "278200"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453044855"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства