Анатомия первой мировой войны глазами ее современников
Анатомия первой мировой войны глазами ее современников
Тип урока: проблемный.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология группового обучения, технология критического мышления, исследовательская технология, ИКТ-технологии (GLOG).
Техническое оснащение урока: компьютер с выходом в Интернет, проектор.
Цель урока: определить основной спектр социально значимых проблем Первой мировой войны на основе анализа военных плакатов, карикатур, открыток.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС:
1) проведение аналитических работ по заданному алгоритму; 2) самооценка результатов учебной деятельности учащимися; 3) представление карты самодиагностики учащегося по результатам обучения.
Ход урока
1. Организационная часть урока.
Взаимное приветствие. Создание благоприятной атмосферы для работы. Акцентирование внимания на образе войны
Учитель. Обратимся к определению анатомии [1, 3, 4]. Заглянув в словари, мы увидим примерно следующую картину [схема, GLOG].
Что же объединяет эти определения?
Ответы учащихся.
Внутреннее строение организмов.
й работе на уроке.
Учитель. Общество – это сложный организм, который, так или иначе, реагирует на происходящие события, а эти события, в свою очередь, оказывают довольно сильное воздействие на общество, находя отражение в различных формах общественного сознания. В переломные исторические моменты «общество-организм» проявляет свою максимальную восприимчивость. Итак, что же мы с вами будем сегодня изучать? Можем ли мы использовать, по сути, биологический термин «анатомия» в социогуманитарном познании?
Учитель. Проведем интеллектуальную разминку «Что такое?». Отгадав правильный ответ, вы сможете определить, что же поможет нам анатомировать спектр социально значимых проблем Первой мировой войны [таблица, GLOG].
Что такое?
1)изображение
2)вид графики
3)яркая иллюстрация
Отличительные признаки
1)броский лозунг
2)патриотические символы
3)призывы к действиям, агитация
4)обращение к насущным проблемам
5)метафора, сатира
6)пропаганда
7)массовость
8)эмоциональность воздействия
9)образность
10)доступность
11)информативность
12)крупный формат
Ответы учащихся. Это плакаты, листовки, карикатуры, открытки.
Учитель. Действительно, сегодня мы обратимся к художественным образам и попробуем определить проблемы, которые волновали людей того времени.
Алгоритм работы с источником
Какие образы использованы в плакате?
Какую тему отражают плакаты?
Какую проблему поднимали?
Какое влияние могли оказать на общественное сознание?
Какую функцию массовой культуры выполнял?
Опорный конспект
Образы
Проблемы
Функции СМИ
Сумасшедший кайзер
Патриотический подъем
Информационная
Чудо-богатырь
Расслоение общества
Социально-ориентирующая
Воин-герой
Верность союзническому долгу
Коммуникативная
Буржуазия
Продовольственный кризис
Социализации
Георгий-Победоносец
Поражение на фронте
Общественного контроля
Артисты
Кризис снабжения армии
Мобилизационная
Учредительное собрание в калошах
Политический кризис
Идеологическая (социально-ориентирующая)
Царь-шут
Революция
Рекламно-справочная
Распутин-кукловод
Сепаратный мир
Рекреативная
Свобода
Мировая революция
Распутин
Сильный враг
Героическое прошлое
Свержение самодержавия
Мещанство
Большевизация армии
Разложение армии
Финансирование Октябрьской революции Германией
Жертвы войны
Революционизирование общества
Займы
Дезертирство
Союзники
Героический подвиг солдат
Полет из Германии на родину
Наглядный материал [5, 8, 9]
1914 год
Мировой пожар. Вторая Отечественная война
Живо заняли мы Галич. В.В. Маяковский,
К.С. Малевич
Вильгельм II в сумасшедшем доме. Русская почтовая открытка
Богатырское дело Козьмы Крючкова
Согласие
Россия за правду
Шел австриец в Радзивилы да попал на бабьи вилы.
В.В. Маяковский,
К.С. Малевич
Вильгельмова карусель.
В.В. Маяковский,
К.С. Малевич
1915 год
Артиллерия в плену
Прелестная брюнетка питается исключительно акулами.
А. Куренев
Москва русским воинам. С.А. Виноградов
Студенческая беда. К. Грус
Граждане Москвы, оденьте беженцев. Р. Браиловская
Биржевые зайцы
Военный 5,5% заем
Плакат-афиша. С. Мухарский
1916 год
Военный 5,5% заем
Военный 5,5% заем. В. Варжанский
Военный 5,5% заем. Е. Чепцов
Российское общество зеленого креста
Распутин – целитель и пророк
Распутин и царь
Карикатура на царскую власть
1917 год
О том, как немцы большевика на Россию выпускали
Учредительное собрание
Заем свободы
Заем свободы
4. Моделирование.
Учитель. Предлагает представить результат групповой работы.
Ответы учащихся. Примерные планы выступления представителей групп.
1 группа – плакаты относятся к 1914 году.
Образы: сумасшедший кайзер, русский богатырь, воин-герой и др.
Проблемы: «Великое отступление», «патриотическая тревога» и др.
3 группа - плакаты относятся к 1916 году.
Образы: женщина за станком, Распутин, царь-шут и др.
Проблемы: хозяйственная разруха, продовольственный и правительственный кризис и др.
4 группа – плакаты относятся к 1917 году.
Образы: рабочий с красным знаменем, свобода и др.
Проблемы: свержение царизма, братание на фронте, революция и др.
Функции СМИ: мобилизационная, информационная, социализация, общественный контроль за действиями власти, формирование общественного мнения и др.
5. Конструирование нового способа действия.
Учитель. Вашему вниманию были представлены плакаты 1914-1917 гг. [6]. Но не было представлено военных плакатов 1918 г. Их, действительно, практически не существует. Как вы думаете, почему? Какие политические проблемы, события заслонили собой военные в данный период истории? Могли ли военные плакаты повлиять на общественное сознание в 1918 г.? Почему?
Ответы учащихся. Революция, деятельность большевиков, подготовка сепаратного мира, т.е. внутренние проблемы в ситуации политической и экономической неустойчивости страны.
6. Переход к решению частных задач.
Учитель. Предлагает назвать возможную тематику (проблематику) плакатов 1918 г.
Ответы учащихся. Сепаратный мир, вожди и лидеры большевиков, Ленин, Троцкий, политическая борьба за власть.
Учитель. Выводит на экран [GLOG], комментирует.
Ответы учащихся. Читают документы в группах, анализируют их и находят правильное подтверждение. Озвучивают свой выбор, при необходимости поясняют.
Документы [7]
Из воспоминаний У. Черчилля (1874-1965), военно-морского министра Великобритании в 1914-1915 гг.
В начале войны Франция и Великобритания во многом рассчитывали на Россию… Быстрая мобилизация русских армий и их стремительный натиск на Германию и Австрию были существенно необходимы для того, чтобы спасти Францию от уничтожения в первые же два месяца войны. Да и после этого… Россия оставалась верным и могущественным союзником.
Из книги участника Первой мировой войны генерала А.И. Деникина «Очерки русской смуты»
Я не склонен идеализировать нашу армию… Я не отрицаю крупных недостатков в системе назначений и комплектования высшего командного состава, знаю размеры дезертирства и уклонения от военной службы… Самый факт революции внес известную перемену в отношение между офицером и солдатом…Но революционная демократия в эту именно рану влила яд. Она поражала беспощадно саму сущность военного строя, его вечные, неизменные основы, оставшиеся еще непоколебленными: дисциплину, единоначалие и аполитичность.
Из воспоминаний Д. Ллойд Джорджа, в годы войны министра финансов (1906-1915), премьер-министра Великобритании (1916-1922)
Великое отступление 1915, когда русские армии были в беспорядке и с небывалыми потерями оттеснены из Польши и Прибалтики до самой Риги, объяснялось исключительно недостатком у русских артиллерии, винтовок и снарядов… Горькие упреки удивленных английским равнодушием русских офицеров, солдаты которых погибали вследствие недостатка в снарядах, справедливы по существу. История предъявит счет военному командованию Франции и Англии, которое в своем эгоистическом упрямстве обрекло своих русских товарищей по оружию на гибель, тогда как Англия и Франция так легко могли спасти русских и таким образом помогли бы лучше всего и себе.
Из статьи историка А.П. Жилина «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 году»
К 1917 году армия претерпела существенные изменения. Прежде всего почти полностью выбыл в результате кровопролитных боев кадровый состав. Верховное командование, готовясь к ведению кратковременной войны, не берегло ни офицерских, ни унтер-офицерских кадров, вливая их в ряды действующих частей.
В начале 1916 года начальник штаба верховного главнокомандующего генерал М.В. Алексеев в своем выступлении в Ставке заявлял, что поскольку русская армия не имеет такой могучей артиллерии как ее союзники, то «придется брать количеством пехоты. Огромные жертвы, плохое снабжение вооружением, неудачи на фронте серьезно отразились на моральном состоянии армии и всей страны, вызвав политический кризис.
8. Контроль.
Учитель. Помог ли сегодняшний урок анатомировать, вскрыть социально-значимые проблемы времен Первой мировой войны? Как помогли вам в работе плакаты, карикатуры? Есть ли, по вашему мнению, разница в восприятии войны через плакаты и через письменные источники? Свой ответ аргументируйте.
Ответы учащихся. На уроке нам удалось рассмотреть проблемы Первой мировой войны. Разницы в восприятии военных событий и проблем нет, но есть разница в способах и средствах выражения непростого периода отечественной, да и мировой, истории. Мы смогли реализовать учебную задачу через обращение к художественным образам, которые понятны и просты для массового потребителя. Они стали мощным импульсом для дальнейших побед нашего народа [GLOG].
Формы и методы диагностики УУД. Карта самодиагностики
Критерии самооценки
Легко
Вызывало сложности
Сложно
Определение учебной задачи
Нахождение и определение образов на плакатах
Формулирование проблемы при работе с плакатами
Построение связанной устной речи, аргументация
Использованная литература и интернет-ресурсы
Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2002. С. 34.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: АСТ-Пресс, 2004.
Даль В.И. Толковый словарь. М., 2006. С. 29.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1973. С. 27.
Хроники и плакаты Первой мировой войны. М., 2014.
Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. 2012. № 1 (21). С. 85-90.
Чернова М. Россия в Первой мировой войне // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2013. № 7-8. С. 26-29
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анатомия первой мировой войны глазами ее современников»
Тип урока: проблемный.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: технологияпроблемного обучения, технология группового обучения, технология критического мышления, исследовательская технология, ИКТ-технологии (GLOG).
Техническое оснащение урока: компьютер с выходом в Интернет, проектор.
Цель урока: определить основной спектр социально значимых проблем Первой мировой войны на основе анализа военных плакатов, карикатур, открыток.
Задачи урока:
1) в предметном направлении:
- сформировать представление об основных проблемах Первой мировой войны, которые нашли свое отражение в военных плакатах, карикатурах, открытках;
- формировать умение анализировать и систематизировать наглядный материал в соответствии с заданным алгоритмом и с использованием понятийного аппарата исторического знания;
- формировать умение извлекать информацию по заданному вопросу из исторических источников;
2) в метапредметном направлении:
формировать познавательные универсальные учебные действия (УУД):
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- умение применять и преобразовывать знаки, символы, образы в процессе решения учебных задач;
- умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- умение работать с историческими источниками;
формировать коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
- владение устной и письменной речью, искусством монолога;
формировать регулятивные УУД:
- осуществление контроля своей деятельности в формате сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция: внесение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном;
- оценка - осознание качества и уровня усвоения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
в направлении личностного развития:
- воспитать у учащихся интерес к отечественной истории через осознание своей идентичности как гражданина страны и уважение истории других стран и государств;
- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественно-исторической практики;
- способствовать освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС:
1) проведение аналитических работ по заданному алгоритму; 2) самооценка результатов учебной деятельности учащимися; 3) представление карты самодиагностики учащегося по результатам обучения.
Ход урока
1. Организационная часть урока.
Взаимное приветствие. Создание благоприятной атмосферы для работы. Акцентирование внимания на образе войны
Учитель. Обратимся к определению анатомии [1, 3, 4]. Заглянув в словари, мы увидим примерно следующую картину [схема, GLOG].
Что же объединяет эти определения?
Ответы учащихся.
Внутреннее строение организмов.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение находить общее в различном и осознанно строить высказывание в устной форме;
-регулятивные: формирование навыка к систематической работе на уроке.
Учитель. Общество – это сложный организм, который, так или иначе, реагирует на происходящие события, а эти события, в свою очередь, оказывают довольно сильное воздействие на общество, находя отражение в различных формах общественного сознания. В переломные исторические моменты «общество-организм» проявляет свою максимальную восприимчивость. Так было в годы Первой мировой войны. Мы уже изучили причины войны, планы сторон, ход военных действий, итоги. Однако многое осталось вне поля нашего внимания. И хотелось бы расширить наши знания об этой, как ее еще называют, Второй Отечественной войне. Итак, что же мы с вами будем сегодня изучать? Можем ли мы использовать, по сути, биологический термин «анатомия» в социогуманитарном познании?
Ответы учащихся. Мы не будем изучать ни военные сводки, ни планы сторон, ни численность вооружения и личного состава, ни личности генералов и других участников войны. Наша цель – исследовать внутренний мир человека той переломной эпохи. Термин «анатомия» мы можем применить к истории, так как на уроке мы попытаемся выявить то, что волновало людей в годы Первой мировой войны.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение мыслить по аналогии и осознанно строить высказывания в устной форме;
-регулятивные: формирование навыка к систематической работе на уроке.
Учитель. Проведем интеллектуальную разминку «Что такое?». Отгадав правильный ответ, вы сможете определить, что же поможет нам анатомировать спектр социально значимых проблем Первой мировой войны [таблица, GLOG].
Что такое?
изображение
вид графики
яркая иллюстрация
Отличительные признаки
броский лозунг
патриотические символы
призывы к действиям, агитация
обращение к насущным проблемам
метафора, сатира
пропаганда
массовость
эмоциональность воздействия
образность
доступность
информативность
крупный формат
Ответы учащихся. Это плакаты, листовки, карикатуры, открытки.
Учитель. Действительно, сегодня мы обратимся к художественным образам и попробуем определить проблемы, которые волновали людей того времени.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение определить понятие и преобразовывать модели для решения учебных задач;
-личностные: согласовать свои цели обучения с целями урока; формировать российскую гражданскую идентичность, проникнуться чувством уважения к своему народу, гордости за свою Родину;
-коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;
регулятивные: корректировать свои действия в соответствии с полученным результатом.
3. Совместное решение учебной задачи.
Учитель. Разделившись на группы, вы будете выполнять задание по заданному алгоритму [наглядный материал, опорный конспект, алгоритм работы с источником].
Учащиеся работают в группах, получив пакеты с раздаточным материалом.
Алгоритм работы с источником
Какие образы использованы в плакате?
Какую тему отражают плакаты?
Какую проблему поднимали?
Какое влияние могли оказать на общественное сознание?
Какую функцию массовой культуры выполнял?
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение определять образы, проблемы, время создания плаката; умение действовать по алгоритму;
Проблемы: «Великое отступление», «патриотическая тревога» и др.
3 группа - плакаты относятся к 1916 году.
Образы: женщина за станком, Распутин, царь-шут и др.
Проблемы: хозяйственная разруха, продовольственный и правительственный кризис и др.
4 группа – плакаты относятся к 1917 году.
Образы: рабочий с красным знаменем, свобода и др.
Проблемы: свержение царизма, братание на фронте, революция и др.
Функции СМИ: мобилизационная, информационная, социализация, общественный контроль за действиями власти, формирование общественного мнения и др.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: сформировать обобщенное представление о проблемах Первой мировой войны; умение строить речевое высказывание в устной форме;
-личностные: привить чувство гордости за свою Родину, формирование гражданской позиции;
-коммуникативные: владение монологической речью, диалог;
-регулятивные: осуществлять контроль за своей деятельностью.
5. Конструирование нового способа действия.
Учитель. Вашему вниманию были представлены плакаты 1914-1917 гг. [6]. Но не было представлено военных плакатов 1918 г. Их, действительно, практически не существует. Как вы думаете, почему? Какие политические проблемы, события заслонили собой военные в данный период истории? Могли ли военные плакаты повлиять на общественное сознание в 1918 г.? Почему?
Ответы учащихся. Революция, деятельность большевиков, подготовка сепаратного мира, т.е. внутренние проблемы в ситуации политической и экономической неустойчивости страны.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение критически осмысливать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи;
-коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
6. Переход к решению частных задач.
Учитель. Предлагает назвать возможную тематику (проблематику) плакатов 1918 г.
Ответы учащихся. Сепаратный мир, вожди и лидеры большевиков, Ленин, Троцкий, политическая борьба за власть.
Учитель. Выводит на экран [GLOG], комментирует.
Методический комментарий. Формируемые УУД:
-познавательные: умение преобразовывать символы, образы в проблемы; формулировать и обосновывать основные темы плакатов;
-личностные: осознание своей принадлежности к историческому прошлому своей Родины;
-коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, аргументировано участвовать в коллективном обсуждении.
7. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Учитель. Перед вами пакет исторических документов. Найдите подтверждение представленного вами варианта решения задачи [исторические документы].
Ответы учащихся. Читают документы в группах, анализируют их и находят правильное подтверждение. Озвучивают свой выбор, при необходимости поясняют.
Документы [7]
Из воспоминаний У. Черчилля (1874-1965), военно-морского министра Великобритании в 1914-1915 гг.
В начале войны Франция и Великобритания во многом рассчитывали на Россию… Быстрая мобилизация русских армий и их стремительный натиск на Германию и Австрию были существенно необходимы для того, чтобы спасти Францию от уничтожения в первые же два месяца войны. Да и после этого… Россия оставалась верным и могущественным союзником.
Из книги участника Первой мировой войны генерала А.И. Деникина «Очерки русской смуты»
Я не склонен идеализировать нашу армию… Я не отрицаю крупных недостатков в системе назначений и комплектования высшего командного состава, знаю размеры дезертирства и уклонения от военной службы… Самый факт революции внес известную перемену в отношение между офицером и солдатом…Но революционная демократия в эту именно рану влила яд. Она поражала беспощадно саму сущность военного строя, его вечные, неизменные основы, оставшиеся еще непоколебленными: дисциплину, единоначалие и аполитичность.
Из воспоминаний Д. Ллойд Джорджа, в годы войны министра финансов (1906-1915), премьер-министра Великобритании (1916-1922)
Великое отступление 1915, когда русские армии были в беспорядке и с небывалыми потерями оттеснены из Польши и Прибалтики до самой Риги, объяснялось исключительно недостатком у русских артиллерии, винтовок и снарядов… Горькие упреки удивленных английским равнодушием русских офицеров, солдаты которых погибали вследствие недостатка в снарядах, справедливы по существу. История предъявит счет военному командованию Франции и Англии, которое в своем эгоистическом упрямстве обрекло своих русских товарищей по оружию на гибель, тогда как Англия и Франция так легко могли спасти русских и таким образом помогли бы лучше всего и себе.
Из статьи историка А.П. Жилина «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 году»
К 1917 году армия претерпела существенные изменения. Прежде всего почти полностью выбыл в результате кровопролитных боев кадровый состав. Верховное командование, готовясь к ведению кратковременной войны, не берегло ни офицерских, ни унтер-офицерских кадров, вливая их в ряды действующих частей.
В начале 1916 года начальник штаба верховного главнокомандующего генерал М.В. Алексеев в своем выступлении в Ставке заявлял, что поскольку русская армия не имеет такой могучей артиллерии как ее союзники, то «придется брать количеством пехоты. Огромные жертвы, плохое снабжение вооружением, неудачи на фронте серьезно отразились на моральном состоянии армии и всей страны, вызвав политический кризис.
-личностные: формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу; навык национального самоопределения;
-коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
8. Контроль.
Учитель. Помог ли сегодняшний урок анатомировать, вскрыть социально-значимые проблемы времен Первой мировой войны? Как помогли вам в работе плакаты, карикатуры? Есть ли, по вашему мнению, разница в восприятии войны через плакаты и через письменные источники? Свой ответ аргументируйте.
Ответы учащихся. На уроке нам удалось рассмотреть проблемы Первой мировой войны. Разницы в восприятии военных событий и проблем нет, но есть разница в способах и средствах выражения непростого периода отечественной, да и мировой, истории. Мы смогли реализовать учебную задачу через обращение к художественным образам, которые понятны и просты для массового потребителя. Они стали мощным импульсом для дальнейших побед нашего народа [GLOG].
Формы и методы диагностики УУД. Карта самодиагностики
Критерии самооценки
Легко
Вызывало сложности
Сложно
Определение учебной задачи
Нахождение и определение образов на плакатах
Формулирование проблемы при работе с плакатами
Построение связанной устной речи, аргументация
Использованная литература и интернет-ресурсы
Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2002. С. 34.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: АСТ-Пресс, 2004.
Даль В.И. Толковый словарь. М., 2006. С. 29.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1973. С. 27.
Хроники и плакаты Первой мировой войны. М., 2014.
Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. 2012. № 1 (21). С. 85-90.
Чернова М. Россия в Первой мировой войне // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2013. № 7-8. С. 26-29.