III. Формулирование темы урока Постановка цели урока. Планирование своей деятельности. Слайд №2. – Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Попробуйте дать определение слову «храм». – Зачем люди посещают храм? Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку». – Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Слайд №3). – Что нам поможет достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? | Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». (Предполагаемые ответы: « Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения, венчания, отпевания. В храме много икон. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»). Формулируют цель урока. 1) получить знания о назначении православного храма; 2) познакомиться с устройством православного храма. Ученики выбирают карточки и составляют план урока. | Регулятивные УУД: определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV. Изучение нового материала 1) Беседа с учащимися – Жизнь православного человека с самого рождения до смерти связана с храмом (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты и назовите их (слайд № 5). – Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6). Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор нашего города и многие другие храмы России. – Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? 2) Выступление заранее подготовленного ученика – Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом нам расскажет Гурылева Дарья (слайд №11) 3) Проведение физкультминутки Вот мы руки развели, словно удивились. И у храма до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямлялись, Ниже, ниже, не ленись. Поклонись и улыбнись! 4) Работа в группах – Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм». Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с . 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки. 1-я группа – канун, поминальная записка Группа №1 Объясни следующие понятия: Канун – это… Поминальная записка – это… Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей? 2-я группа – икона Группа №2. Ответь на вопросы: – Что такое икона? – Может ли православный человек молится без иконы? – О чём обычно люди молятся? – Почему в молитве нельзя просить зла? 3-я группа – иконостас Группа №3. Заполни пропуски: Целая стена из икон называется … . В центре расположены двери. Они называются … . Справа от Царских врат всегда икона … . Слева всегда икона … … . 4-я группа – алтарь Группа №4. Закончи предложения: За иконостасом находится … . Никто не имеет права туда входить без … … . Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь …, уметь …, уметь … и … . (Слова для справок: благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.) 5-я группа – священник Группа №5. Подумай и ответь: 1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения? 2) Священник в храме работает или служит? 3) При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека? 5) Выступление групп. Составление глоссария (Учитель прикрепляет карточки на схеме храма). Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним». | Дети слушают учителя и отвечают на вопросы. ( Например, Куликовская битва, стояние на Угре, Бородинская битва). (Предполагаемые ответы: купола, кресты). Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением с использованием презентации. (Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. – Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом. Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично: – две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; – три главы (три лица Святой Троицы); – пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); – семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов); – девять глав (девять чинов Ангельских); – тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов); – тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа). Выполняют физкультминутку. Делятся на группы. Выбирают командира группы. По учебнику с. 48-51 находят определение понятий и готовят выступление. Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала | Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения. Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробное пересказывание небольшого текста; выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения. |