Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве, научить изображать сказочных и птиц, выделять особенности и различия сказочных и настоящих птиц,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сказочная птица»»
Конспект занятия
в системе дополнительного образования
Тема занятия: «Сказочная птица»
Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве, научить изображать сказочных и птиц, выделять особенности и различия сказочных и настоящих птиц,
Задачи:
Познавательные:
- дать учащимся сведения о птицах: домашних, лесных, перелетных, экзотических;
- познакомить со стилизованным изображением птиц на примере предметов декоративно-прикладного искусства: вышивки, художественной росписи, народной игрушки, предметов домашнего обихода (прялок, посуды)
Обучающие:
-научить наблюдать окружающий мир, анализировать форму, красоту цветового оперенья птиц, находить и выделять характерные признаки предмета наблюдения;
- научить приемам изображения формы птицы (силуэта), композиционному расположению изображения на листе (картинной плоскости различной формы);
- познакомить с приемами декоративного изображения: элементами орнамента, колориту, симметрии;
- обучить восприятию произведений изобразительного искусства;
- обучить стилизованному изображению птицы;
Развивающие:
- развивать чувство цвета, композиции, ритма, пропорций
- развивать творческую фантазию
Воспитывающие:
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, любви к Родине,;
- формировать трудовые навыки, умение доводить работу до конца
Оборудование:
- слайды, рисунки, фотографии сказочных птиц;
- картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»; иллюстрации к сказкам «Конёк – горбунок»
- наглядный дидактический материал;
- листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, заготовки под батик.
- музыка И. Стравинского к балету «Жар – птица»
- презентация «Сказочная птица»
План урока.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
3. Введение в тему урока.
3.1 Вступительная беседа.
3.2 Просмотр презентации, репродукций.
4. Практическая работа.
4.1 Педагогический рисунок
4.2 Физкультминутка
4.3 Творческая деятельность учащихся.
5. Рефлексия
6. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. Садитесь. Пожалуйста, проверьте свою готовность. Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят, все внимательно глядят. Хорошо, тогда мы начинаем.
2. Сообщение темы урока.
К нам на занятие сегодня прилетели птицы. Птички эти не простые, на своих крыльях нам тепло принесли - смотрите какой у них яркий наряд! Тема нашего занятия «Сказочная птица». Сегодня мы познакомимся с изображением сказочный птицы в искусстве, а потом каждый попробует создать свой неповторимый образ сказочной птицы. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. В русских народных сказках и легендах птица – символ счастья и света.
На Руси прилёт птиц всегда радовал людей, ведь птицы предвещают начало сельских работ, наступление весны. В народе говорили: “Птицы – вестники весны”, “Птицы весну на крыльях принесли”. Чтобы весна быстрее пришла, придумывались заклички. Может кто – то из вас знает такую закличку и позовёт к нам птиц?
1. Жаворонки прилетите,
Весну – красну принесите.
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
2. Кулик, кулик, Замыкай зиму, Отпирай весну,
Теплое лето. 3.Введение в тему урока.
3.1 Вступительная беседа.
-А вот и птицы прилетели, давайте их послушаем! Игра «Узнай птицу по голосу»
Подсказка – эти птицы обитают и в нашем районе!
А знаете ли вы, что в мире насчитывается более 10 000 видов птиц? Посмотрите на фотографии- какие они все разные!
-Скажите, а чем похожи птицы друг на друга? (У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)
-А чем отличаются они друг от друга? (Цветом, размером, формами, оперением.)
-Какую пользу приносят птицы людям? (Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред урожаю на огородах и в саду.)
Настоящих птиц мы вспомнили, а теперь давайте поближе познакомимся со сказочным птицам.
3.2Демонстрация презентации «Сказочная птица»
Вопросы после просмотра. Скажите, пожалуйста:
Чем отличаются сказочные птицы от обычных? (ответы детей).
А что у них общего? (ответы детей).
Какие краски использовали художники для оперения сказочных птиц? А для фона? (контрастные)
4. Практическая работа
Переходим к практической работе. Представьте, какую сказочную птицу вы хотели бы изобразить. Её красота и сказочность будет зависеть от вас, от вашей фантазии. Подумайте какой хвост будет у птицы, какими будут крылья, будет ли хохолок у вашей птицы, в какой цветовой гамме будет птица (жар – птица или птица – мечта).
Выполнять мы их будем в разных видах искусства – живописи, графике, декоративном искусстве. Для этого мы разделимся на группы. Давайте вспомним, что это за виды искусства? Поднимите руки, кто у нас сегодня живописцы, графики, мастера декоративно – прикладного искусства
4.1 Педагогический рисунок:
1) Работа над композицией:
Выберите формат и расположение листа:
- птица в полете – формат квадратный, расположение по диагонали для передачи движения;
- птица с опущенным вниз хвостом, сидящая на ветке - формат вертикальный;
- профильное изображение птицы с длинным хвостом – горизонтальный формат;
- птица с распущенными крыльями (анфас) – круглый формат.
2) выполнение наброска птицы - показ приемов изображения сидящей и летящей птиц (схема изображения)
3) работа цветом в два приема: покрытие тоном всего изображения;
нанесение орнамента, контрастного тону.
4.2 Творческая деятельность учащихся
Выполнение наброска, работа в цвете. Помощь учителя детям (по – необходимости)
В процессе работы звучит музыка к балету Игоря Стравинского «Жар – птица». Триумфальная премьера балета состоялась в 1910г. в Париже
4.3 Физминутка:
-Вы знаете от какой настоящей птицы произошло название «Жар – птица»? От журавля! Давайте почувствуем себя этой большой и сильной птицей:
1. Жура – жура - журавель! Облетел он сто земель (взмахи руками)
6. Лучше нет родного края! (повороты головы из стороны в сторону)
5.Рефлексия
- А теперь, ребята давайте устроим выставку ваших сказочных птиц и полюбуемся ими. Какие замечательные работы у вас получились! А. Что было для вас самым сложным? Что было самым интересным на занятии? Что удивило? Кому понравилось рисовать сказочную птицу? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив? Чья птица самая ярка? А у кого аккуратней выполнена работа ?
Все работы хороши!
Поздравляю от души!
Пусть птицы принесут вам счастье
И прочь исчезнут все напасти.
- Ребята, удивительно, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)
Про наших чудесных птиц звучат стихи.
6. Завершение занятия
Ваши сказочные птицы прилетели полакомиться яблочками! Выберите яблочки для своих сказочных птиц: розовые – если у вас было прекрасное настроение на занятии, оранжевые– если спокойное, хорошее. А вам Жар – птица передала молодильные яблочки, чтобы вы всегда были здоровыми, и нашим гостям яблочки с пожеланием вечной молодости и долголетия!
Дорогие ребята, я думаю, что сегодня вы стали: добрее сердцем и теплее душой и в этом вам помогли сказочные птицы. Спасибо за ваше творчество! Наше занятие закончилось, можно убирать рабочие места.