1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Человека издавна окружали животные и птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу. Какую пользу приносят птицы? Верно, птицы уничтожают различных насекомых, вредящих урожаю на огороде и в саду, вот почему человек должен бережно относиться к птицам, любить их. Красота движений, линий, форм, цветовой окраски птиц постоянно привлекают глаз человека, поэтому птицы часто являются объектами изображения художников и народных мастеров. А в сказках птица- символ радости, света, счастья. Вспомните названия сказочных птиц. (Жар-птица, царевна-лебедь и др.) Вот и вы сегодня нарисуете свою сказочную птицу. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. | Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы. |
3.Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Образ птицы в народном творчестве». Просмотр мультимедийной презентации. Сообщение теоретических сведений («Цвет и его роль в создании образа»). Работа с учебником (с.51) Сообщение теоретических сведений («Стилизация») Физкультминутка. | - С давних времен человек стремился украсить вещи и предметы, окружающие его. Для этого мастера изображали на них не только то, что существует в реальной жизни, что мы видим (цветы, деревья, зверей, людей и т.д), но и то, чего нет в действительности. У художников, как правило, очень развито воображение. Они умеют изображать и сказочную природу , и сказочных животных, и другие сказочные персонажи. Самым любимым в народном искусстве стало изображение птиц: это и «утушки», и «лебедушки», и павлины, и петушки. Вы видите, что они украшают и деревянные дома, и вышитые рушники, и расписанную посуду. Но самым популярным стал образ из далекой «страны чудес Индии, где родилась легенда о сладкоголосовых птицах-девах. По представлению древних индусов, крылатые девы излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное -приносили людям счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто. Да по сей день художники используют этот образ в ювелирных украшениях, на шкатулках, декоративных панно, в надежде на то, что эти вещи принесут удачу и счастье их владельцам. На предыдущих уроках вы узнали, как много значит цвет при изображении и восприятии предмета. Как вы считаете, какие цвета надо использовать при изображении волшебных птиц? Посмотрите изображения птиц на разном фоне (учебник, с. 51). Как называются такие цвета? Контрастные цвета еще называют дополнительными. Они расположены на противоположных сторонах спектрального круга. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться, например, с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов. Хорошо сочетаются дополнительные цвета, когда один из них – теплый, а другой – холодный. Итак, добиваясь большей выразительности, художники подчеркивают цветовой контраст в картинках, усиливая или ослабляя впечатления от цвета с помощью других контрастных цветов. - В русском народном искусстве часто используют всевозможные орнаменты, в которые искусно вплетены фигурки птиц и животных. Но эти фигурки более просты по форме, цвету и деталям, чем реальные звери и птицы. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация. Стилизация – это преобразование форм растительного и животного мира и других предметов в декоративные. В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы, может изобразить ее совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы также, придумывая сказочную птицу, можете изменить и форму, и цветовую гамму ее оперения. Главной задачей для вас сегодня является выполнение красочной волшебной птицы, которой до вас еще никто не создавал. Проводит физкультминутку. | Слушают учителя, одноклассников, смотрят презентацию, делятся впечатлениями, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Участвуют в беседе, работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы. Слушают учителя, анализируют информацию, делают выводы. Выполнение упражнений. | Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные- умеют осуществлять поиск необходимой информации, художественный анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполняют задание. Коммуникативные: умеют слушать учителя, друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к народному творчеству. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, слушать друг друга, сравнивать сопоставлять объекты, давать полный, связный ответ, делать выводы. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного рассказа учителя и анализируют ее. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельности. | Устные ответы. Устные ответы. |
4. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места. Практическая работа. | Проверка организации рабочего места. Последовательность выполнения (педагогический рисунок) Расположение формата (горизонтально, вертикально) Компановка птицы в листе (рисунок должен быть расположен в центре крупных размеров) Стилизуем форму птицы Продумываем цветовое решение Критерии оценки творческой работы: Оригинальность образа, сказочность. Правильность стилизации, цветового решения Аккуратность. Учащиеся под руководством учителя проводят анализ педагогического рисунка, составляют план работы над рисунком, проговаривая вслух последовательность осваиваемых действий, отвечают на вопрос, какая птица будет принята ими за основу, какие пропорции она будет иметь. - Придумайте, нарисуйте и украсьте сказочную птицу по изображению (акварель, гуашь.) Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненной работы. | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы, отвечают на вопросы. Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении. Выполняют задание. | Самоконтроль. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные- умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение.) Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, находят ошибки, устанавливают их причины. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. | Устные ответы. Устные ответы. Выполнение рисунка сказочной птицы акварелью или гуашью. |
5.Итог урока. Рефлексия. | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Домашнее задание. | В процессе просмотра учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям. Организует беседу по вопросам: - Что такое стилизация? - Для чего художники используют в своих работах цветовой контраст? - Все ли вам удалось в этом задании? - Что не удалось? Почему? Объясняет задание: - Выполните лепку и роспись индюка с опорой на учебник (с.51); принесите на следующий урок пластилин. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают учителя. Записывают домашнее задание. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают высказывания учителя или товарищей, носящие оценочный характер. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Оценивание работы на уроке. Устные ответы. |