1.Организационный момент. Цель: создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности. | Здравствуйте ребята. Садитесь. Урок литературного чтения. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте. | - приветствуют учителя и садятся за парты | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. |
2. Актуализация знаний. Цель: организация повторения ранее изученного материала. | Проверка дом . задания . Сказка - ложь , да в ней намёк ,добрым молодцам урок Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам , читателям .А так же проследить настроение героев , автора и читателей по ходу сказки и заполнить таблицу. Какие бывают сказки? авторские и народные На какие три группы делятся сказки? волшебные, бытовые, о животных Кто определил нам жанр произведения? Автор в самом названии: «Сказка о попе и его работнике Балде» , в зачине «Жил –был поп..» Какая это сказка? - Авторская, бытовая. Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки .Она написана ярким , сочным , выразительным, простым , близким к подлинной народной речи языком. Найдите эти слова. | О Т В Е Т ы | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других. |
3. Формирование новых знаний, умений, навыков. | Назовите героев сказки. -Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем настроение героев , автора , читателей и заполним таблицу. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев. Кто начинает сказку? Какое настроение у него? Сказку начинает автор. Настроение у него весёлое. С каким настроением отправился на базар поп? Поп отправился спокойный на базар , но озабоченный . Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого » - Когда он нашёл работника, какое настроение стало у него? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …» - Что же останавливает попа? Боится расплаты. Что перевешивает в пользу работника? жадность. На что понадеялся поп? Прочитайте. « На русский авось » Изменилось ли настроение попа? А автора? Как вы это понимаете? Как чувствует себя Балда в поповском доме? Прочитайте. Какое настроение у Балды? А у попа? Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью. Прочитаем отрывок, где Балда соревнуется с бесенком по ролям. Какое настроение у попа, Балды , бесов, читателей. Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные. Какое настроение у автора? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, о его отношении к попу. А у нас читателей? Сравните. Автору удалось передать образ героев через настроение героев. Почему все-таки автору жалко попа? А вам, читателям? Найдите пословицы и поговорки в сказке. Ест за четверых, работает за семерых. Думу думать. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив. На русский авось Попляши-ка ты под нашу балалайку. Задам тебе вражёнок задачу. Этого провести не штука. | У Ч А Щ И Х С Я | Коммуникативные: Учатся аргументировать, высказывать свою точку зрения, общаться в коллективе с учителем и одноклассниками, контроль, коррекция и оценка своих действий. Познавательные: самостоятельное выделение главного, логическое формулирование решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
4. Домашнее задание, подведение итогов урока, рефлексия. Цель – подведение итогов проделанной работе на уроке. | Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему? Для чего он написал сказку? Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста. «Не гонялся бы ты, поп ,за дешевизной » Д/з Выписать из текста слова и фразы, которые приближены к речи простого народа. Рисунок к понравившемуся отрывку. | - записывают домашнее задание | Личностные: адекватное понимание причин успешной и неуспешной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |