kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного урока в 5 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 5 классе  по сказке Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

Цели и задачи:

  • Дать представление о сказках А.С. Пушкина.
  • Учить выделять главное в тексте.
  • Развивать умение выразительного чтения.
  • Учить анализировать поступки героев.
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина,  эпиграф на доске, отрывки из экранизаций сказки, музыка

Эпиграф:  «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Мозговой штурм.

На уроках литературного чтения  мы сейчас знакомимся с народными сказками. Я решила, что вам обязательно нужно познакомиться со сказками А.С. Пушкина.  но перед этим я хотела узнать, что вы знаете о человеке, которого зовут Александр Сергеевич Пушкин. Давайте мы напишем коротко на доске, что вы слышали, видели, читали о нем.

Поэт

писатель

сочинял стихи

у него была няня

писал сказки  и т.д.

А теперь я раздам вам текст о Пушкине. Вы должны прочитать его,  исправить или дополнить запись на доске.

Чтение эпиграфа учителем и учащимися. 

3.  Вступительное слово учителя.

Всего Пушкин написал 5 сказок: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка  о царе Салтане и князе Гвидоне», «Сказка о попе и работнике его Балде». (названия сказок написаны на доске). Сегодня мы остановимся на последней сказке. Она написана Пушкиным в 1830 году, т.е. 183 года назад. Поэтому я объясню вам значение некоторых слов и словосочетаний.

4. Словарная работа. (работа в тетради)

Поп –  православный священник.

Толоконный лоб - презрительная кличка глупца, дурака.

Полба – вид пшеницы, здесь: каша из полбы

оброк – дань, выплата

5. Чтение произведения учителем

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;

6. Чтение отрывка по ролям учащимися.

Время идёт, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признаётся:
“Так и так: что делать остаётся?”
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду - то без расплаты отправишь”.
Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?” -
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.-
“Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука”.
Балда мыслит: “Этого провести не штука!”
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок”.
Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата”.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
“Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка”.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, - говорит, - схожу за оброком”.
7. Просмотр отрывка из мультфильма .

8.Итог урока

Учитель: Понравилась сказка? А теперь немного поговорим о ней.

Мы делили с вами сказки на 3 категории, к какой из них относится данная сказка? почему? 

Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?

Эпиграф нашего урока звучит так: «сказка – ложь, да в ней намек…» на что намекает Пушкин?

Для чего он написал сказку?

Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.

“Не гонялся бы ты ,поп ,за дешевизной ”

9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного урока в 5 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде" »

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»



Цели и задачи:

  • Дать представление о сказках А.С. Пушкина.

  • Учить выделять главное в тексте.

  • Развивать умение выразительного чтения.

  • Учить анализировать поступки героев.

  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, эпиграф на доске, отрывки из экранизаций сказки, музыка

Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Ход урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя. Мозговой штурм.

На уроках литературного чтения мы сейчас знакомимся с народными сказками. Я решила, что вам обязательно нужно познакомиться со сказками А.С. Пушкина. но перед этим я хотела узнать, что вы знаете о человеке, которого зовут Александр Сергеевич Пушкин. Давайте мы напишем коротко на доске, что вы слышали, видели, читали о нем.

Поэт

писатель

сочинял стихи

у него была няня

писал сказки и т.д.

А теперь я раздам вам текст о Пушкине. Вы должны прочитать его, исправить или дополнить запись на доске.

Чтение эпиграфа учителем и учащимися.

3. Вступительное слово учителя.

Всего Пушкин написал 5 сказок: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне», «Сказка о попе и работнике его Балде». (названия сказок написаны на доске). Сегодня мы остановимся на последней сказке. Она написана Пушкиным в 1830 году, т.е. 183 года назад. Поэтому я объясню вам значение некоторых слов и словосочетаний.

4. Словарная работа. (работа в тетради)

Поп – православный священник.

Толоконный лоб - презрительная кличка глупца, дурака.

Полба – вид пшеницы, здесь: каша из полбы

оброк – дань, выплата

5. Чтение произведения учителем

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;

6. Чтение отрывка по ролям учащимися.

Время идёт, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признаётся:
“Так и так: что делать остаётся?”
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду - то без расплаты отправишь”.
Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?” -
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.-
“Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука”.
Балда мыслит: “Этого провести не штука!”
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок”.
Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата”.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
“Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка”.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, - говорит, - схожу за оброком”.


7. Просмотр отрывка из мультфильма .

8.Итог урока

Учитель: Понравилась сказка? А теперь немного поговорим о ней.

Мы делили с вами сказки на 3 категории, к какой из них относится данная сказка? почему?

Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?

Эпиграф нашего урока звучит так: «сказка – ложь, да в ней намек…» на что намекает Пушкин?

Для чего он написал сказку?

Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.

“Не гонялся бы ты ,поп ,за дешевизной ”

9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Купенова Галия Орынтаевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства