"Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки:
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!"
Урок-викторина для 2-3- классов
Цели: расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, прививать младшим школьникам любовь к книге; развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;
Задачи: обратить внимание на нравственные аспекты сказок А.С. Пушкина; знакомство с новыми словами, выражениями, понятиями.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка детских рисунков; презентация к внеклассному мероприятию.
Домашнее задание:
Прочитать сказки:
1. “ Сказка о рыбаке и рыбке”
2. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
3. “Сказка о царе Салтане”
4. “Сказка о золотом петушке”
5. “Сказка о попе и о работнике его Балде”.
Ход урока
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы совершим удивительное путешествие – путешествие в замечательную страну сказок, которую подарил нам великий русский поэт. Мы проведём урок-викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово? (ответы учащихся).Молодцы. В вашей жизни будет много всевозможных викторин. И вы, я надеюсь, всегда будете победителями. А в нашей викторине участвуете вы все. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к “звёздам”. Эти “звёзды” составляют “созвездие”, название которому — «Сказки пушкинской поры». Это литературное созвездие не изучают астрономы. А мы вспомним хорошо знакомые вам имена. Итак, в путь! По-гречески его имя означает “защитник людей”. Родился он в Москве. Отец — офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. В своих статьях, памфлетах выступал за подписью “Феофилакт Косичкин”. Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Так кто же он?
(Это А.С. Пушкин.)
С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни – простой крестьянки. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна). Маленький Саша очень любил свою няню, называл ее ласково Мамушкой. В длинные зимние вечера няня рассказывала Пушкину сказки. Поэт записывал нянины сказки в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои произведения. Он написал добрые веселые сказки.
А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже двести лет сказки Пушкина — любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы — вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь. А сейчас посмотрим, внимательно ли вы читали сказки Пушкина. Итак, начинаем!
ВОПРОСЫ:
Нужно выбрать единственно правильный ответ из четырех предложенных вариантов.
Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился...
А. в Москве (+)
Б. в Михайловском
В. в Петербурге
Г. в Болдино
Скoлькo бoгaтырей былo в "Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe"?
А. 3
Б. 7 (+)
В. 12
Г. 33
Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?
А. в глаз
Б. в лоб
В. в нос (+)
Г. в ухо
Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
А. на острове сокровищ
Б. на острове Буяне (+)
В. на острове невезения
Г. на острове погибших кораблей
Цaрь Дaдoн - пeрсoнaж кaкoй скaзки?
А. "Сказки о царе Салтане"
Б. "Сказки о золотом петушке" (+)
В. "Сказки о попе и работнике его Балде"
Г. "Сказки о рыбаке и рыбке"
Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла:
А. на север.
Б. на юг.
В. на запад. (+)
Г. на восток.
Поп велел Балде взять с чертей оброк за:
А. два года.
Б. три года. (+)
В. полгода.
Г. год.
Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из:
А. горностая.
Б. белки.
В. соболя. (+)
Г. чернобурки.
В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" пса звали:
А. Соколко. (+)
Б. Голубок.
В. Воронок.
Г. Палкаша.
Шамаханская царица уложила Дадона отдыхать на:
А. пуховую кровать.
Б. парчовую кровать. (+)
В. тесовую кровать.
Г. шелковую кровать.
Князь Гвидон сделал себе лук из:
А. дуба. (+)
Б. осины.
В. тополя.
Г. ясеня.
Царица разбила волшебное зеркальце об:
А. стол.
Б. пол. (+)
В. стул.
Г. лоб.
Бесенок, разговаривая с Балдой,:
А. заворчал, как медвежонок.
Б. замяукал, как котенок. (+)
В. завизжал, как поросенок.
Г. поскакал, как жеребенок.
Во второй раз князь Гвидон превратился в:
А. муху. (+)
Б. комара.
В. слепня.
Г. шмеля.
Царица грозила Чернавке:
А. палкой.
Б. дубинкой.
В. плеткой.
Г. рогаткой (+)
Следующий тур викторины: Блиц-опрос (вопрос-ответ)
1.Герой какой сказки имел обыкновение принимать необычный вид, догонять в море корабли, залезать в ящик?
Ответ: «Сказка о царе Салтане» (Гвидон)
2.В какой сказке работник принес своему хозяину оброк, обманув чертей?
Ответ: Балда. "Сказка о попе и его работнике Балде"
3.Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Ответ: "Сказка о рыбаке и рыбке"
4. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Ответ: Балда
5. Кто это говорит:
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Ответ: Царевна-Лебедь
6. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок?
("Сказка о попе и работнике его Балде", Балда)
7. Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина?
(“Сказка о рыбаке и рыбке”, старуха)
8. Исполнитель песни “ Во саду ли в огороде”
(“Сказка о царе Салтане…”, белка)
9. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?
(На базаре)
10. Какое название носил остров, мимо которого проплывали корабли?
(Буян)
11. Какие три дива были у князя Гвидона?
(Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, Царевна Лебедь.)
12. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана?
(Комар, муха, шмель.)
13. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же “ приговаривал Балда с укоризной”?
( “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”)
14. Какими словами заканчивается “Сказка о царе Салтане”?
(“Я там был: мёд, пиво пил. И усы лишь обмочил”)
15. Какому герою принадлежат слова “Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас проклятое племя корчить…”?
(Балда. “Сказка о попе...”)
- Молодцы! Спасибо всем участникам. Я думаю, сегодня победило ваши знания. Вы все очень хорошо подготовились к викторине, внимательно читали сказки Пушкина и надеюсь, что вам захочется еще раз перечитать их, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки А.С.Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение.
Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятие и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений великого русского поэта А.С. Пушкина.