Слово учителя. Сегодня мы окунёмся в мир, который постигаем с детства, который учит нас, читателей, различать добро и зло, уважать труд, дружбу, ум, смекалку. В этот мир впервые нас вводят взрослые. Именно по этой причине эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:
Сказка-ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
- Вы догадались, о чём мы будем говорить?
Дети самостоятельно формулируют тему урока.
- Запишите в тетрадь:
«Что за прелесть, эти сказки!» (по сказкам Александра Сергеевича Пушкина).
Учитель сообщает ребятам о целях урока:
1. Изучить биографию А.С.Пушкина.
2. Прочитать и проанализировать «Сказку о попе и работнике его Балде».
3. Сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «Батрак», найти сходство и различие.
Рассказ учителя. Пушкины – дворянский род, происходящий от легендарного выходца «из немец» «мужа честна» Радши, потомок которого в 7-м колене, Григорий Александрович, прозванный Пушка, был родоначальником Пушкиных. Григорий Гаврилович Пушкин был любимцем царя Алексея Михайловича. Род Пушкиных внесён в VI часть родословных книг Костромской, Московской и Новгородской губерний.
Род матери поэта восходит к «арапу Петра Великого» - Абраму Петровичу Ганнибалу. После смерти Ганнибала его дети получили дворянство. Род был записан в VI часть родословной книги Псковской губернии.
Пушкин гордился своим родом, изучал свою родословную, написал произведения про своих предков «Моя родословная», «Арап Петра великого». Всем известны его строки: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Будущего без прошлого быть не может. Надо чтить и уважать своих предков.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
А. С. Пушкин «Моя родословная»
Александра занимали рассказы о его предках. В доме Пушкиных были две женщины: няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами, любил он слушать Никиту Козлова – дворового бабушки Марии Александровны Ганнибал, а также крестьян села Захарова.
Его няне мы обязаны появлением на свет любимых сказок детства. Поэт слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. Ей он посвятил стихотворения.
Чтение стихотворений, посвящённых няне Арине Родионовне (читают дети):
1. А. С. Пушкин «Сон» (отрывок)
2. А. С. Пушкин «Няне»
Рассказ учителя.
В 1830 году в родовом имении Болдине Пушкин вдруг оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера. Было запрещено выезжать из мест, захваченных эпидемией. В письме к невесте он писал: «Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». «Марать бумагу»- сочинять, творить. 10-13 сентября написал «Сказку о попе и работнике его Балде». С этой сказки он начал цикл сказок:
1. 1830 – «Сказка о попеи о работнике его Балде»
2. 1831 – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе»
3. 1833 – «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
4. 1834 – «Сказка о золотом петушке».
Сказка «Жених» была написана раньше, в 1825 году.
Рассказ учителя.
В центре «Сказки о попе и работнике его Балде» оказались жадный поп и невероятные проделки его работника Балды. Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души поэта.
Прослушаем сказку (в исполнении актёра А. Калягина – mp3)
Беседа:
1. Как вы думаете, почему поэт обратился к сюжету из жизни простого народа?
2. Ребята, всё ли вам понятно в стихотворении?
3. Какие слова вам показались незнакомыми?
Словарная работа
Полба - крупа, каша.
Толоконный лоб – дурак
( «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля)
Оброк – принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взымающийся помещиком или государством.
Недоимки – не уплаченный в срок налог, сбор.
Супостат – противник, недруг.
Балда – бестолковый человек.
Беседа по содержанию
1. Назовите героев сказки. (Поп, Балда, попадья, бесы)
2. Кто начинает сказку? С каким настроением?
3. А у попа какое настроение в начале сказки? Зачем он отправился на базар? Кого встретил?
4. Что послужило причиной договора между попом и работником?
Прочитайте диалог попа и Балды.
Поп: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
…Служителя не слишком дорогого?»
Балда: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу…»
5. Почему «призадумался поп, стал себе почесывать лоб»? На что он понадеялся?
6. Какой работник Балда – хороший или плохой? Докажите примерами из текста. Как Балда чувствует себя в доме попа?
7. Какое настроение у Балды, а у попа? Прочитайте.
Дети цитируют:
? «Работает за семерых»;
? «Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит»;
? «Попадья Балдой не нахвалится»;
? «Кашу заварит, нянчится с дитятей».
8. Почему поп недоволен им? На героев каких народных сказок похож Балда?
Чтение отрывка по ролям (Балда соревнуется с бесенком)
1. Как изобретательность и ум помогли Балде в добровольном состязании с бесенком. Докажите примерами из текста.
? «Да вот веревкой хочу море морщить…»
? «Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок…»
? «Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку…»
? «Сел Балда на кобылку верхом,
Да версту проскакал, так что пыль столбом.»
1. Какое меняется настроение попа, Балды, бесов и читателей?
2. Кто из этих героев вызывает ваше душевное участие и сочувствие? Почему?
3. Сравните описание чёрта в славянской мифологии и его изображение в «Сказке…»? Почему он боится попа? В каких народных сказках и как изображён чёрт? Какую роль играет в них?
? Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
Работа с технологической картой
Беседа по содержанию
1. Какие действия совершают Балда и поп на всём протяжении сюжета? Как они (действия) характеризуют героев?
Работа с таблицей (1 вариант)
Задание 1. О каких чертах характера Балды в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую часть таблицы.
1. Какой урок Балда «преподал» попу?
2. Каково ваше мнение о работнике Балде?
3. Какие качества достойны уважения?
Работа с таблицей (2 вариант)
Задание 1. О каких чертах характера попа в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую часть таблицы.
1. По каким признакам вы можете определить отношение автора к своим героям? Кто из них написан более ярко, привлекательно? И почему?
2. Какие чувства у вас вызывает поп? Совпадает ли ваше отношение с авторским?
Задание
4. Найдите сходство сказки Пушкина с народными сказками.
Проверь себя:
? Мир – реальный, земной
? Герой – простой человек
? Его противник – барин, поп, помещик…
? Его помощники: ум, ловкость, находчивость…
? Занимательность, остроумие, юмор
? Троекратное повторение (приведите примеры)
Дети приводят примеры повтора в «Сказке…»:
? Балда соглашается работать за три щелка.
? Поп отправляет Балду собрать «недоимки за три года».
? Три раза Балда «веревку крутил» в море.
? Три раза Балда мерился силой с бесёнком.
? Поп получает свои три щелка.
Найдите отличие пушкинской сказки от народной сказки «Батрак»
Дети приводят примеры:
1. В сказке «Батрак» - три сына, в сказке Пушкина – один работник.
2. Сказка «Батрак» - проза, пушкинская сказка – стихотворение.
3. Противник работника – поп, в народной сказке противник – купец.
Чем отличается концовка народной сказки от пушкинской?
1. В «Сказке о попе…» - «вышибло ум у старика», Балда никакой платы себе не взял; в народной сказке – купец умер, а работник завладел его имуществом.
2. В сказке «Батрак» воплотилась мечта народа: уничтожение богатых и завладение их богатством.
3. «Сказка о попе…» высмеивает жадность, глупость и лень попа и прославляет трудолюбие, смекалку, ум работника.
Повторение
Беседа:
1. Назовите малые жанры фольклора. Найдите в сказке пословицы и поговорки.
2. Что такое афоризм?
3. В чём отличие афоризма от пословиц и поговорок? Найдите афоризм в «Сказке…». Объясните его смысл.
Пословицы и поговорки:
? «Щелк щелку рознь».
? «Все у него пляшет».
? «Взяла тут унылость».
? «Не было такой печали».
? «Надеялся на русский авось».
? «Задам тебе задачу».
? «Так что пыль столбом».
? «Попляши под нашу балалайку».
? «Ест за четверых,
? Работает за семерых».
? «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив»
Афоризм:
? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
Обобщение
1. Какая строчка содержит нравоучение? Объясните назначение морали. О чём эта сказка? Чему она учит?
2. Приведите примеры из современной жизни, когда уместно употребить данное нравоучение. Как называется такое краткое выразительное изречение?
3. Автора можно назвать действующим лицом сказки. Как и где он обнаруживает своё присутствие в тексте? В каких строках мы ощущаем лукавство автора? Какие эпизоды вызывают смех? А какие - сочувствие? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, его отношение к попу. А как вы относитесь к попу?
4. «Сказку о попе и о работнике его Балде» напечатали в её настоящем виде через 50 лет после создания. Как вы думаете, почему?
Викторина «Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина?»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Сколько лет жил старик со старухой в землянке?
Дети отвечают:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
2. Перечислите пожелания старухи по порядку.
Сколько из них рыбка исполнила?
Какое не исполнила? Почему?
1. Корыто
2. Новая изба
3. Столбовая дворянка
4. Вольная царица
5. Владычица морская.
«Сказка о царе Салтане»
В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
Дети отвечают: в комара, муху, шмеля.
Кого спас Князь Гвидон от когтей коршуна?
Ответ: царевну-лебедь
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Чей это портрет?
«Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»
Ответ: портрет царицы-мачехи
К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
Ответ: к солнцу: «Свет наш солнышко…»
Ответ: к месяцу: «Месяц, месяц, мой дружок…»
Ответ: к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч…»
«Сказка о золотом петушке»
Что пообещал царь Дадон за золотого петушка?
Ответ: исполнение желания
«Волю первую твою
Я исполню, как мою»
Сколько времени было мирно в царстве Дадона?
Откуда пришла беда в царство Дадона?
Ответ: 2 года, с востока
«Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно…»
«Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток».
Слово учителя.
У волшебных героев есть помощники. Давайте вспомним, какие помощники встречаются в сказках А. С. Пушкина. Каким героям они помогали?
Ответ: золотая рыбка, ветер, солнце, золотой петушок, лебедь, месяц.
Возвращение к теме и эпиграфу
Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказки А. С. Пушкина »
Что за прелесть, эти сказки!
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Цели:
Изучить историю создания сказок А.С.Пушкина;
Прочитать и проанализировать «Сказку о попе и о работнике его Балде»;
Сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «Батрак», найти сходство и отличие.
Родословная
Герб рода Пушкиных
Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал
Надежда Осиповна Пушкина – мать поэта
Сергей Львович Пушкин – отец поэта
Няня и сказки
Арина Родионовна Яковлева – крепостная, няня А.С.Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное отношение, посвятил ей несколько стихотворений, многократно упоминал в письмах.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
А.С.Пушкин
История создания сказок
1825 – сказка «Жених»
В 1830 г. в Болдино «Сказкой о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин начал цикл сказок:
1831 – «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане»;
1833 - «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
1834 - «Сказка о золотом петушке».
Почти все сказки написаны в одном месте, но в разное время.
История создания «Сказки о
попе и работнике его Балде»
Почему А. С. Пушкин обратился к сюжету из жизни простого народа?
Словарная работа
Полба - крупа, каша.
Толоконный лоб – дурак
Оброк – принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взымающийся помещиком или государством.
Недоимки – не уплаченный в срок налог, сбор.
Супостат – противник, недруг.
Балда – бестолковый человек.
Балда – хороший работник?
Изобретательность Балды
Чёрт в славянской мифологии и в сказке Пушкина
Отношение автора к героям
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу…»
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
…Служителя не слишком дорогого?»
Работа с таблицей
Балда
Качествахарактера
1. «Ест за четверых,
Работает за семерых;
1. Трудолюбивый
2. «Поймал двух зайков, да в мешок».
2. Изобретательный, умный
До светла всё у него пляшет…»
«Да жду вон этой тучки:
3. «Отдал оброк, платы требовать не стал…»
3. Бескорыстный
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
«Сел Балда на кобылку верхом,
Да версту проскакал…»
Поп
Качествахарактера
1. «А поп, завидя Балду, вскакивает,
2. «А где найти мне такого
За попадью прячется,
1. Трусливый
2. Жадный, хитрый
Служителя не слишком дорогого?»
Со страху корячится…»
3. «Жил-был поп,
«Только поп один Балду не любит,
Толоконный лоб».
3. Глупый
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько…»
Сходство с народными сказками
Мир – реальный, земной
Герой – простой человек
Его противник – барин, поп, помещик…
Его помощники: ум, ловкость, находчивость…
Занимательность, остроумие, юмор
Троекратное повторение (приведите примеры)
Проверь себя
Повторы в «Сказке…»
Балда соглашается работать за три щелка.
Поп отправляет Балду собрать «недоимки за три года».
Три раза Балда «веревку крутил» в море.
Три раза Балда мерился силой с бесёнком.
Поп получает свои три щелка.
Отличие пушкинской сказки
от народной
Стихотворение
Проза
Концовка сказки
Смерть купца
«Вышибло ум
у старика»
Найдите в сказке малые жанры фольклора, афоризмы.
Малые жанры фольклора
загадки
поговорки
пословицы
Афоризм – краткое выразительное изречение
Проверь себя
Пословицы и поговорки, афоризмы:
«Щелк щелку рознь».
«Все у него пляшет».
«Взяла тут унылость».
«Не было такой печали».
«Надеялся на русский авось».
«Ест за четверых,
Работает за семерых».
«Попляши под нашу балалайку».
«Задам тебе задачу».
«Так что пыль столбом».
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Сколько лет жил старик со старухой в землянке?
Проверь себя
«Они жили в ветхой землянке
Ровнотридцать лет и три года».
Перечислите пожеланиястарухипо порядку в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Сколько из них рыбка исполнила?
Проверь себя
Владычица
морская
4. Вольная царица
3. Столбовая дворянка
2. Изба
1. Корыто
«Сказка о царе Салтане»
В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца,