Просмотр содержимого документа
«Русский родной язык, 1 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры Педагогическим советом
Директор МБОУ «Лицей №101»
начальных классов протокол № 16 от 26 .08. 2021г.
______________ Михальчук В.П.
Протокол № 5 от
« 26 » августа 2021 года
Приказ № 353-осн. от « 26» 08. 2021 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
для 1 А,Б,В, Г , Д классов
начального общего образования
на 2021/2022 учебный год
Составители:
Буцык Юлия Викторовна,
Ковалева Наталья Ивановна,
Котенева Елена Петровна,
Клюшникова Ольга Петровна,
Лямкина Татьяна Михайловна
учителя начальных классов
Барнаул, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по учебному предмету «Родной (русский) язык для 1 класса.
Рабочая программа составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010, 22 сентября 2011, 18 декабря 2012, 29 декабря 2014, 18 мая, 31 декабря 2015, 11 декабря 2020 г.);
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 26.08.2021 №350-осн
Учебного плана МБОУ «Лицей №101» на 2021/2022 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 26.08.2021 №353-осн
Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №101» на 2021/2022 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 26.08.2021 №353-осн
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 27.01.2018 № 28
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.].— М. : Просвещение, 2020. — 80 с.
Продолжительность изучения учебного предмета ««Родной (русский) язык» и литературное чтение на родном языке» в 1 классе составляет 33 часа в год, 1 раз в неделю.
Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский)язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (проект, наблюдение, анализ и т.п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»– включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной (русский) язык». На уроках обучающиеся учатся не только писать и читать на родном (русском) языке, но и знакомятся с произведениями своего народа, нравственный потенциал которых очень высок. Данный предмет знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования
к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по родному (русскому) языку
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
• при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
• при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
2. Содержание тем учебного предмета
Первый год обучения (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Резерв учебного времени — 2 ч
Критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Условных обозначений в тексте программы не используется.
№
Разделы курса
Количество часов
1
Русский язык: прошлое и настоящее
12 часов
2.
Язык в действии
10 часов
3.
Секреты речи и текста
9 часов
4.
Резерв
2ч.
Итого
33ч
3. Тематическое поурочное планирование по родному (русский) языку
Тематические поурочное планирование 1 класс -33ч.
№ п/п
Тема
Количество часов
Основное содержание
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
1
1 неделя сентября
Как люди общаются друг с другом
1
Общение. Устная и письменная речь
2
2 неделя сентября
Как люди общаются друг с другом
1
Общение. Устная и письменная речь
3
3 неделя сентября
Вежливые слова
1
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища?
Как правильно отблагодарить?)
4
4 неделя сентября
Вежливые слова
1
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища?
Как правильно отблагодарить?)
5
1 неделя октября
Как люди приветствуют друг друга
1
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми
6
2 неделя октября
Зачем людям имена
1
Имена в малых жанрах фольклора
7
3 неделя октября
Спрашиваем и отвечаем
1
Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание)
8
4 неделя октября
Спрашиваем и отвечаем
1
Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание)
9
1 неделя ноября
Выделяем голосом важные слова
1
Роль логического ударения
10
2 неделя ноября
Выделяем голосом важные слова
1
Роль логического ударения
11
3 неделя ноября
Выделяем голосом важные слова
1
Роль логического ударения
12
4 неделя ноября
Как можно играть звуками
1
Звукопись в стихотворном художественном тексте
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
13
1 неделя декабря
Где поставить ударение
1
Смыслоразличительная роль ударения
14
2 неделя декабря
Где поставить ударение
1
Смыслоразличительная роль ударения
15
4 неделя декабря
Где поставить ударение
1
Смыслоразличительная роль ударения
16
3неделя января
Где поставить ударение
1
Смыслоразличительная роль ударения
17
4 неделя января
Как сочетаются слова
1
Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок
в сочетаемости слов)
18
(2 неделя января)
Как сочетаются слова
1
Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок
в сочетаемости слов)
19
(3 неделя января)
Как писали в старину
1
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
20
(1 неделя февраля)
Как писали в старину
1
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
21
(2 неделя февраля)
Как писали в старину
1
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
22
(3 неделя февраля)
Как писали в старину
1
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
23
(1 неделя марта)
Дом в старину: что как называлось
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
дом в старину: что как называ-
лось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)
Секреты речи и текста 9ч. +2ч.резерв
24
(2 неделя марта)
Дом в старину: что как называлось
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
дом в старину: что как называ-
лось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)
25
(3 неделя марта)
Дом в старину: что как называлось
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
дом в старину: что как называ-
лось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)
26
(4 неделя марта)
Дом в старину: что как называлось
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
дом в старину: что как называ-
лось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)
27
(1 неделя апреля)
Во что одевались в старину
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
28
(2 неделя апреля)
Во что одевались в старину
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
29
(3 неделя апреля)
Во что одевались в старину
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
30
(1 неделя мая)
Во что одевались в старину
1
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,