Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 3 класс
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 3 класс
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 3 класс»
Рабочая программа
по предмету «Русский родной язык»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
3 класс
на 2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), Примерная рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Василевская О.Ю. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 32 с..
Содержание программы учебного предмета «Родной язык (русский)» ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Государственным образовательным стандартом начального общего образования. В то же время цели курса русского родного языка в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов в 3-м классе.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Донецкой Народной Республики, средство межнационального общения и консолидации народов России и Донецкой Народной Республики, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский родной язык».
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в предметной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение обучающихся в практическую речевую деятельность.
Основные содержательные линии:
Язык и культура. Представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры своего народа, национально-культурную специфику родного языка, обеспечит овладение нормами речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах своего и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Культура речи. Ориентирован на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию родного языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм родного литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
Речь. Речевая деятельность. Текст. Представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Данные содержательные линии реализуются через тематические разделы:
– «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
– «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
– «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Планируемые результаты освоения программы 3-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 3-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка на уровне начального общего образования обучающийся научится:
при реализации раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации раздела «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации раздела «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Календарно-тематическое планирование
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
3 класс
0,5 ч/н,
17 ч.
2021-2022
№
урока
№ урока в теме
Дата проведения
Тема урока
Примечания
план
факт
Русский язык: прошлое и настоящее (6 час.)
1
1
Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг прямой, тот брат родной.
2
2
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Сошлись два друга – мороз да вьюга. Ветер без крыльев летает.
3
3
Дело мастера боится. Заиграйте, мои гусли…
4
4
Что ни город, то норов
5
5
У земли ясно солнце, у человека – слово
6
6
Проектное задание «Странички природного словаря»
Язык в действии (4 час.)
7
1
Для чего нужны суффиксы?
8
2
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
9
3
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
10
4
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста (7 час.)
11
1
Создаём тексты-рассуждения.
12
2
Учимся редактировать тексты.
13
3
Учимся редактировать тексты.
14
4
Создаём тексты-повествования.
15
5
Создаём тексты-повествования
16
6
Итоговый контроль знаний.
17
7
Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела
«Секреты речи и текста»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020)
Государственный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 119-НП
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13 августа 2021 г. № 682.
Учебно-методическая литература
Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2020.
Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. – М.: Просвещение, 2019.
Словари и справочники серии «Словари XXI века»:
Атрошенко О. Осипова К. Русский народный календарь.
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.
Большой фразеологический словарь русского языка. Коллектив авторов под ред. В.Н. Телия.
Большой толковый словарь синонимов русской речи. Коллектив авторов под ред. Л.Г. Бабенко.
Дядечко Л. П. Словарь крылатых слов и выражений нашего времени.
Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}