Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».
Главными целями изучения предмета «Русский родной язык»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».
Главными целями изучения предмета «Русский родной язык» являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Рабочая программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 34 часов (1 час в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
В результате изучения родного языка ученик научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Язык и культура.
11 ч
2
Культура речи.
12 ч.
3
Речь. Речевая деятельность.
9 ч.
4
Обобщение . Повторение.
2 ч.
Итого
34 ч.
Содержание учебного предмета
Язык и культура (11 ч)
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .
Культура речи. (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции
Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи. Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический стиль. Язык художественной литературы.
Обобщение . Повторение. (2 ч)
Календарно - тематическое планирование
по русскому родному языку в 10 классе
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата проведения
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
План
Факт.
Язык и культура
11
8
3
1
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства.
1
1
2
Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка
1
1
3
Рр . Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях»
1
1
4
Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.
1
1
5
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
1
1
6
Рр . Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке
1
1
7
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
1
1
8
Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений.
1
1
9
Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет.
1
1
10
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .
1
1
11
Рр . Проект. Понимаем ли мы язык Пушкина?
1
1
Культура речи
12
4
8
12
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
1
1
13
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского языка.
1
1
14
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского языка.
1
1
15
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
1
1
16
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.
1
1
17
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.
1
1
18
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
1
1
19
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические ( морфологические) нормы.
1
1
20
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические (синтаксические) нормы
1
1
21
Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции
1
1
22
Контрольная работа. Нормы литературного языка.
1
1
23
Анализ контрольной работы.
1
1
Речь. Речевая деятельность. Текст.
9
5
4
24
Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи
1
1
25
Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте.
1
1
26
Рр Работа над проектом . Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала
1
1
27
Рр. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций, личная страничка для школьного портала
1
1
28
Типы речи
1
1
29
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.Язык художественной литературы.
1
1
30
Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический стиль.
1
1
31
Практикум. Анализ текстов разной структуры, типовой принадлежности, стилевой принадлежности.
1
1
32
Практикум. Создание тестов по разделу.
1
1
Обобщение . Повторение.
2
1
1
33
Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по синтаксическому строению.
1
1
34
Рр Защита проектов «Русский язык- наш родной язык». Подведение итогов.
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык: 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, Загоровская О.В., Гостева Ю.Н. и др. М.: «Просвещение»