kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе  разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык». 

Главными целями изучения предмета «Русский родной язык»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».

Главными целями изучения предмета «Русский родной язык» являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Рабочая программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 34 часов (1 час в неделю)




Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

В результате изучения родного языка ученик научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

 Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Язык и культура.

11 ч

2

Культура речи.

12 ч.

3

Речь. Речевая деятельность.

9 ч.

4

Обобщение . Повторение.

2 ч.


Итого

34 ч.



Содержание учебного предмета

Язык и культура (11 ч)

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .

Культура речи. (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи. Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический стиль. Язык художественной литературы.

Обобщение . Повторение. (2 ч)


Календарно - тематическое планирование

по русскому родному языку в 10 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

План

Факт.


Язык и культура



11


8


3



1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства.

1

1




2

Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка

1

1




3

Рр . Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях»

1


1



4

Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

1

1




5

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

1

1




6

Рр . Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке

1


1



7

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

1




8

Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

1

1




9

Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет.

1

1




10

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .

1

1




11

Рр . Проект. Понимаем ли мы язык Пушкина?


1


1




Культура речи



12


4


8



12

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

1




13

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского языка.

1


1



14

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского языка.

1


1



15

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

1




16

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.

1


1



17

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.

1


1



18

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

1




19

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические ( морфологические) нормы.

1


1



20

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические (синтаксические) нормы

1


1



21

Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

1

1




22

Контрольная работа. Нормы литературного языка.


1


1



23

Анализ контрольной работы.


1


1





Речь. Речевая деятельность. Текст.



9


5


4



24

 Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи


1

1




25

Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте.

1

1




26

Рр Работа над проектом . Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала

1


1



27

Рр. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций, личная страничка для школьного портала

1


1



28

Типы речи

1

1




29

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.Язык художественной литературы.

1

1




30

Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический стиль.

1

1




31

Практикум. Анализ текстов разной структуры, типовой принадлежности, стилевой принадлежности.

1


1



32

Практикум. Создание тестов по разделу.

1


1





Обобщение . Повторение.



2


1


1



33

Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по синтаксическому строению.

1

1




34

Рр Защита проектов «Русский язык- наш родной язык». Подведение итогов.

1


1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌Русский родной язык: 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, Загоровская О.В., Гостева Ю.Н. и др. М.: «Просвещение»‌​




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому родному языку ( 10 класс)

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 26.09.2023

Номер свидетельства: 637292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_po_rodnomu_iazyku_russkomu_5_9_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "537747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580235886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа "Русский родной язык" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_russkii_rodnoi_iazyk_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "604489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649570670"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по родному языку"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_po_rodnomu_iazyku_3"
    ["file_id"] => string(6) "595209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639791781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_po_rodnomu_iazyku_russkomu_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "588252"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633868010"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по родному русскому языку"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_po_rodnomu_russkomu_iazyku_2"
    ["file_id"] => string(6) "614871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1665632047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства