Рабочая программа по русскому родному языку ( 11 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку ( 11 класс)
Рабочая программа по русскому родному языку для 11 класса разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».
Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Главными целями изучения предмета «Русский родной язык» по программам среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее;
представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества;
воспитание культуры межнационального общения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку ( 11 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для 11 класса разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык».
Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Главными целями изучения предмета «Русский родной язык» по программам среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее;
представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества;
воспитание культуры межнационального общения;
воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов совершенствование устной и письменной речевой культуры,
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста;
овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и др.);
умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по родному языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по родному русскому языку, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график и др.);
1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения;
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть инициативным.
1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного);
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно-опосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные особенности; характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.). Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период его развития
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения; характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля.
Распознавать информационные ловушки. Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного комфорта.
Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах. Иметь представление о стилизации.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Язык и культура.
10 ч
2
Культура речи.
10 ч.
3
Речь. Речевая деятельность. Текст.
12 ч.
4
Повторение.
2 ч.
Итого
34 ч.
Содержание учебного предмета
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (10 Ч)
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода.
Основные направления современного развития русского языка. Изменения в формах существования русского языка, его функциональных и социальных разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший период его развития (общее представление).
Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации. Современная цифровая (виртуальная, электронно-опосредованная) коммуникация, её особенности и формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская речь и её особенности. Устно-письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление).
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в. Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути появления новых слов (общее представление). Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями. Языки-источники новых иноязычных заимствований и расширение сфер массового употребления заимствованных инноваций. Особенности процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка. Основные направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в. (общее представление). Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода. Обра-зование производных и сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций. Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода, основные пути их образования. Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов. Основные тенденции в развитии фразелогии русского языка новейшего периода. Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология исконно русского происхождения и её источники.
КУЛЬТУРА РЕЧИ. (10 Ч)
Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.
Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в
.Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление).
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты). Культура оформления научного текста.
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как нарушение экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого общения.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ. (12 Ч)
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений. Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена.
Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста.
Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные и невербальные
.Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публици-стического стиля. Информационные ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевые жанры.
ПОВТОРЕНИЕ. (2 Ч)
Календарно - тематическое планирование
по русскому родному языку в 11 классе
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата проведения
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
План
Факт.
Язык и культура
10
6
4
1-2
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода.
2
2
3
Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации.
1
1
4
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в.
1
1
5-6
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями.
2
1
1
7
Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода.
1
1
8
Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов
1
1
9-10
Рр Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке
2
2
Культура речи
10
4
6
11-12
Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
2
1
1
13
Факультативные знаки препинания
1
1
14
Культура устного делового общения
1
1
15-16
Культура письменного делового общения. Деловое письмо
2
1
1
17
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности.
1
1
18
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации.
1
1
19-20
Рр Проектно-исследовательская деятельность Понимаем ли мы язык Пушкина?
2
2
Речь. Речевая деятельность. Текст.
12
7
5
21-22
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений.
2
2
23-24
Сплошные и несплошные тексты.
2
1
1
25-26
Коммуникативная грамотность. Приёмы работы с текстом публицистического стиля.
2
1
1
27
Тексты инструктивного типа.
1
1
28
Основные жанры интернет-коммуникации.
1
1
29-30
Традиции и новаторство в художественных текстах.
2
1
1
31-32
Рр Проектно-исследовательская деятельность. «Русский язык- наш родной язык».
2
2
Повторение.
2
1
1
33
Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по синтаксическому строению.