Просмотр содержимого документа
«Русский родной язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 14 Н.А.Фомина
Приказ № 97/9 от 30.08.19
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык»
3 Б класс
( базовый уровень)
Составитель: Сучкова Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов.
г. Егорьевск, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Родной русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ от 06.09.2009г.№373, учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, программы «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по начальному общему образованию. Протокол от 04.03.2019 года) под редакцией О. М. Александровой, – М.: Просвещение, 2020 г., ориентирована на работу по УМК "Русский родной язык". 1-4 классы; Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие. Александрова О.М.,– М.: Просвещение.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой),
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место предмета в учебном плане: 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов в рабочей программе
1
Русский язык: прошлое и настоящее
8
2
Язык в действии
5
3
Секреты речи и текста
4
Итого: 17 часов
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Планируе
мая
фактическая
Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)
1
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.
2
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.
3
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления.
4
Какой лес без чудес. Слова, называющие растения, животных.
5
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей.
6
Заиграйте, мои гусли…Слова, называющие музыкальные инструменты.
7
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
8
У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.
Язык в действии (5 ч.)
9
Для чего нужны суффиксы?
10
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
11
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
12
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
13
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста (4 ч.)
14
Создаём тексты рассуждения.
15
Учимся редактировать тексты.
16
Создаём тексты повествования.
17
Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка».
Итого: 17 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Русский язык: прошлое и настоящее
Обучающийся научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Обучающийся получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Обучающийся научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
- владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Обучающийся научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;