kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РП по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира в 4 классе по программе УМК "Гармония "(Н.Б.Истомина)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РП по окружающему миру 4 класс УМК Гармония»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 октября 2012г. №273-ФЗ (с изменениями)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждённый Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 373) (с изменениями);

  3. Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые 29.12.2010 г. № 189 (с изменениями);

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253» (с изменениями на 26 января 2016г.);

  5. Поглазова О.Т. «Окружающий мир»: программа 1-4 классы, 2013г.

  6. ООП НОО МАОУ СОШ №8 (новая редакция);

  7. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №8


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для обучающихся 4 классов общеобразовательных школ.

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов (авторы Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. )

Авторская программа используется без изменений.

В классе обучается ребёнок-инвалид. Для него разработан индивидуальный образовательный маршрут (с учётом специфики заболевания.)

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и др. форм.

Основные задачи реализации содержания предмета «Окружающий мир»:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.








2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ\

освоения учебного предмета «Окружающий мир»


4 класс

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У выпускника будут сформированы:

-положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни.


У выпускника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;

- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;

- антикоррупционное сознание через:

  • формирование понятий «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «честь» и «бесчестие», «справедливость» и «несправедливость» и т.п.;

  • понимание необходимости выполнять нормы, правила, требования, предъявляемые семьёй, школой, обществом;

  • понимание ответственности за совершение правонарушений и неотвратимости наказания

  • понимание ценности дружбы, согласия, взаимной помощи.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно- практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности,

осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачу;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Выпускник получит возможность научиться:

- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Выпускник получит возможность научиться:

- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека,

явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых,

пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);

- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;

- причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

- пользоваться масштабом при чтении карт;

- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

- участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.


В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

- воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений,по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

- узнавать государственную символику РФ, отличать флаги герб России от флагов и гербов других стран мира;

- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу –город Москву, свой регион и его административный центр;

- показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;

- описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии(репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

- различать прошлое и настоящее;

- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком;

- определять последовательность важнейших событий в истории России;

- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

- физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

- составлять родословную своей семьи;

- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

- рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

- рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края;

- отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

- находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;

оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

- использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

- изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

- моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.


В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

- составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

- следовать правилам здорового образа жизни;

- соблюдать правила противопожарной безопасности;

- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Чтение и работа с информацией (метапредметные результаты).

В результате изучения предмета «Окружающий мир» при получении начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­-познавательных текстов, инструкций.

Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;


Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию;

  • выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:

оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения  предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

  • именовать файлы и папки, организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

  • набирать небольшие тексты на родном языке;


Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; следовать основным правилам оформления текста;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

Планирование деятельности: управление и организация

Выпускник научится:

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

  • моделировать объекты и процессы реального мира.



3. СОДЕРЖАНИЕ

учебного предмета «Окружающий мир»


4 класс - 68 часов

Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.

Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени.

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.

Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.


Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч.


Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира.

Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.

Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.

Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.

Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.


Природные богатства России – 8 ч.

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве.

Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.


Природные зоны и природные сообщества – 11 ч.


Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.

Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ.

Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников

с целью сохранения природных сообществ.

Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.


Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч.

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный.

Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIVXVII веков.

Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимо-

сти, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIIIXIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза.

Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин.

Начало Новой России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств.

Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера).

Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.


Материки, океаны, страны и народы Земли - 12 ч.


Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга.

Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по учебному предмету «Окружающий мир» составлено на основе авторской программы «Окружающий мир» автор Поглазова О.Т.

УМК: «Гармония»

Учебник: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. «Окружающий мир» для 4 класса, издательство «Ассоциация XXI век» 2013г.

Количество часов по учебному плану: 4 класс – 68 часов; 2 часов в неделю.

Плановых контрольных работ - 5, практических работ - 2.


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примечания.

Корректировка программы.

Дата проведения

I четверть 16ч.

Ориентирование в пространстве и во времени. 7ч.

1

Путешествия – источник знаний.

1



2

Природные явления и счёт времени.

1



3

Устройства для счёта времени

1



4

Историческое время. Лента времени

1



5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

1



6

Компас. Ориентирование по компасу

1



7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа

1



Способы изображения объектов окружающего мира – 9 ч.

8

Способы изображения предметов

1



9

Масштаб и его использование

1



10

План местности. Топографические знаки

1



11

Географические и исторические карты

1



12

Глобус – модель Земли

1



13

Способы изображения объектов окружающего мира. Практическая работа

1



14

Космическое пространство и его изображение

1



15

Земля – планета Солнечной системы

1



16

Способы изучения космических тел

1



II четверть 16ч.

Природные богатства России - 8 ч.

17

Россия на глобусе и географической карте

1



18

Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России

1




19

Горные породы и минералы, их образование.

1



20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

1



21

Строительные материалы и металлические руды, их использование.

1



22

Горючие полезные ископаемые, их использование

1



23

Альтернативные источники энергии

1



24

Обобщающий урок. Контрольная работа №1 «Полезные ископаемые»

1



Природные зоны и природные сообщества - 11 ч.

25

Природные зоны России

1



26

Суровая Арктика

1



27

Ранимая тундра

1



28

Зона лесов

1



29

Степные просторы

1



30

Жаркие пустыни

1



31

Обобщающий урок. Контрольная работа №2 «Природные зоны»

1



32

Природа гор

1



III четверть 20ч.

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.

1



34

Болота, их значение для природы и человека

1



35

Жизнь луга

1



Важнейшие события в истории Отечества - 21ч.

36

Восточные славяне, их соседи

1



37

Образование Древнерусского государства

1



38

Крещение Руси

1



39

Как распалась Древняя Русь

1



40

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

1



41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

1



42

Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного

1



43

Обобщающий урок. Контрольная работа №3 «Древняя Русь. Московское государство»

1



44

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

1



45

Пётр Великий. Российская империя

1



46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II.

1



47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России.

1



48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок.

1



49

Исторические события в России в начале XX века.

1



50

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 гг.

1



51-52

Великая Отечественная война

2



IV четверть 16ч.

53

Советский Союз в послевоенные годы

1



54

Начало перестройки. Современная Россия

1



55

Обобщающий урок. Контрольная работа №4 «Советская Россия и современная»

1



56

Яркие события из истории родного края

1



Материки, океаны, страны и народы Земли - 12ч.

57

Океаны Земли. Жизнь в море

1



58

Открытие материков Земли

1



59

Контрольная работа №5 ВПР

1



60-63

Природа, растительный и животный мир, коренное население материков.

4



64-65

Страны и народы мира

2



66

Обобщающий урок

1



67

Страны СНГ - ближайшие соседи России

1



68

Земля – планета жизни

1












18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РП по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Автор: Яковлева Светлана Вячеславовна

Дата: 15.03.2019

Номер свидетельства: 503172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Урок по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(31) "urok_po_okruzhaiushchemu_miru_2"
    ["file_id"] => string(6) "502764"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552403962"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Презентация к  уроку окружающего мира во 2 классе на тему "Мы живем на  планете земля" (УМК "Гармония") "
    ["seo_title"] => string(115) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-na-tiemu-my-zhiviem-na-planietie-ziemlia-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "234748"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443521957"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока окружающего мира на тему "Почва, ее состав и свойства""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemupochvaieiesostavisvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "267393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450367299"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока с презентацией "Хвойные деревья". Окружающий мир 1 класс.  УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-khvoinyie-dieriev-ia-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402553140"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Почва и ее свойства" в 3 «Б» классе МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара "
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-pochva-i-ieie-svoistva-v-3-b-klassie-mbou-sosh-12-gh-o-samara"
    ["file_id"] => string(6) "142423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418295440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства