Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап Эмоциональный настрой учащихся на урок. | - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мы знаем, путь познания не гладок. Ни для кого секрета нет, Что в мире всё ещё загадок много И поискам ответов к ним пределов нет! - Каким вы хотите видеть наш урок? | - Веселым, интересным, познавательным. | Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Актуализация знаний.
| - Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым. – Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
- Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее: это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Поработаем в парах ТПО №42 с. 40. Подумайте, как написать слово «земля» в каждом предложении: У планеты _____________ есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по ______________ и ощутить прохладу росы. Плодородный слой ________ называется почвой. САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ ( 1 ученик читает) |
Фронтальная работа
| Регулятивные: работа по предложенному заданию Коммуникативные: стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание. | - Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М. Ильин, Е Сегал) Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. –Сказка это или не сказка? Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? - Какова тема урока? - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Какие познавательные задачи поставите? Открыть тему урока: Почва. Её свойства и состав. Я предлагаю вам сегодня быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами. Предлагаю составить план работы на уроке. - С чего начнем? – Знаете ли вы, что такое почва? – Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. План работы 1. "Что такое почва?" – Что еще хотели бы узнать о почве? – И чего состоит почва? 2. “Состав почвы” 3. “Свойства почвы” - Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь? |
- О почве
Составляют план работы
| Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем Личностные: интерес к учебному материалу |
Первичное усвоение новых знаний.
| – Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану. - Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?» Найти объяснение слова «Почва». - Поработаем в группах : 1 группа - работа с толковым словарем 2 группа – с учебником, 3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно. Почва – это верхний плодородный слой земли. - Первоначально наша Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные. – Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.) – Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Растения растут на почве.) Рабочая тетрадь (задание 43). – Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой? - Выполним его самостоятельно. Покажите соседу. Похлопаем друг другу. - Обратимся к одному из главных источников информации, к учебнику. Прочитайте с.110-111учебника и ответьте мне на вопрос: «Назовите «участников» создания почвы. - С какими новыми научными словами познакомились? ПОЧВА, ГУМУС Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. – Что влияет на образование почвы? -Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды). -А как они появляются в почве (родятся). Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие . Посоветуйтесь в парах и попробуйте найти верное определение слову. Вот это и есть главное, основное свойство почвы. - Почву изучал ученый В.В. Докучаев. Послушайте. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай. - Прочитаем по цепочке материал на с 113. Как называется самая богатая перегноем почва? ЧЕРНОЗЕМ |
Самостоятельная работа в группах по учебнику, толковому словарю
Фронтальная беседа
Самостоятельная работа
Работа по учебнику Горная порода, вода, ветер, солнце, бактерии, лишайники, мхи, растения и животные. Фронтальная работа
Работа в парах
Индивидуальное сообщение ученика о Докучаеве В.В. | Познавательные: проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому |
| ФИЗМИНУТКА Называю слова, если они являются участниками создания почвы – ходьба на месте, если нет – повороты головой: вода, стекло, ветер, солнце, мусор, лишайники, компьютер, мхи. | | |
Первичное усвоение новых знаний.
| – Давайте проведем опыты и узнаем, что кроме перегноя входит в состав почвы. Исследование состава и свойств почвы (опыты, рабочая тетрадь, задание 44). Опыт 1. – Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.) – Как это можно проверить? – Что для этого необходимо? Оборудование: стакан, вода, комок почвы. Ход опыта Положи в стакан с водой комок почвы. Вывод: в почве есть воздух. Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы. Опыт 2. Рассмотрев в лупу почву, мы увидели песок, глину, остатки листьев, корешки, части насекомых. – Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)? – Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. А что такое перегной? Опыт 3. Размешайте в стакане почву. Дайте постоять. Вывод: в почве есть песок, глина. Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду. – Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему. Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель работает на доске. Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). Следующие опыты вы, если захотите, проделаете дома. Нагревание почвы. 1. Нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным). Что доказывает этот опыт? Вывод: в почве есть вода. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (В почве есть перегной (гумус), состоящий из перегнивших остатков растений и животных) Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина. Значит, в почве содержатся песок и глина. Если профильтровать воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместить на стекло, то когда вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли, которые могут растворяться в воде. |
- Раскопки и исследования.
Фронтальная беседа. Работа в парах.
| Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Познавательные: проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения |
Первичное закрепление. | Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли. Кроме того, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие), корни растений.
| Фронтальная беседа. Самостоятельное заполнение таблицы | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. |
Первичное усвоение новых знаний. | - А теперь исследуем свойства почвы Почву можно размять, пересыпать. Значит, она сыпучая Посмотрите, у меня горшок с цветком. Я его полью. Что произошло? Сделали вывод: почва пропускает воду. (Это называется – водопроницаемость) – Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт. – Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается) – А зимой? (Охлаждается) – Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – (Теплопроводность). Вспомните начало урока, рассказ “Чудесная кладовая”. – Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер? – Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? – Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. - Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы. – Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие) Вывод: Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие. - А теперь предлагаю поработать по карточкам. Выберите то задание, с которым вы справитесь - Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку - почву. «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней. | Фронтальная беседа
Дифференцированная работа
| Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; принимать участие в работе парами и группами |
Рефлексия (подведение итога урока) и постановка домашнего задания. | - Итак, пришло время подвести итог нашему уроку. Подумайте, был ли он для вас полезен? Чем? «Посадить» цветок в почву: Оранжевая лилия – доволен собой, все понял, могу помочь другому. Желтая ромашка – я на пути к получению знаний Синий вьюнок – испытываю затруднения -Спасибо всем за урок. - Оценки за урок. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: способность к самоанализу и самооценке |
Домашнее задание | Оранжевая лилия – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются. Желтая ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле Синий вьюнок - стр. 110-113, читать, отвечать на вопросы. | | |
Рефлексия (подведение итога урока) и постановка домашнего задания. | - Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
| | Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому. |