План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад №18» Землянкиной Ирины Владимировны на 2015-2016 учебный год Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 5-7 лет Актуальность: Речь-это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов речи. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. На современном этапе развитие речи стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений - развитие звуковой культуры речи. Систематическая работа над развитием ЗКР помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком. В качестве приоритетов определяются такие задачи как: Развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; Помочь воспитанникам овладеть нормами речи; приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию звуковой культуры речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС. Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Задачи: 1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники. 2.Развитие ЗКР детей в игровой деятельности. 3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата. 4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях. 5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы по теме; посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций; самоанализ и самооценка НОД в своей группе; Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении. Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | сентябрь | Работа с детьми | Мониторинг уровней развития речи. Проведение НОД и режимных моментов. | Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. | Работа с родителями | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. | Самореализация | Работа с методической литературой. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2000. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Гном и Д, 2000. Методика М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». | Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. Разработать планирование занятий на учебный год по развитию звуковой культуры речи. (все возрастные группы) | Октябрь | Работа с детьми | Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». | Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания. | Работа с родителями | Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-7лет», «Уровень развития речи детей 5-7 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи. | Самореализация | Изучение литературы. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. «К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.»– М.: Просвещение, 1963. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Виноградова Н.Ф. Комплексная программа образования и развития детей 6-7 лет «Предшкольная пора», «Азбука для дошкольников» | Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | Ноябрь | Работа с детьми | Проведение Пальчиковых гимнастик, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» | Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову. | Работа с родителями | Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» | Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях. | Самореализация | Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация учителя-логопеда. Изучение игрового пособия А.И.Макскова, Г.А.Тумакова «Учите, играя» | Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики. | Декабрь | Работа с детьми | Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. | Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. | Работа с родителями | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | Самореализация | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры. | Январь | Работа с детьми | Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». | Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. | Работа с родителями | Родительское собрание «Развитие речи детей 5-7 лет» | Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы. | Самореализация | Подбор игр по развитию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет. | Оформление и проведение игр. | Февраль | Работа с детьми | Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» | Отработка у детей четкой дикции и интонации. Воспитание эмоциональной отзывчивости. | Работа с родителями | Письменные рекомендации для родителей дошкольников 6-7 лет. | | Самореализация | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 5-7 лет. (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | Март | Работа с детьми | Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание: «Кто где живёт», памяти: «Опиши предмет», развитие речи по лексике: «Шаги», по звуковой культуре речи :«Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» | Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания. | Работа с родителями | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. | Самореализация | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | Апрель | Работа с детьми | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. | Формирование правильного звукопроизношения. | Работа с родителями | Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. «Выставка книг» | Самореализация | Семинар-практикум для педагогов «Использование скороговорок и чистоговорок в развитии звуковой культуры речи у детей 5-7 лет». | Распространение педагогического опыта работы по развитию речи. | Май | Работа с детьми | Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. | Подведение итогов, оценка и самооценка детей. | Работа с родителями | Анкетирование родителей | Сбор информации о семейном воспитании детей. | Самореализация | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию ЗКР. | Сбор и обработка данных. |
|