- Дорогие ребята Мне почтальон передал для Вас вот это письмо. Посмотрите от кого же это письмо! (показываю конверт с картинкой Звуковичка).
-Подходите ко мне, прочитаем что же написано в этом письме. «Здравствуйте, ребята. Когда я был у вас в гостях, мне было очень весело и интересно играть с вами в звуки и слова. А теперь я вас приглашаю к себе в гости в страну – Звуколяндию. Только вот случилась у нас беда: звуки из своих домиков убежали и не хотят возвращаться обратно. Приезжайте, помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места, а то не получается так ни одна звуковая игра! Только нужны будут ваши знания о звуках».
-Ну, что, ребята, отправимся в путешествие, поможем звукам? (да)
-Отгадайте загадку, и вы узнаете, на, чем мы отправимся:
-Загадка: «Маленькие домики по рельсам бегут,
мальчиков и девочек домики везут» (Поезд)
-Правильно, я буду вашим паровозиком, а первым вагончиком будет тот, кто первым выделит 1 звук в слове «поезд» – не выкрикиваем, а поднимаем руку.
-Молодец! Вставай сразу за мной, а дальше все остальные.
-Чтобы дружными быть в пути и не растеряться, выделим последний звук в слове поезд. Молодцы! Дружно справились!
-Чтобы время не терять, мы будем ехать и язычок тренировать, повторяйте звуки поезда за мной (ту-ту, чух-чух, шшш).
- У нас на пути «звуковая река», потому что в ней плавают не рыбы, а слова. Чтобы реку нам объехать, надо выполнить задание.
1. «Звуковая река». Для этого вставайте по обе стороны реки. Кто по левую руку – выделяет первый звук в слове (слушаем ответы детей). Кто по правую руку стоит от меня, выделяет последний звук в слове.
-Мы приехали, вот и страна Звуколяндия (слайд). Садитесь за столы, чтобы лучше разглядеть ее.
- Ой, укололась! Посмотрите, какие колючие кусты (слайд) не дают нам в страну войти. И не видно Звуковичка. Нужно сделать правильно разбор слова «кусты» - выделить звуки в слове, и они не будут колючими. Но, чтобы правильно выполнить разбор, давайте вспомним, какие бывают звуки. Поднимаем руку и отвечаем полным предложением (Гласные и согласные)
-Красными квадратиками мы обозначаем, какие звуки? (гласные). Как определить гласный звук? (поется без преград, тянется.)
-Еще, какие бывают звуки? (согласные). Какой звук мы называем согласным? (не поется, есть преграды).
-Согласные звуки, какими бывают? (твердыми – произносятся строго и мягкими - произносим ласково). А вот и Звуковичок. Он услышал нас.
-Чтобы быстро квадратики доставать, нужно пальчики размять!
Приготовим к работе пальчики –
«Белый пух»
Сыплет белый , снежный пух, Плавно опускаем кисти рук сверху вниз
Устилает все вокруг. Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках Показываем на названные вещи,
Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! Щекочем себя и встряхиваемся
Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой, дуем на них
-Отвечаем по поднятой руке: Какой он? (согл., тв., – обозначим синим квадратиком).
-Следующий какой? КУУУСТЫ? (гл. – красный квадратик).
- Выделяем следующий звук КУСССТЫ. (согл., тв., - обозначим синим квадратиком).
- Выделяем следующий звук КУСТТТЫ. (согл., тв.,. -обозначим синим квадратиком).
-Последний какой? КУСТЫЫЫ? (гл. - красный квадратик).
-Сколько гласных? Согласных? Всего звуков?
-Молодцы! Никто не укололся, значит все правильно разобрали.
Упражнение «Роботы».
Ребята, посмотрите на экран. Кто же это? Робот. Робот для нас приготовил картинки. Давайте превратимся в роботов и покажем свое умение делить слова на слоги. У вас на столах желтые полоски – каждая из них обозначает слог. Разделите слово с картинки на слоги и выложите столько полосок – сколько в слове слогов.
Проверьте друг у друга. Кто нашел ошибки? (взаимопроверка в парах). Молодцы!
-Добрались до домиков звуков. Вокруг звуки гуляют, с нами не играют.
А сейчас давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Звуколяндии.
Физкультминутка
«Вот студеною зимой» (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают) Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) Скачет по полю лиса. ( Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И в страну Звуколяндию мы вернемся. (Дети садятся за столы)
Педагог: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Следующее задание.
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев) И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Физминутка Зима
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
-Дети, не будем забывать, нам надо звуки выручать! Звуковичок говорит, что они просят, чтобы мы поиграли с ними в прятки, и тогда они побегут в свои дома.
А давайте сыграем в игру «Где спрятался звук». Встаем в круг на ковре. Кому я мячик кидаю, тот место нужного звука в слове называет, а другие проверяют (в начале слова, в середине или в конце).
-Молодцы! Посмотрите, справились с заданием и звуки ушли в домики.
Подведение итогов деятельности
- Звуковичок благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть все звуки по домикам.
-Дети, а почему звуки согласились идти домой? (потому что мы все задания выполнили).
-Да, вы справились со всеми заданиями и трудностями на пути. За старанье, за труды вам награды всем даны – сладкие подарки от Звуковичка - конфеты! - А теперь вставайте все за мной паровозиком, отправляемся в группу!