Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей 4 5 лет (звук Щ, закрепление звука Ч)»
Конспект занятия по звуковой культуре речи
для детей 4‑5 лет (звук Щ, закрепление звука Ч)
Цель: Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- уточнить правильное произношение звуков Ч и Щ;
- учить детей подбирать картинки‑слова на заданный звук;
- совершенствовать мелодико‑интонационную сторону речи, речевое дыхание;
- воспитывать интерес к звучанию слова.
Ход занятия:
(Дети с воспитателем «паровозиком» въезжают в группу под минус фонограммы «Мы едем‑едем‑едем», приговаривая «Чух‑чух‑чух», садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, на чем мы приехали? Дети: На поезде.
Воспитатель: Чудесная песенка у паровоза «Ч‑ч». Сегодня мы будем учиться красиво и четко произносить звуки Ч и Щ.
Воспитатель(обращает внимание детей на иллюстрацию с поездом):Настанции вышли девочки. Вспомним про них веселое стихотворение:
Ребенок(рассказывает стихотворение):
«Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки
Все под прибауточки: Чок‑чок‑каблучок, Чуки‑чуки‑чок‑чок»
Воспитатель: О ком это веселое стихотворение? Как зовут девочек? Сколько их было? Как стучали каблучками девочки? Вы заметили, какой звук в этом стихотворении слышится очень часто? (звук Ч)
Воспитатель: Да, во многих словах живет песенка паровоза: «Ч‑ч‑ч».
Зарядка для язычка поможет нам четко произносить этот звук.
Дети(проделывают упражнения с воспитателем по 4 раза; воспитатель по ходу по мере необходимости проговаривает положение артикуляционного аппарата):
«Окошечко»: широко открыть рот, сделав «рупор»; расслабленный язык придвинуть к зубам.
«Чистим зубки»: открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней нижних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Грибочек»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав кончик языка к нёбу, широко открыть рот. Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Фокус»: улыбнуться, приоткрыть рот, обнять верхнюю губу широким языком. Затем по желобку плавно подуть вверх, на нос. На счет «раз» поднять, на счет «два» опустить (рот не закрывать).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Будь внимательным».Впоезде девочки везут с собой только те предметы, в названии которых есть этот звук. Вы узнаете, что они везут, если услышите в слове звук Ч. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если узнаете песенку паровоза, звук Ч – сразу хлопните в ладоши: сумка, чемодан, книга, платочек, чайник, бант, чашка, дудочка, альбом, кисти, вазочка, мяч, кукла, значок, калач, духи, печенье, обруч.
Воспитатель: Ребята, когда Анюточки вышли из поезда, услышали, как около поезда дворник работал метлой.Послушайте как: «Щ‑щ‑щ». Давайте язычок научим произносить этот звук?
Воспитатель: Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Дети: Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, и будет всем понятно!
Воспитатель(обращает внимание детей на алгоритм артикуляции изолированного звука, использует элементы биоэнергопластики):
а) в каком положении находятся губы (округлены, выдвинуты вперед рупором)
б) в каком положении находятся зубки (не сжаты, приближены)
в) что делает язычок (спинка его поднимается вверх, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам)
г) какая воздушная струя: пробуем на ручке (воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый)
Получается мягкий, шумный звук Щ. Давайте произнесем его вместе. Как у тебя, Милана, получается? Как у тебя?
Воспитатель: А теперь послушаем, как мальчики произнесут этот звук. Молодцы, звук получился мягкий, нежный. А у девочек получится так? Даша, как ты скажешь? Попробуй, Соня. А теперь еще раз вместе. Молодцы, ребята, вы старались, и у вас получился красивый звук.
Воспитатель: А сейчас поиграем с подружками в игру «Эхо». Будьте внимательны и повторяйте всё за мной правильно, выделяйте звук Щ (дети повторяют за воспитателем медленно: хором, затем по подгруппам и индивидуально):
(я бросаю звуковые комочки, а вы верните): Ща, Ще, Щи, Щу, Щё
Ща-ща – дождь идет – я без плаща. Ще-ще – нет дождя, а я в плаще.
Щи-щи – пояс для плаща ищи. Щу-щу – я и шапочку ищу.
Щё‑щё – я в сапожках ещё.
Воспитатель: Ребята, давайте девочкам преподнесем в подарок что‑либо. В этот ящичек предлагаю поместить те предметы‑картинки, в которых есть звук Щ.
Дети(рассматривают картинки на столе, помещают в ящичек выбранные картинки, произносят предложение с выбранным словом, четко проговаривая): щавель, щука, щи, борщ, щётка, плащ, щипцы, овощи, щепки, щенок, прищепки, лещ, щеколда; платье, телефон, кастрюля, стол, лампа, сандалии, тарелка, вилка, бант, краски, бусы, книга (Например: Я дарю… Я даю…. Я хочу подарить…)
Воспитатель: Этот ящичек с подарками мы дарим девочкам.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто едет в следующем вагоне:
«Глазищи, усищи, хвостищи, когтищи, а моется всех чище. Кто это?» (Кот)
Воспитатель: Он любит про себя загадки. Давайте порадуем кота – выучим загадку (детиповторяют за воспитателем загадку).
Воспитатель: Ребята, переменчивая весенняя погода начала портиться. Девочкам Анюточкам и нам и нужно поспешить в поезд, чтобы продолжить путешествие. Давайте им об этом скажем:
«Над рекою тучи гуще, дождик хлещет пуще, пуще.
Даже щуки и лещи ищут шляпы и плащи»
Воспитатель: Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? Что вам больше понравилось? Было ли вам трудно? В чем?
Воспитатель: Рассаживайтесь по вагончикам и в путь (дети едут дальше под фонограмму «Мы едем, едем, едем»)