Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти у младших школьников»
Поурочный план
Тема: Звук и буква А.
Цели. 1. уточнить артикуляцию звука А, развивать подвижность и переключаемость движений губ, 2. учить слышать и выделять звук А среди других звуков, в начале слова.
коррекция мышления на основе отгадывания загадок.
обогащение предметного словаря.
Оборудование: картинки на звук А, символ звука А, решётка и красные кружки большие и маленькие, буква А разборная.
Ход занятия.
I Орг. момент. Речёвка. «Раз, два – выше голова, три – четыре – руки шире, пять – шесть – тихо сесть».
картинки на звук О, «Волшебная ниточка», фишки или палочки.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка из 1 занятия. Назвать гласный звук и сесть.
II Актуализация знаний. ( Работа учеников на занятии поощряется фишками).
- На какой звук губы трубочкой?
- На какой звук рот широко открыт?
1. Повторение артикуляционной гимнастики по картинкам. Упрвввваааажнения на переключение движений арт.аппарата: «Блинчик-иголочка», «Качели», «Часики», «Змейка, «Горка».
2. Введение в тему.
- Какое сейчас время года?
- Какой первый звук в слове осень ?
3. Тема. Сегодня мы будем учить звук О и букву О.
4. Артикуляция звука О. сравнение губ с баранкой, овалом. Символ звука – овал. Характеристика звука – гласный, т.к. воздух не встречает преграды во рту, звук тянется, поётся. Рисунок у мальчика болят зубы и он стонет «О-о-о!»
III «Услышь звук». Поднять символ- овал на слова со звуком О: мох, суп, окна, автобус,
сом, Оля, утка, ужин, облако, осень. Фишки даются детям, которые не ошибаются.
Вспомнить слова со звуком О.
IV Физ. минутка. «Ветер дует нам в лицо …»
V Выделение звука в слове, определение места (начало, середина, конец) по линейке с опорой на артикуляцию. Слова из физ.минутки: лицо, деревцо, др. ведро, кино, отдых, остров, опыт, окно, озеро.
Выделение гласного из середины слова, выкладывание символа на линейку: мак, дом, суп, лук, жук, сом, лак, бас, стол, стул, сталь, мост, куст.
VI Игра «4-й лишний» по картинкам: облако, Оля, утка, окна.
VII Выкладывание «Волшебной ниточкой» букв о, а, у.
VIII Игра «Много-один». Выделить последний гласный в словах:
Стёкла-стекло крылья-крыло
Вёдра-ведро перья-перо
Окна-окно звенья-звено
Зёрна-зерно колёса-колесо
IX Подсчёт фишек за все этапы урока, оценка работы каждого ученика. Итог работы подводят дети.
Тема: Звук и буква У.
Цели:
Познакомить с понятием гласные звуки, символом гласных.
Развитие умения выделять звук У в ряду звуков, слогов, слов.
Развитие модулированности голоса, темпа, ритма звучания
I Орг. момент. Речевка: «1,2,3,4,5 – мы хлопаем руками, 1,2,3,4,5 – мы топаем ногами, 1.2,3,4,5 – хватит отвлекаться, 1,2,3,4,5 – садимся заниматься».
II Актуализация знаний. Беседа:
- Какой звук мы учили на прошлом занятии?
- Какие органы речи работают?
- Если звук состоит только из голоса, какой это звук?
«Испорченный телевизор». Первый звук диктор не произносит, догадайтесь, какой это звук, скажите все слово.
?рбуз, птека, втобус, збука, стра, фрика.
III Введение в тему.
Рассмотреть картинку «Лес» - слышится звук «у-у-у».
- Кто это воет в лесу?
Появляется картинка «Волк». Покажите, как воет волк: У________ длительно, голос низкий. А это маленький волчонок воет, потоньше: У_______. Вот они зашли далеко в лес и их вой плохо слышно (тихое и громкое произнесение).
2. Паровоз дал гудок. Произнесение по образцу в разном ритме: уу’-уу’-уу’ у-ууу’-ууу’ и т.п.
3. Дети объявляют тему урока
IV Рассматривание в зеркало и обговаривание артикуляции звука.
V Соотнесение звука с буквой. Буква выставляется на доске, рассматриваются ее элементы. Задание: собрать рассыпанную букву на партах и выложить буквы из палочек.
VI Физ. минутка: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».
VII Игра «Кто внимательней?». Выделение звука на слух в ряду звуков, в словах (дети показывают символ звука У – маленький красный кружок). Хорошая работа поощряется фишками.
VIII Работа с предметными картинками. Отгадать загадки. Найти картинки отгадки.
Мне не нужны моря,
Люблю пруды и лужи я.
Хорошо плыву не зря,
Громко крякаю: «кря-кря» (утка)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический …. (утюг)
Ползет по дорожке,
Показывает рожки.
На себе свой дом таскает. (улитка)
В школе прозвенел звонок,
Начинается…. (урок).
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка – в реке. (удочка)
Четкое произнесение слов
IX Выкладывание буквы по показу «волшебной ниточкой»
X Итог. Оценка работы по фишкам. Вспомнить слова со звуком У. Построиться.
Тема: звук и буква И.
Цели: 1. упражнять в чётком произнесении звука И в слогах, словах.
2. повторить понятие гласный звук.
3. учить слышать и определять место звука и в слове.
Оборудование: зеркала, символ гласных, звука И – полоска, улыбка, предметные картинки, звуковая полоска (слово), буквы И разборные, «Волшебная ниточка».
Ход занятия.
I Орг. момент. «Улыбнитесь друг другу, назовите части тела, которые я покажу: ноги, руки, уши, локти, ладони, колени, щёки.
II введение в тему.1. Послушайте слова и назовите первый звук. Ира, Инна, Игорь, имя,
ива, ирис, иглы, искры, избы, индия, иней.
2.Рассмотрите картинки, назовите, какой звук повторяется.
3. повторить цепочку из трёх слов: Ира-Инна-Игорь, ива-ирис-иней и т.п. повторяют хором, а потом по одному.
III дети определяют тему занятия. Будем учиться чётко произносить звук И.
Артикуляция звука И. рассмотреть в зеркало, что делают губы, какой это звук.
сравнение с другими гласными.
произношение И. звуковая лесенка. На первой ступеньке лошадка, она ржёт: И-и-и.
на второй ступеньке ослик: и-а, и-а, и-а, а на третьей – мышка пищит высоким и тихим голоском: пи-пи-пи. Проговаривают хором и по одному.
Игра «Отгадай слово». Дети хором тянут: и-, а логопед договаривает слово, потом все повторяют какое получилось слово:
5. «Услышь звук». Поднять символ – полоску (улыбку).
В ряду звуков, в ряду слогов, в словах: тигр, стол, лес мир, гриб, искра, мох,
клюква, чулки, носки.
IV Физминутка. «Один-много» с мячом. Выделять последний звук.
Носок – носки сапог – сапоги тапка – тапки
Чулок – чулки танк – танки замок – замки
Мяч - мячи шнурок – шнурки платок – платки
V Определение места звука И в словах по звуковым полоскам. Фронтально на доске подобрать схему к слову. На партах индивидуально определять по слуху.
VII собрать разрезанную букву И на партах и на доске. Выложить из палочек букву И.
VIII Выкладывание прописной буквы И «Волшебной ниточкой»
IX Работа с родственными словами. Слова похожие, но немного отличаются и все относятся к игре: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрун. Запомнить слова и закончить ими предложения:
Знает наша детвора прятки – лучшая … ( игра).
Всех ребят хотим собрать, в прятки будем мы …(играть).
Наш щенок такой шалун, забияка и …(игрун).
Мой котёнок шаловливый очень ласковый, …(игривый).
У малышки – погремушка очень шумная …(игрушка)
X итог занятия. Дети припоминают слова со звуком И.
Тема: звук и буква ы.
Цели: 1. Учить чётко произносить звук ы в середине и конце слова.
2. Тренировать в образовании множественного числа существительных,
вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.
узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.
введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.
III тема звук ы, буква ы.
произнесение звука ы перед зеркалом. Артикуляция, символ.
- На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.
1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.
2. в слогах: мы-са-ти-вы-ыс-ро-ста-ды-ры-по и т.п.
3. в словах: дом –дым-рог-сын-мир-шары-рот-косы и т.п.
Детям даются фишки за хорошие результаты.
VI «4-й лишний». Картинки: сыр, дым, дом, коты.
VII «Собери букву» разрезанную на части. Нарисуй глазами букву ы прописную. Выкладывание буквы ы «Волшебной ниточкой».
VIII Итог. Какой звук учили? Бывает этот звук в начале слова? Где бывает? Оценка работы детей по фишкам, заработанным за урок. Пароль на выход: вспомнить слова со звуком ы.
Тема: Времена года .
Цель: Уточнение знаний о временах года .
Задачи: 1.Формирование новых знаний об окружающем мире.
Наверное, школьники больше всего любят летние каникулы и я тоже не исключение. Летом всегда хорошая погода, можно много времени гулять на улице, поехать отдыхать на море или в лагерь и очень интересно провести время.
Но осенние каникулы тоже по - своему хороши и познавательны. Если повезет с погодой, то они могут быть очень веселыми и запоминающимися.
В этом году у меня были очень интересные осенние каникулы.
Каникулы с друзьями
Погода была хорошая и это позволило нам с друзьями проводить много времени в парке. Мы играли в футбол, катались на роликах и просто любовались красотой осенних деревьев.
В нашем парке есть озеро, на котором живут дикие утки, летом они вальяжные и сытые, потому что много людей их кормят, а осенью в парке людей меньше и утки проголодались. Мы с друзьями кормили их хлебом. Нам было очень интересно наблюдать за их повадками и жизнью.
Работа в тетради.
Зарисовать времена года.
4.Дать Д/З.
Повторить времена года
5.Итог.
– Что узнали нового? Чему научились?
26.10.16 Михалев Денис
Тема: Однозначные числа.
Цель: формировать прочные знания состава изученных чисел; совершенствовать умения выполнять действия над числами от 0 до 10; содействовать усвоению понятий «однозначные», создать условия для развития мыслительных действий: сравнения, обобщения, умения логически рассуждать.
ХОДУРОКА
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
1, 2,3,4,5,6,7,8,9…
9,8,7,6,5,4,3,2,1
- Назовите «соседей» числа 4, 7, 9.
4+2, 3+3, 7-2, 6-1
2.Задачи – шутки.
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? ( 7)
На полянке у дубка
Ёж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашёл ещё 1
- Ну-ка, кто считать готов, ско-ко ёж нашёл грибов? (3)
– Дети, все ли грибы можно собирать?
3. Работа над новой темой
1, 2,3,4,5,6,7,8,9…-Натуральные числа
- Сколько цифр используется для записи цифр: 1,2,…..?
Числа от 1 до 9 называются однозначными
4. Закрепление
1.Работа в тетрадях
3,8, 4, 9,1, 7,2,5,6
Подчеркните однозначные цифры одной чертой
2. Решение задачи
У Кати - 5 леденцов
У Даны - ? на 3 больше
3. Сравните выражения
7 – 3 и 5 7 – 4 и 9 4 + 5 и 8 + 2
3 + 3 и 5 – 1
4. Графический диктант.
Три клетки вправо; одну вниз; одну влево; две вниз; одну влево; две вверх; одну влево; одну вверх.
5. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите однозначные числа?
Тема: Единицы.
Цель урока:
Формировать умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
Задачи урока:
1Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
2.Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать взаимоуважение, умение работать в команде.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в космос.
- Кто был первым человеком, побывавшем в космосе? Юрий Гагарин - первый космонавт. Многие из вас мечтают стать настоящими космонавтами, полететь на Луну, Марс и другие планеты. К такому полёту нужно серьёзно готовиться, многое узнать, а начать можно сейчас.
- На чём мы полетим? Конечно же, на ракете. Попробуем повторить полёт Ю. Гагарина вокруг Земли. Итак, мы начинаем!
1. Актуализация опорных знаний о нумерации двузначных чисел
1) Десятичный состав двузначных чисел.
У учителя на доске 58, 72, 34, 76, 71+1, 37+1,
56, 74-2,77-1.
2) Подумай!
В чем сходство и различие чисел 81 и 18, 58 и 85?
2. Изучение нового материала.
- Мы продолжаем полёт.
- Прочитайте число, которое больше 54, но меньше 62.
- Учитель накладывает карточки с числами 50 и 8 таким образом,
чтобы дети увидели число 58.
- Что обозначает в записи числа 58 цифра 5? В данном числе 5 десятков или 50 единиц и 8 отдельных единиц. Значит, 58 – это 50 и 8. Учитель иллюстрирует свои слова карточками.
Физкультминутка
- Для того чтобы стать космонавтом, надо не только много знать, но и быть сильным, выносливым. А для этого нужно делать зарядку.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
Усвоение нового материала.
Десятки
Единицы
3
5
4
6
2
1
1
4
3 дес.+5 ед.=35 ед. 30+5=35
4 дес.+ 6 ед.=46 ед. 40+6=46
2 дес.+ 1 ед.=21 ед. 20+1=21
1 дес.+ 4 ед.=14 ед. 10+4=14
Назови и запиши числа, изображенные в таблице, представь их в виде суммы десятков и единиц
4.Повторение пройденного материала
-Игра «Помоги космонавту»
С.73 № 8.Найдите недостающую фигуру
На борту обязательно надо вести журнал
Я предлагаю начать подготовку к полёту и приобрести ручки и блокноты
5.Закрепление
- Вот и закончилось наше небольшое путешествие. Что нового вы узнали? На какие вопросы получили ответы? Какие новые вопросы появились? Какие моменты на уроке вас обрадовали, а какие огорчили? Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «двузначное число».
6.Рефлексия
В тетради на полях нарисуйте кружок и раскрасьте его
-зелёным цветом, если всё понятно;
- жёлтым цветом, если в основном всё понятно, но есть какие- то вопросы;
- красным цветом, если тему не понял совсем.
7. Итог урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание
Написать единицы
Тема: Решение примеров на сложение
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток; развивать навыки счета; умение решать составные задачи; внимание, наблюдательность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 · 1 · 1 · 1 · 1 · 1
11 · · 11 · · 11
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
– Проверьте цепочку. Если есть ошибки, исправьте их.
Ошибки: на четвертом шаге (звене) цепочки вместо значения «5» должно быть значение «6»; на девятом шаге (звене) вместо значения «1» должно быть значение «0».
2.Задание 2 (с. 58 учебника, часть 2).
Выполняя задание, учащиеся повторяют термины «слагаемое», «сумма»; взаимосвязь слагаемых и суммы, а также состав числа 10.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
На наборное полотно выставляются, например, 7 кругов.
– Сколько кругов не хватает до 10? (Три.)
Затем выставляются, например, 6 треугольников.
– Сколько треугольников не хватает до 10? (Четыре.)
Далее учащиеся дополняют до 10 числа: 5, 3, 8, 9.
2. Знакомство с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
– Рассмотрите внимательно рисунок.
– Сколько синих кружков? (Девять.)
– Сколько к ним добавили красных кружков? (Четыре.)
– Как записать с помощью числового выражения то, что к девяти синим кружкам добавили четыре красных? (9 + 4.)
– Можем ли мы решить данное выражение?
– Как бы вы предложили выполнить решение?
Возможно, в процессе обсуждения ученики сами придут к выводу о том, что сначала к девяти нужно прибавить один, чтобы получилось десять, а затем к десяти – еще три. Если дети не смогут самостоятельно сформулировать верный вывод, учитель должен помочь им следующим образом:
– Дополните число 9 до 10. (Нужно прибавить один.)
– Возьмем один красный кружок и переложим к синим.
– Сколько стало кружков в верхнем ряду? (Десять.)
– Сколько осталось кружков в нижнем ряду? (Три.)
– Сколько получится, если к десяти прибавить три? (Тринадцать.)
В процессе выполнения этих действий на доске появляется з а п и с ь:
Аналогично разбираются выражения в задании 1
V. Решение выражений.
Учащиеся выполняют устно (с подробным объяснением) и задание «Какой знак арифметического действия пропущен?» . (Последнее задание лучше написать на доске.)
Выполняя задание «Какой знак пропущен?», ученики, рассуждая, обосновывают правильность выбранного ими знака.
Например: 9 * 1 8.
Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то неравенство будет неверным.
VI. Работа над развитием внимания, наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключениеурока выполняется задание на смекалку
Решение: на 1-м рисунке нужно вставить картинку 2 (зеленую машину), на 2-м рисунке – картинку 3 (зеленый треугольник).
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Чем?
– Какое задание вызвало у вас затруднения?
– Что бы вы изменили в уроке?
Тема: Решение задач
Цель: 1)закрепить умения решать простые и составные задачи
Урок посвятим решению задач. Решая задачи о много можно узнать. Задача учит нас рассуждать, анализировать, наблюдать, вычислять.
2. Устный счет: 1) Игра «Молчанка»
2)ряд чисел: 72,80,96,88,128,144,112.
18 14 Поставь в порядке возрастания, дай
\ / характеристику ряду;
16 - 8* -10 Можно разделить на группы:
/ \ Двузначное: 72,80,88,96 каждое число больше
11 9 другого на 8;
Трехзначное: 112,128,144 больше на16, в сотнях стоит 1, десятки увеличиваются в 2раза
3. Работа над темой:
1) разбор задачи №1.
О чем говорится в задаче? Что нам известно? Что надо найти? Чему равна масса 3 л бензина? (2072гр) Во сколько раз увеличилась емкость бензина? (в 4раза) Во сколько раз увеличится масса? (в 4раза) Разбор по чертежам задачи.
Разбор записанного решения в учебнике.
2)задача №5.
О чем говорится в задаче? За сколько, дней сделал 56 подвесок? (14 дней). Что надо найти? Прежде чем ответить на главный вопрос, что надо найти? (за 1 день).
За 14 дней-56 подвесок 1)56:14=4(п)-за 1день
За ? дней-28 подвесок 2)28:4=7(дней)
Ответ: 7дней понадобится
3) задача №6. о чем говорится в задаче? Что надо найти? Сколько чашек составляет проданная часть чая? Как находим остаток?
Решения: 1)1206*3=3618(чашек)-всего
2)3618-1206=2412(чашек)-осталось
Ответ: 2412 чашек осталось продать.
4. Решение уравнений: Что можно сказать об этих уравнениях? (сложные) как решаем? (преобразовываем в простые)