kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одаренными детьми для начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Необходимо учитывать и мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка: повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, использованием метода проектов, а так же расширением предметного содержания деятельности.

Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Введение часа факультативного занятия с одарёнными детьми даёт возможность им проявить свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации к самосовершенствованию.

Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среде. Поэтому со второго класса предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей, имеющих способности и интерес к математике.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми послужили мотивом создания данной программы « Искорки» для работы с детьми в начальной школе.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

Цель. Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Задачи:

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению, поиску.
  • Развивать внимание, память, воображение.

Ценностные приоритеты.

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах.

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

План реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Класс

Год

Реализуемый компонент

1 класс

2011–2012

Выявление математической одарённости

2 класс

2012–2013

Начальные элементы развития логической грамотности.

3 класс

2013–2014

Совершенствование логической грамотности.

4 класс

2014–2015

Решение сложных комбинаторных и нестандартных задач.

Содержание программы

1 класс.

  1. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
  2. Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
  3. Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
  4. Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».

2 класс.

  1. Задания с лишними и недостающими данными.
  2. Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
  3. Комбинаторные задачи.
  4. Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина.

3 класс.

  1. Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
  2. Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
  3. Построение простейших умозаключений.
  4. Комбинаторные задачи.
  5. Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.

4 класс.

  1. Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
  2. Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
  3. Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
  4. Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
  5. Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
  6. Математические игры.
  7. Комбинаторные задачи.

В 3 классе есть 1 отличник- Румянцев Роберт, 6 хорошистов- Данилова В, Игнатьев Б, Капустина Д, Николаев Т, Павлов Р. Пахомов В.

Все учащиеся посещают кружок вокала, хомуса, активно участвуют во всех проводимых мероприятиях школы, улуса, республики. Румянцев Р, Капустина Д, Николаев Т. посещают кружок « Будущее республики», в итоге участвовали НПК « Виноградовские чтения» и заняли призовые места. Капустина Катя посещала кружок « Волшебные пальчики» и принимала участие в конкурсах улусного и республ. масштаба и неоднократно занимала призовые места.

Из этих учеников, на мой взгляд, интеллектуально и по логическому мышлению хорошо развит Румянцев Роберт. Активно участвует во всех интеллектуальных играх школы, улуса, в олимпиадах и НПК.

В дальнейшем хорошо было бы провести индивидуальные работы с этими детьми, усилить работу по проектной деятельности.  

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми для начальных классов »

Работа с одаренными детьми.

В 3 классе есть 1 отличник- Румянцев Роберт, 6 хорошистов- Данилова В, Игнатьев Б, Капустина Д, Николаев Т, Павлов Р. Пахомов В.

Все учащиеся посещают кружок вокала, хомуса , активно участвуют во всех проводимых мероприятиях школы, улуса, республики. Румянцев Р, Капустина Д, Николаев Т. посещают кружок « Будущее республики», в итоге участвовали НПК « Виноградовские чтения» и заняли призовые места. Капустина Катя посещала кружок « Волшебные пальчики» и принимала участие в конкурсах улусного и республ. масштаба и неоднократно занимала призовые места.

Из этих учеников , на мой взгляд, интеллектуально и по логическому мышлению хорошо развит Румянцев Роберт. Активно участвует во всех интеллектуальных играх школы, улуса, в олимпиадах и НПК.

В дальнейшем хорошо было бы провести индивидуальные работы с этими детьми, усилить работу по проектной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Работа с одаренными детьми для начальных классов

Автор: Гурьева Евдокия Павловна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
    ["seo_title"] => string(112) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-raboty-s-odariennymi-diet-mi-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227368"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693908"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. "
    ["seo_title"] => string(114) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-raboty-s-odariennymi-diet-mi-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "227375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440694466"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Отчёт по теме самообразования "Работа с одарёнными детьми в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(84) "otchiot-po-tiemie-samoobrazovaniia-rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "186632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426397294"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства