kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над трудными словами в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     Работа над трудными словами в начальных классах.

Плотникова Л.Н.

Учитель начальных классов

Аршалынская средняя школа № 1

         Как учителю организовать повседневную  практическую работу над трудными словами в начальных классах? На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах , так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока,  для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

         Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

  1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора и т.д.) . Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок. Дети отгадывают ее, объясняют  отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста на слайде.
  2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
  3. На слайде ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
  4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание этой буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
  5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные.  Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На слайде помещаются  однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
  6. С любым  из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

     Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие: 1) упражнения типа грамматического разбора; 2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями; 3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; 4) упражнения по развитию речи детей.

       Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На таких занятиях учитель может показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Вот два примера этимологических справок.

Карандаш. В этом слове тюркское кара является в своем обычном значении – «черный». Даш (таш)  тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «черный камень» - графит. ( По  Л.Успенскому)

Лопата. В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух-большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши».  Большие оттопыренные уши  как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими  ушами зовут лопоухой. (По Л.Успенскому)

        Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Материалы классной и внеклассной работы с трудными словами учитель и учащиеся могут представить на стенде «В мире слов». Такой стенд включает следующие рубрики: 1. Значение слова. Здесь дается толкование слова или картинка, иллюстрирующая его значение. 2. Однокоренные слова. 3. Присматривайся к слову! В этой рубрике даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом. 4. Произноси слова правильно! В данном разделе приводятся нормы правильного произношения изучаемых слов: шоссе (сэ). 5. Когда так говорят? 6. Конверты –кармашки для загадок, пословиц, считалок в содержании которых функционирует изучаемое слово. Под стендом располагаются школьные словари русского языка.

Думаю, что этот материал поможет учителю спланировать работу над трудными словами так, чтобы у младших школьников сформировался навык написания слов из словарика, обогатился словарный запас, возник интерес к овладению богатствами родного языка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над трудными словами в начальных классах. »

Работа над трудными словами в начальных классах.

Плотникова Л.Н.

Учитель начальных классов

Аршалынская средняя школа № 1

Как учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах? На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах , так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

  1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора и т.д.) . Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок. Дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста на слайде.

  2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

  3. На слайде ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

  4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание этой буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

  5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На слайде помещаются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.

  6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие: 1) упражнения типа грамматического разбора; 2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями; 3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; 4) упражнения по развитию речи детей.

Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На таких занятиях учитель может показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Вот два примера этимологических справок.

Карандаш. В этом слове тюркское кара является в своем обычном значении – «черный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «черный камень» - графит. ( По Л.Успенскому)

Лопата. В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух-большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой. (По Л.Успенскому)

Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Материалы классной и внеклассной работы с трудными словами учитель и учащиеся могут представить на стенде «В мире слов». Такой стенд включает следующие рубрики: 1. Значение слова. Здесь дается толкование слова или картинка, иллюстрирующая его значение. 2. Однокоренные слова. 3. Присматривайся к слову! В этой рубрике даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом. 4. Произноси слова правильно! В данном разделе приводятся нормы правильного произношения изучаемых слов: шоссе (сэ). 5. Когда так говорят? 6. Конверты –кармашки для загадок, пословиц, считалок в содержании которых функционирует изучаемое слово. Под стендом располагаются школьные словари русского языка.

Думаю, что этот материал поможет учителю спланировать работу над трудными словами так, чтобы у младших школьников сформировался навык написания слов из словарика, обогатился словарный запас, возник интерес к овладению богатствами родного языка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Работа над трудными словами в начальных классах.

Автор: Плотникова Лариса Николаевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Комплексная работа над словарным словом "берёза" "
    ["seo_title"] => string(50) "komplieksnaia-rabota-nad-slovarnym-slovom-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "175236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424253020"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "работа со словарными словами в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-so-slovarnymi-slovami-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430839799"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства