Как учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах? На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах , так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора и т.д.) . Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок. Дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста на слайде.
Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
На слайде ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание этой буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На слайде помещаются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие: 1) упражнения типа грамматического разбора; 2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями; 3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; 4) упражнения по развитию речи детей.
Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На таких занятиях учитель может показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Вот два примера этимологических справок.
Карандаш. В этом слове тюркское кара является в своем обычном значении – «черный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «черный камень» - графит. ( По Л.Успенскому)
Лопата. В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух-большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой. (По Л.Успенскому)
Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Материалы классной и внеклассной работы с трудными словами учитель и учащиеся могут представить на стенде «В мире слов». Такой стенд включает следующие рубрики: 1. Значение слова. Здесь дается толкование слова или картинка, иллюстрирующая его значение. 2. Однокоренные слова. 3. Присматривайся к слову! В этой рубрике даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом. 4. Произноси слова правильно! В данном разделе приводятся нормы правильного произношения изучаемых слов: шоссе (сэ). 5. Когда так говорят? 6. Конверты –кармашки для загадок, пословиц, считалок в содержании которых функционирует изучаемое слово. Под стендом располагаются школьные словари русского языка.
Думаю, что этот материал поможет учителю спланировать работу над трудными словами так, чтобы у младших школьников сформировался навык написания слов из словарика, обогатился словарный запас, возник интерес к овладению богатствами родного языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над трудными словами в начальных классах. »
Работа над трудными словами в начальных классах.
Плотникова Л.Н.
Учитель начальных классов
Аршалынская средняя школа № 1
Как учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах? На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах , так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора и т.д.) . Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок. Дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста на слайде.
Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
На слайде ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание этой буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На слайде помещаются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие: 1) упражнения типа грамматического разбора; 2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями; 3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; 4) упражнения по развитию речи детей.
Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Они могут быть посвящены, например, таким темам, как «Слова-пришельцы», «Слова- названия растений леса и огорода» и др. На таких занятиях учитель может показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Вот два примера этимологических справок.
Карандаш. В этом слове тюркское кара является в своем обычном значении – «черный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «черный камень» - графит. ( По Л.Успенскому)
Лопата. В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух-большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой. (По Л.Успенскому)
Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Материалы классной и внеклассной работы с трудными словами учитель и учащиеся могут представить на стенде «В мире слов». Такой стенд включает следующие рубрики: 1. Значение слова. Здесь дается толкование слова или картинка, иллюстрирующая его значение. 2. Однокоренные слова. 3. Присматривайся к слову! В этой рубрике даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом. 4. Произноси слова правильно! В данном разделе приводятся нормы правильного произношения изучаемых слов: шоссе (сэ). 5. Когда так говорят? 6. Конверты –кармашки для загадок, пословиц, считалок в содержании которых функционирует изучаемое слово. Под стендом располагаются школьные словари русского языка.
Думаю, что этот материал поможет учителю спланировать работу над трудными словами так, чтобы у младших школьников сформировался навык написания слов из словарика, обогатился словарный запас, возник интерес к овладению богатствами родного языка.