kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по внеурочной деятельности для начальной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«земля наш дом 3 кл»

  1. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе методической литературы, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-14.

. Программа  составлена:

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (для 1-4 классов);

- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013г. №1062 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;

- в соответствии с примерным учебным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования администрации Зейского района от 23.08.2012 г. №177-Д).


Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.



Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.

  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.

  2. Развивать индивидуальные способности детей.

  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.

  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.

  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.

  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на учащихся 3- 4 классов. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
















  1. Тематический план программы




часы



Разделы

Темы занятий


Количество часов


Теория

Практика

Тайны за горизонтом

*Кто открыл Австралию?

*Существует ли жизнь в Антарктиде?


0,5

0,5


Жили-были динозавры... и не только они

*Голубые лягушки.


* Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?


*Как улитка строит свой панцирь?


0,5


0,5




0,5



0,5


0,5




0,5


Тайны камней

*Разнообразие камней.

*Сады камней, минералов.


*Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера?


0,5




0,5


0,5





0,5



3 ч

Загадки растений

*Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)


*Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.


*Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

0,5





0,5






0,5


0,5





0,5






0,5



Эти удивительные животные


*«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.


*Разумные дельфины.




0,5



0,5

0,5



0,5
















Планета насекомых







*Обладают ли кузнечики слухом?


*Почему комар считается злейшим врагом человека?



*Муравьи и их квартиранты.



*Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?





0,5




0,5



0,5


0,5







0,5




0,5



0,5



0,5


6 ч

Загадки под водой и под землей

*Что такое ракушка-прилипала?

*Как передвигается осьминог?


*Что такое насекомоядные растения?


*Что называют гейзерами?

Почему вода в гейзерах горячая?


*Может ли вода течь в гору?


*Почему некоторые животные выглядят как растения?

0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5



0,5



0,5


0,5


0,5

1 ч

Животные-рекордсмены


*Интересные сведения о животных и их особенностях




1




1




3 ч

Тайны за горизонтом

*Атлантида – сказка или реальность.


*Что такое водопад?

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?


*Что такое семь чудес света?


0,5


0,5



0,5


0,5


0,5


0,5

5 ч

Жили-были динозавры... и не только они

*Что такое ледниковый период?


* Как нашли ископаемого мамонта?


* Что такое меловые отложения?


*Голубые киты - миф или реальность?


*Что такое сухопутный крокодил?


0,5



0,5


0,5


0,5


0,5

0,5



0,5


0,5


0,5


0,5


5 ч

Тайны камней

*Дольмены – что это?


*Откуда взялись статуи на острове Пасха?


*Почему нефрит называют национальным камнем Китая?


*Откуда взялись алмазы?


1



0,5



0,5


0,5

1



0,5



0,5


0,5

35

итого



3.Предполагаемые результаты реализации программы.

Результативность.Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Результаты изучения курса представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.


Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России,

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.


Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

4.Формы контроля.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;

  • Оформленных исследовательских работ;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.





7.Описание материально-технического обеспечения программы.



п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1



2



3




Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.

Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.

Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с





Печатные пособия.

1

Картинки по тематике, определённой примерной программой кружка.

2



Справочная литература


Технические средства обучения.

1


2


3


4



Классная доска

Мультимедийный проектор .

Компьютер.

Экран.

Экранно-звуковые пособия.

1

2



Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

Игры и игрушки.

1

Настольные развивающие игры, викторины.


Оборудование класса.

1

2

3

4






Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский .

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Классная доска











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района



«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора школы по ЗВР Директор МБОУ Бомнакской СОШ

МБОУ Бомнакской СОШ

______________ Е.С.Подолько _______________Т.В. Дедышева

­­­­­­­­­ «___»______________2019г. «___»_____________2019г.










Программа

по внеурочной деятельности

кружка «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»






Класс: 3


Срок реализации: 1 год


Руководитель кружка: учитель начальных классов Черноскутова Е.Д.








2019– 2020 учебный год








Просмотр содержимого документа
«кружок 5кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора школы по ЗВР Директор МБОУ Бомнакской СОШ

МБОУ Бомнакской СОШ

______________ Е.С.Подолько _______________Т.В. Дедышева

­­­­­­­­­ «___»______________2019г. «___»_____________2019г.









Программа

по внеурочной деятельности кружка «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»






Класс 5


Срок реализации: 1 год


Руководитель кружка: учитель начальных классов Черноскутова Е.Д.









2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса обществознания основного общего образования в полном объеме.

Задачи:

  1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам обществознания.

  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897

-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013г. №1062 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;

- в соответствии с примерным учебным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования администрации Зейского района от 23.08.2012 г. №177-Д).

Вклад учебного предмета в общее образование

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Срок реализации Рабочей программы: 2019-2020 учебный год

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Цель «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Ценностные ориентиры :

    • Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

    • Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

    • Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

    • Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей

У ученика будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

различного рода информации для выполнения коллективной• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести

диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.





Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока


Ча

сы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Да

та




предметные

личностные

метапредметные

1-2

Величие многонациональной российской культуры

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.





3-4

Человек – творец и носитель культуры

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.


5-6

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.


7-8

Жизнь ратными подвигами полна

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.


9-10

В труде – красота человека

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.


11-12

«Плод добрых трудов славен»

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.


13-14

Люди труда

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.


15-16

Бережное отношение к природе

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.


17-18

Семья – хранитель духовных ценностей


2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации


19-20

Роль религии в развитии культуры

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.


21-22

Культурное наследие христиан-ской Руси.

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.


23-24

Культура ислама

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.


25-26

Иудаизм и культура

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.


27-28

Культурные традиции буддизма

2

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.


29-30

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.


31-32

Хранить память предков

2

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.


Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.



33-34










Твой духовный мир.

2










Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.






35

Итоговое занятие.

1

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.





Интернет-ресурсы для ученика и учителя



  1. http://easyen.ru/современный учительский портал

  2. http://ifmir.info/budd.htm

  3. http://www.pravoslavie.ru/

  4. http://www.muslim.ru

  5. http://www.buddhism.ru

  6. http://www.feor.ru

  7. http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

  8. http://annaellada.narod.ru/интересные

  9. http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

  10. http://wikikurgan.orbitel.ru

  11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

  12. Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

  13. Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

  14. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

  1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

  2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

  3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

  4. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru





Просмотр содержимого документа
«ментальная арифметика»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе методической литературы, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-14.

Программа  составлена:

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (для 1-4 классов);

- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013г. №1062 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;

- в соответствии с примерным учебным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования администрации Зейского района от 23.08.2012 г. №177-Д).

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся начальных классов навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие метанавыков у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа рассчитана на детей старшей возрастной группы от 8 до 12 лет.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в МБОУ Бомнакской СОШ.

Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Задачи:

• дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на соробане;

• развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление

• обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия;

• развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;

• развивать скорость мышления и скорость обработки информации;

• развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;

• развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая), аудиальная (слуховая), кинетическая (мышечная);

• развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;

• обогащать словарный запас;

• воспитывать уважение к окружающим, доброжелательность;

• формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность проявиться, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. Отрабатывать арифметический навык. Подготовить ум для более серьезной работы. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Решая проблему развития пространственного мышления, в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок направлен на развитие у учащихся образного (пространственного) мышления, повышения скорости мышления, а также использование на практике приемов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Формировать у детей способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Программа кружка также способствует развитию всех видов памяти и повышению концентрации внимания.

Занятия кружка «Ментальная арифметика» (первая ступень) проводятся один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 2 года (3-4 класс) по 35 часа в год.

Состав групп постоянный, количество учащихся 6-8 человек.


Тематический план программы (70 часов, 1 раз в неделю)


Наименование разделов, блоков

Всего часов


1 год

35

1

Введение в курс ментальной арифметики,


4

2

ПРЯМОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

3

Формула «Младшие товарищи»

5

4

Контрольная работа №1.

1

5

Формула «Старшие товарищи» сложение

9

6

Контрольная работа № 2.

1

7

Составная формула «Микс» сложение

4

8

Контрольная работа № 3.

1

9

Формула «Старшие товарищи» вычитание

9

10

Контрольная работа № 4.

1


2 год

35

11

Составная формула «Микс» вычитание

4

12

Контрольная работа № 1.

1

13

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ 50: сложение

6

14

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ 50: вычитание

6

15

Контрольная работа № 2.

1

16

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ 100: сложение

6

17

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ 100: вычитание

6

18

Контрольная работа № 3.

1

19

Отрицательные числа

3

20

Контрольная работа № 4.

1


  1. Общая характеристика программы кружка «Ментальная арифметика» (первая ступень).


Урок содержит в себе множество различных элементов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Чтобы сделать этот процесс интересным мы разработали специальные игры. Их отличие в том, что игровая методика у нас подразумевает то же выполнение упражнений и решение примеров, но в более интересной для детей форме.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с группой и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач дети учатся быть концентрированными на поставленной задаче, не отвлекаться и быстро выполнять упражнения. Дети самостоятельно проверяют свои работы и работы друг друга.


Принципы реализации программы:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- системно-деятельностный подход;

- управляемость образовательным процессом;

Приемы и методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, поощрение

- наглядные: демонстрация

- практические: упражнения, диктанты

- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Содержание программы

Программа состоит из одной ступени: сложение и вычитание чисел. Продолжительность 1 ступени – 2 года для учащихся старшей группы.

Каждый урок содержит:

Упражнение на развитие фотографической памяти – диктант с флеш-картами.

Упражнение на развитие слуховой памяти и концентрации внимания- диктанты

Упражнение для развития скорости мышления – решение примеров на время (система нормативов выстроена таким образом, что времени всегда чуть меньше, чем могут сделать дети)

Упражнения для развития мелкой моторики – фундаментальные упражнения

Упражнение на увеличение объема памяти – диктант на память

Упражнение на развитие образного мышления – ментальный счет

На уроке все эти элементы проходят друг за другом, формируя у детей способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Продолжительность урока составляет 60 минут с учетом перерыва, у детей формируется способность заниматься длительное время, повышается работоспособность. Домашнее задание в этой методике расписано на каждый день, что закладывает у ребенка чувства ответственности и самостоятельности.

Каждый раз, после прохождения новой темы, дети выполняют контрольную работу.


  1. Предполагаемые результаты.


Особенностью методики является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента – соробан. Счет производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой методике приводит к тому, что каждый решенный пример по сути является упражнением для развития межполушарных связей (кинезиология – наука о развитии умственных способностей через движения). После закрепления умений считать при помощи соробана, дети переходят на воображаемый соробан и решают примеры, мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. Это происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ.

Ментальный счет, по данной Программе, идет согласно четкому плану, начиная с первого урока. Помимо новой темы на соробане, на каждом уроке дети решают запланированную тему ментально. При этом и в домашнем задании предусмотрены упражнения для закрепления ментального счета по этой теме. То есть работа по развитию ментального счета ведется систематически, что делает этот процесс наиболее легким для усвоения.

Обязательным элементом урока – являются диктанты. Это упражнения на развитие слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления. Для того чтобы обучающиеся и дома тренировались в методику включены аудио- диктанты – записи этих упражнений, которые дети регулярно выполняют дома. И среди них есть один уникальный диктант, которого нет больше нигде (диктант на память). Он направлен на увеличение объема памяти и способность удерживать в голове как можно дольше полученную информацию. Кроме этого, в нашей методике сделан акцент на развитии фотографической памяти. В процессе решения примеров дети запоминают не одно число. А ряд чисел с их знаками.

На уроках и дома ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными. Также, для увеличения скорости вычислений, выполняются специальные примеры - упражнения на тренажере.

Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через установку нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления примеров постепенно в комфортных для детей условиях.

Таким образом, в результате выполнения всех выше перечисленных элементов каждый урок имеет свой цифровой эквивалент – показатели успеваемости детей, по которым делаются выводы о том, на каком элементе урока у ребенка возникают трудности и как их можно устранить, на чем сделать акцент при работе дома.

Результаты работы:

- развитие умений быстрого устного счета (любые примеры на сложение и вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел соробане, уметь считать ментально однозначные и двузначные числа в 5 действий);

- понимание сути арифметических действий;

- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других;

- синхронизация обоих полушарий;

- совершенствование мышления;

- развитие мелкой моторики.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

• будут легко справляться с решением примеров;

• увеличат скорость и качество запоминания текстов;

• научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;

• научатся мыслить быстрее.

У учащихся будут сформированы:

- новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;

- мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

- положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;

- обучающийся научится управлять своим вниманием.

Важной частью методики является работа с родителями, так как Ментальная Арифметика является партнерской программой и, в случае, когда родители вовлечены в процесс обучения результаты детей значительно выше.


Методические рекомендации


Смена различных видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками.

Использование игр, упражнений, активизирующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации.

Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.

При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.

Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал.


Описание материально-технического обеспечения


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Книгопечатная продукция


Учебник «Ментальная арифметика» Ступень 1. Для старшей группы. Изд.: Международная Ассоциация Ментальной Арифметики (International Association of Mental Arithmetic)

Сборник диктантов. Изд.: Международная Ассоциация Ментальной Арифметики (International Association of Mental Arithmetic)


4



1


2.

Печатные пособия


Демонстрационный материал: флэш-карты,

таблицы

100

5

3.

Технические средства обучения



Экспозиционный экран

Компьютер

Счеты соробан

1

1

8


4.

Экранно-звуковые пособия


Вэб-тренажер

1

5.

Демонстрационные пособия


Демонстрационные счеты соробан

1





Тематический план программы (70 часов, 1 раз в неделю)


Наименование разделов, блоков


Дата

Всего часов


1 год




1

Введение в курс ментальной арифметики






4

2

ПРЯМОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ



3

Формула «Младшие товарищи»




5

4

Контрольная работа №1.




1

5

Формула «Старшие товарищи» сложение




9

6

Контрольная работа № 2.




1

7

Составная формула «Микс» сложение




4

8

Контрольная работа № 3.




1

9

Формула «Старшие товарищи» вычитание




9

10

Контрольная работа № 4.




1


Итого


35
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района





«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора школы по ЗВР Директор МБОУ Бомнакской СОШ

МБОУ Бомнакской СОШ

______________ Е.С.Подолько _______________Т.В. Дедышева

­­­­­­­­­ «___»______________2019г. «___»_____________2019г.










Программа

по внеурочной деятельности

кружка «Ментальная арифметика»






Класс: 3-4


Срок реализации: 2 года


Руководитель кружка: учитель начальных классов Черноскутова Е.Д.







2019– 2020 учебный год


























Просмотр содержимого документа
«северное разноцветие 3 кл»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013г. №1062 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;

- в соответствии с примерным учебным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования администрации Зейского района от 23.08.2012 г. №177-Д).

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 3-4 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (35 часов). Продолжительность занятия 40 минут.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Данная программа рассчитана на детей 3-4 класса. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудо­вых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления из­делий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

  • Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);

  • Беседы, диалоги;

  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

  • Репродуктивный (воспроизводящий);

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)

  • Индивидуальная работа;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

- Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации;

- выставки творческих работ.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Организация рабочего места.

Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы:

*  Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

* кусачки для отрезания проволоки;

* ножницы для бумаги и ниток;

Учебно-тематический план.

п/п



Название тем, разделов

Количество часов

Дата

всего

теория

практика


Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения.

8 часов




1.

Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-


2.

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

0,5

0,5


3.

Основные способы плетения.

1

0,5

0,5


4.

Способы параллельного и спаренного плетения.

1

0,5

0,5


5.

Способ плетения «коралл»

1

0,5

0,5


6.

Способ плетения «скрутка»

1

0,5

0,5


7.

Способ плетения «низание дугами»

1

0,5

0,5


8.

Способ плетения « низание петлями по кругу»

1

0,5

0,5









Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения.

25 часов




9,10


Плоские фигурки животных. Паучок.

2

1

1


11

Змейка

1

-

1


12

Стрекоза

1

-

1


13,14

Бабочка

2

-

2


15,16

Объемные фигурки животных. Змейка.

2

1

1


17,18

Божья коровка

2

-

2


19,20

Крокодил

2

-

2


21,22

Ящерица

2

-

2


23,24

Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.

2

1

1


25,26

Плетение лепестка по схеме

2

1

1


27

Варианты изменения формы листа.

1

0.5

0.5


28,29

Букет подснежников

2

0.5

1.5


30

Колокольчик

1

0.5

0.5


31,32

Композиции на проволоке

2

1

1


33

Панно из бисера

2

1

1








34

Выставка работ

1





Итого

35 часов






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2.История развития бисероплетения

История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.

3.Основы цветоведения

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

4. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ.

4.1.Основные приемы плетения

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов



4.1. Плоские и объемные фигурки животных

 Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.

Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.

  5 .Цветы из бисера.

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.

6. Зачетные занятия

Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся знают:

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);

- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



  1. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. – М.: «Мартин» ,2007

2.Ликсо Н.Л. . Бисер. – Минск: Харвест,2

3.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2003г.

4.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

5.Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.

6.Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..

7.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района





«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора школы по ЗВР Директор МБОУ Бомнакской СОШ

МБОУ Бомнакской СОШ

______________ Е.С.Подолько _______________Т.В. Дедышева

­­­­­­­­­ «___»______________2019г. «___»_____________2019г.











Программа

по внеурочной деятельности

кружка «Северное разноцветие»






Класс: 3-4


Срок реализации: 1 год


Руководитель кружка: учитель начальных классов Черноскутова Е.Д.







2019– 2020 учебный год
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочие программы по внеурочной деятельности

Автор: Черноскутова Елена Дмитриевна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Рабочая программа   внеурочной деятельности  младших школьников  « Я узнаю Россию». "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-ia-uznaiu-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "223863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438179366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "261840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449216686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства