Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Ориентации содержания всех модулей учебного курса направлена на общую педагогическую цель:
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа, один час в неделю.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
№ п/п | Тема урока | Дидактическая задача урока | Результаты | Основное содержание урока | Домашнее задание | Формы и способы оценки достижения результатов |
личностные | метапредмет ные | предметные | понятия | практическая работа | | |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 | Россия - наша Родина. | Сформировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности. | 1.Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Приведите пример того, как влияет духовного мир человека на его настроение и поведение. 3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир или материальный мир. 4. Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным. 5. Создайте символ для дружной семьи народов России. 6. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны. | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; |
Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов) |
2 | Что такое светская этика. | Способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Культура. Мораль. Этика. Светская этика. | 1. Перечислите, какие моральные качества вам известны. 2.Объясните, что такое светская этика, мораль. 3.Оформите свод моральных правил. 4.Развитие представлений о добре и зле. 5.Создайте собственных моральных правил и этических норм. 6.Прийдите к выводу о том, что право каждого человека придерживаться или нет моральных правил и этических норм. | Создайте семейный свод правил. | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
Рефлексия «Незакончен ное предложе ние» |
3 | Культура и мораль. | Развивать представление о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи. Способствовать развитию готовности слушать собеседника | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Культура. Памятники материальной и духовной культуры. Духовные ценности | 1. Перечислите памятники духовной и материальной культуры. 2. Объясните, что такое культура. 3.Докажите, что культура и мораль отражается на повседневном поведении человека. 4. Определите, как мораль влияет на культуру. 5. Создайте загадки о памятниках духовной и материальной культуры. 6.Отберите примеры отражения культуры в нашем языке(в пословицах и поговорках) | Поговорите со старшими и создайте «Поучение младшему брату или сестре». | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы
Взаимо-контроль |
4 |
Особенности морали. | Способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Особенности морали. Моральные правила. Законодательная база регулирующая моральные нормы. | 1. Расскажите об особенностях морали. 2. Сделайте краткий обзор моральных правил. 3.Представьте информацию о законодательной базе, регулирующей моральные нормы. 4.Сравните равнодушных и не равнодушных. Найдите сходства и различия. 5.Предскажите, каким может быть общество без моральных норм и правил. 6.Проверьте, есть ли государство без моральных норм и правил | Подумайте и обсудите с родителями нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». | Тестирова ние
Словарная работа, обсуждение |
5 | Добро и зло. | Способствовать формированию у детей представления о добре и зле. Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Добро. Зло. | 1.Определите, что такое добро и зло. 2.Объясните, что входит в понятие добра и зла. 3.Решите, какие есть наиболее распространенные проявления зла. 4.Определите, какое отношение эти понятия имеют в жизни. 5.Оформите рисунок (рассказ, стихотворение) на тему «Добро и зло». 6.Придите к выводу о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Расскажите старшим, какие поступки являются по-настоящему добрыми. | Ранжирова ние
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа |
6 | Добро и зло. | Способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других. Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Добро. Зло. | 1.Определите, что такое добро и зло. 2.Объясните, что входит в понятие добра и зла. 3.Решите, какие есть наиболее распространенные проявления зла. 4.Определите, какое отношение эти понятия имеют в жизни. 5.Оформите рисунок (рассказ, стихотворение) на тему «Добро и зло». 6.Придите к выводу о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Расскажите старшим, какие поступки являются по-настоящему добрыми. | Проверочная работа по изученному материалу
Ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа |
7 | Доброде тель и порок. | Способствовать созданию представлений о понятиях «добродетели» и «порок» | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Добродетель порок. Добродетельный человек. | 1. Перечислите, какие добродетели и пороки вы знаете. 2. Опишите добродетельного человека. 3.Проведите презентацию о добродетели. 4. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника. 5. Оформите стеллаж в библиотеке, каждая полка стеллажа должна быть посвящена добродетели. 6. Обсудите с одноклассниками и учителем вопрос о том, кто такой добродетельный и порочный человек. | Прочитайте дома с родителями сказки «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев» назовите добродетельные качества и порочные поступки. | Ранжирова ние
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
8 | Доброде тель и порок. | Формировать понятия «добродетели» и «пороки» | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Какие добродетели выделил Аристотель. | 1. Перечислите свои добродетели. 2. Расскажите о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетели или как порок. 3. Определите значение ключевых слов. 4. Обсудите с родителями вопрос о том, кто такой добродетельный и порочный человек. | Прочитайте дома с родителями сказки «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев» назовите добродетельные качества и порочные поступки | Рефлексия «Незаконченное предложе ние»
Пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 3) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Свобода. Моральный выбор. | 1. Перечислите какой моральный выбор может сделать человек 2. Расскажите о поступках диктующих моральный выбор человека. 3. Определите значение ключевых слов. 4. Обсудите с родителями вопрос о том, что такое свобода и моральный выбор | Прочитайте дома с родителями сказку АС Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. |
10 | Свобода и ответственность | Мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Свобода. Ответственное поведение. | 1. Перечислите какой моральный выбор может сделать человек 2. Расскажите об ответственном поведении 3. Определите значение ключевых слов. 4. Обсудите с родителями вопрос, что значит свобода, ответственное поведение | Прочитайте дома с родителями повесть А. П Гайдара «Тимур и его команда» И. Губарев «Королевство кривых зеркал» | тестирование
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы в паре |
11 | Моральный долг | Мотивировать учащихся на личностный выбор. Формировать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, | осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Долг Моральный долг Моральные нормы Права Моральные обязанности Благодарность | 1.Расскажите, что такое моральный долг человека. В чем особенности морального долга 2.Какие моральные обязанности есть у человека 3. Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным. 4 Перечислите, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. | тестирова ние
Групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. |
12 | Справедли вость. | Познакомить учащихся с понятием «справедливость»с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | 6)формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации | 2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 4)осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила справедливости | 1.Объясните, что такое справедливость. 2. Перечислите, по каким признакам можно судить о справедливости. 3. Приведите примеры из жизни, когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо. 4. Перечислите, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. | Узнайте от родителей о случаях из жизни, когда с ними поступили справедливо/ несправедливо. Вспомните литературные произведения или русские сказки и расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. | ранжирова ние
Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли,
Обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)
карточка с выбором ответа |
13 | Альтруизм и эгоизм | Способствовать формированию умения слушать и вести диалог. Формировать умение высказывать и отстаивать своё мнение | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регуляторов морального поведения развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм | 1. Объясните, что такое альтруизм? 2. Объясните, что такое эгоизм, разумный эгоизм? 3. Покажите различия между эгоизмом и разумным эгоизмом? | Расскажите родителям, что вы узнали на уроке и попробуйте вместе с ними определить, кто в семье альтруист, а кто эгоист | Рефлексия «Незаконченное предложение» Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. |
14 | Дружба | показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей | 1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Отношения между людьми. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Взаимная симпатия и общность интересов | 1.Перечислите, какие отношения могут быть у человека с другими людьми. 2. Объясните, что такое дружба 3. Расскажите, чем дружеские отношения отличаются от других отношений. 4. Создайте рисунок, отражающий дружбу | Приведите примеры пословиц и поговорок о дружбе. Найдите и разучите песенки о дружбе: «Вот что значит настоящий, верный друг», «Когда мои друзья со мной» | Проверочная работа по изученному материалу
Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. |
15 | Что значит быть мораль ным? | Содействовать формированию умения слушать и вести диалог | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку | 2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 4)осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Мораль. Добро. Зло. Моральные нормы | 1. Объясните, что значит быть моральным. 2. Расскажите, что такое добро и зло. 3. Приведите примеры, доказывающие, что этот человек хороший, а этот — плохой. 4. Докажите, что является важнейшей частью морального поведения | Подберите рисунки или иллюстрации, изображающие добродетельные или порочные поступки. Вспомните сказки А.С. Пушкина, в которых главные герои имеют добродетельные качества личности, а кто порочные | Рефлексия «Незаконченное предложение» Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным |
Блок 3. Основы светской этики. Часть 2 (14 часов) |
16 | Род и семья-исток нравственных отношений | Формировать понятие, что семья – основа моральных устоев человека. Уметь объяснять значение слова «семья» | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | 3)формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Знакомство с понятиями рода и семьи Золотое правило нравственности.Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.Понятия рода и семьи. Возникновение родов. Нравственные отношения в роде. Семья как основа моральных устоев человека. | 1.Расскажите как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово? Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода? 2. Сделайте краткий обзор возникновение родов. 3.Объяснить происхождение слова семья. 4.Предскажите, какими могут быть нравственные отношения в роде. 5.Самостоятельная работа учащихся. Задание:Семья как основа моральных устоев человека. Созхдание родовых гербов и родовых древес 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы 7.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. 8.Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника 9.Обсуждение результатов самостоятельной работы 10. Создайте символ для вашей дружной семьи 11. Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес. Обсуждение гербов. | Составить иллюстрации – родового древа и родового герба. Попросите старших рассказать, что они знают интересного, важного о ваших предках. | Иллюстра ция родового дерева
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. |
17 | Нравственный поступок. | раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»; способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки. | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат | 1. Работа с понятием нравственный. Разбор по составу слова нравственный. вы поняли из прочитанного? 2.Беседа на тему: «Назовите слова, однокоренные слову нравственный. От какого слова произошло это понятие?» 3. Обсуждение какой поступок человека можно назвать нравственным? А безнравственным? 4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. 5. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся пять компонентов нравственного поступка. 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы: 7. Работа с иллюстрациями из пособия для учащихся.Рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы. 8. Поиск ответа на вопрос: Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие – поступок»? | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. | Рефлексия
Карточка ч выбором ответа
Обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос |
18 | Золотое правило нравственности. | Способствовать мотивации учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Знакомство с понятием золотое правило нравственности. Формулировка золотого правила нравственности. Применение золотого правила нравственности. | 1.Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Каково прямое и переносное значение этого слова? 2. Работа в группах. Задание: Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть золотое правило нравственности? (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике). 3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. 4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее). 5.Обсуждение результатов самостоятельной работы. Приведите примеры применения золотого правила нравственности 6.Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас. В чем вы были близки к формулировке золотого правила нравственности? Согласны ли вы с ним? | Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности. Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. Мама_______ ____________ Папа_______________________________Брат/сестра)_________________________ Бабушка/дедушка____________________ | Проверочная работа по изученному материалу
Выборочный пересказ текста, поиск информации в группе |
19 | Стыд, вина и извинение | Раскрыть смысл понятий «стыд, вина, извинение» | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Стыд. Вина. Раскаяние. Умение прощать. | 1)Объясните, что такое стыд. 2)Дайте понятие вечным ценностям, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным. 3)Подберите пословицы, отражающие добрые и плохие поступки. | Поговорите со старшими и расскажите, а) какие добрые поступки они совершали. б) было ли им когда-нибудь стыдно за свои поступки; в)приходи лось ли извиняться | Выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
20 | Честь и достоинство | Познакомить учащихся с понятиями «честь», «достоинство» Формировать у учащихся представление о чести и достоинстве | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; | 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Честь. Достоинство. | 1.Расскажите, что такое честь. 2.Объясните, почему о некоторых людях говорят «человек чести». 3.Приведите примеры, кого вы можете назвать «человеком чести». 4.Объясните, что такое достоинство. 5.Приведите примеры, иллюстрирующие достойных людей. | Вместе с родителями попробуйте объяснить смысл пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду». -Перечислите поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов, которые соответствуют понятиям чести и достоинства. -Назовитеспортсменов, защищающих честь нашей страны. | |
21 | Совесть | Показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе; -обратить внимание учащихся на необходимость прислушивать ся к «внутреннему судье», | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника, вести диалог, | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Совесть. Удовлетворённость. Неудовлетворённость. | 1.Объясните, что такое совесть. 2.Расскажите, чем отличается стыд от совести. 3.Докажите на примере, что воля — необходимый инструмент для преодоления препятствий, исполнять задуманное. | Вмест Попробуйте объяс объяснить смыслсмысл пос пословиц
«Бере
« -Перечислите поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов, которые соответствуют понятиям чести и достоинства. -Назовите спортсменов, защищающих честь нашей страны. | |
22 23 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Познакомить с богатырями | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаци | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Богатыри. Правила честного поединка. Верность Честь Былины. | 1.Назовите русских богатырей Древней Руси. 2.Назовите произведения, в которых повествуется о богатырях. 3.Нарисуйте рисунки, изображающих богатырей. 4.Докажите, что стране необходимы богатыри и почему. | Прочитать с родителями былины об Илье Муромце. -Назовите современных богатырей и расскажите о них или же напишите мини-сочинение. | Анкетирова ние
Поиск информации |
24 | Джентльмен и леди | Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации | знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 4)осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Джентльмен, леди, правила этикета, честь, совесть | 1)Объясните, что вы понимаете под понятиями джентльмен и леди. 2) Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника. 3) Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами джентльмен и леди.
| Обсуди с родителями, кого из друзей и знакомых можно назвать джнтльменами, леди? Почему? Есть ли такие люди в твоей семье? | Тест-опрос
Обсуждение, ответы на вопросы, |
25 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни 2) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | 1)Объясните, что вы понимаете под понятиями культура и нравственность. 2) Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника. 3) Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами патриотизм, коллективист.
| Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье? | Ранжирова ние
Обсуждение, ответы на вопросы, |
26 | Этикет | Показать, что праздник – это радостное событие в жизни человека, коллектива, общества; показать, что умение владеть настроением – это выражение уважения к людям; обсудить правила поведения на празднике. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
| Этикет. Образец. Правила этикета | 1)Выпишите из толкового словаря определение понятия этикет. 2)Обсудите с учителем и одноклассниками, знакомые вам правила этикета. 3)Рассмотрите иллюстрации. Прокомментируйте их. | Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | Тестовая работа
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом.задания, выборочное чтение, словарная работа |
27 | Семейные праздники. | Сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | 1)Объясните, как вы понимаете тему урока? 2)Какие семейные праздники вы могли бы назвать? 3)Как вы понимаете понятие историческая память? 4)Прокомментируйте праздники, изображенные на иллюстрациях. 5)Решите, если бы вы получили задание нарисовать свой семейный праздник, что бы вы изобразили.
| Поговорите с родителями на тему «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти». | Тестовая работа |
28 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным 5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | 1)Обоснуйте ,верно ли то ,что жизнь- нравственная ценность. 2)Назовите основные нравственные ценности. 3)Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны? | Расскажите родителям о сегодняшнем уроке. Подготовьте с их помощью рассказ «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | Ранжирова ние
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом.задания, выборочное чтение, словарная работа |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
29 | Любовь и уваже ние к Отечест ву. | Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России? | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ | 1.Что для вас означает быть гражданином своей страны? 2.Что вы понимаете под понятиями государство, гражданин? 3.Обоснуйте, что для вас означает понятие мораль гражданина. | Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом.задания, выборочное чтение, словарная работа |
30 31 32 33 | Творческие работы учащихся | Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; | знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | 1.Обсуждение результатов самостоятельной работы. 2.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. 3.Возможные вопросы к учащимся | Написать сочинение на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль»
| Защита проектов
Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
34 | Фестиваль дружбы. Подведение итогов. | | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | 1. Слушать собеседника и вести диалог; 2. Участие в дискуссии; 3. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров | Начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки. Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль»
| Подведение итогов Анкетирование детей и родителей |