№ | Тема | Кол. час. | Дата | Обязательный минимум Знать Уметь | Термины. Понятия | Педагогический мониторинг | |
«Что такое хорошо…» | |
1 | Урок-викторина .В Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!» Знакомство с учебником. | 1 | | | пользоваться учебником выразительно читать | | | |
2 | Э. Шим «Брат и младшая сестра» | 1 | | членов семьи | читать по ролям | земляника, кузовок | | |
3 | А. Седугин «Молоток» | 1 | | | составлять план и передавать по плану содержание рассказа | электромонтёр, молоток | | |
4-5 | Е. Пермяк «Пичугин мост» | 2 | | вежливые слова | выражать своё отношение к поступкам героя | подвиг, ветла | | |
6 | В. Голявкин «Был не крайний случай» | 1 | | положительные качества | выразительно читать | безударные гласные, случай | | |
7-8 | По И. Дику «Счастливая» ручка» | 2 | | | давать полные правильные ответы на вопросы | «счастливая ручка», дескать | | |
9-12 | По Л. Давыдычёву «Лёлишна из третьего подъезда». (Отрывки из повести). | 4 | | как отвечать, используя слова вопроса | читать правильно, сознательно вслух и про себя | глава семьи, престарелый, характер | | |
13-15 | А. Гайдар «Тимур и его команда» | 3 | | добрые дела | озаглавливать части рассказа | молочница, колодец | | |
16 | В. Осеева «Печенье» | 1 | | | самостоятельно читать ориентироваться в рассказе, | съедобное | Диагностическая проверка техники чтения | |
17 | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо» | 1 | | названия изученных произведений, авторов | участвовать в беседе, отвечать на вопросы | | | |
18 | Р. К. Донской край – мой край. Донской фольклор» | 1 | | что относится к фольклору | | фольклор | | |
«Уж небо осенью дышало» | |
1 | А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» | 1 | | наизусть | улавливать отношение автора к описываемым событиям | «бедный сад», «вянущих рябин», долина | Наизусть | |
2 | По В. Пескову «Осенний лес» | 1 | | | пересказывать, применять приём сравнения | редеющих, набекрень | | |
3 | А. Твардовский «Лес осенью» | 1 | | наизусть | описывать осень, сравнивать | листопад, кленовые листья | Наизусть | |
4 | Народные приметы. Загадки об осени. | 1 | | 3 загадки об осени, названия осенних месяцев | отгадывать предметы по описанию | народные приметы | | |
5 | О. Высотская «Осеннее утро» | 1 | | наизусть | передавать интонацию, сравнивать состояние природы в разное время года | «а рябина осень празднует, бусы красные надев», «дремлющий бор», «тревожная тишина», орешник, озябший | Наизусть | |
6-10 | В. Гаршин «Лягушка путешественница» | 5 | | | выразительно читать, рисовать словесную картинку к рассказу | лакированная спинка | | |
11-12 | И. Крылов «Стрекоза и муравей» | 2 | | наизусть | давать полные ответы на вопросы, читать басню по ролям, передавать интонацию | «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «был готов и стол и дом» | Наизусть | |
13 | Р. К. В. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут» | 1 | | название читаемого рассказа, автора | выделять смысловые части, составлять план с помощью учителя | Донские писатели | | |
14-15 | По Д. Мамину-Сибиряку «Приёмыш» | 2 | | правила составления плана | делить текст на законченные по смыслу части | озеро | | |
16-17 | По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько». | 2 | | | соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию | «спасибо за хлеб, за соль!», дряхлый | Проверка техники чтения | |
18 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | 1 | | наизусть | передавать грустное осеннее настроение | «небо осенью дышало», таинственная сень, караван | Наизусть | |
19-20 | Н. Мишутин «Про лягушку – хохотушку» | 2 | | название читаемого рассказа, автора | составлять план с помощью учителя | хохотушка, «белые мухи», досада, плюхнулась | | |
21 | Обобщающий урок по теме «Уж небо осенью дышало» | 1 | | названия прочитанных произведений, авторов | с помощью наводящих вопросов высказывать своё мнение | | | |
«Народные сказки» | |
1-2 | «Гуси-лебеди». Русская сказка. | 2 | | народности | читать по ролям, рисовать словесную картинку | народная сказка | | |
3-4 | «Чудесный клад». Молдавская сказка. | 2 | | | отвечать на вопросы, рисовать словесную картинку | «чудесный клад» | | |
5-6 | «Росомаха и лисица». Эвенкийская сказка. | 2 | | | соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию | россамаха | | |
7 | «Отчего у зайца уши длинные». Мансийская сказка. | 1 | | | читать по ролям, выделять действующих лиц | родственник | | |
8 | «Лиса и волк». Русская сказка. | 1 | | | читать по ролям, рисовать словесную картинку | ворохнётся | | |
9 | Р. к. Народные сказки Донского края. | 1 | | | слушать сказку, выразительно читать | | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Народные сказки». | 1 | | сказки о животных | отвечать на вопросы, соотносить высказывания с произведениями | | | |
«О труде и трудолюбии» | |
1 | К. Ушинский «Два плуга». | 1 | | отличие рассказа от сказки | сравнивать описание плугов, | плуг | | |
2-4 | «Самое дорогое». Русская сказка. | 3 | | содержание сказки | выборочно читать, отвечать на вопросы, выделять главную мысль | чаща, ивовые прутья | | |
5 | И. Крылов «Трудолюбивый медведь». | 1 | | | улавливать отношение автора к описываемым событиям | «не даётся ремесло», не вдруг», «прибыльно сбывать с рук» | Выразительно читать | |
6-7 | «Айога» Нанайская сказка. | 2 | | характерные особенности сказки | читать по ролям | стойбище | | |
8 | С. Маршак. «Лодыри и кот» | 1 | | Отрывок наизусть | читать по ролям | лодыри | Отрывок наизусть | |
9 | И. Крылов « Лебедь, щука и рак». | 1 | | Басню наизусть | Объяснять выражения | Басня, «на лад их дело не пойдёт», «из кожи лезут вон», «возу всё нет ходу», поклажа, воз | Наизусть | |
10 | А. Тетивкин «Школа» | 1 | | Разные профессии | Выразительно читать | Землемер, электролампа, инженер | | |
11 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны»? | 1 | | | объяснять выражения | | | |
12 | Обобщение по теме «О труде и трудолюбии». | 1 | | | участвовать в беседе, отвечать на вопросы | трудолюбие | | |
«Произведения русских и зарубежных писателей» | |
7 | Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб». | 1 | | отличие сказки от рассказа | выделять главных действующих лиц | блюдо, раскалённый | Проверка техники чтения | |
8 | Р.к. Н. В. Старцева «Как барашки посрамили Бабу Ягу». | 1 | | | выразительно читать | | | |
9 | Обобщение по теме «Произведения русских писателей». | 1 | | 2-3 пословицы о труде, названия нескольких изученных произведений | участвовать в беседе | | | |
«Идёт волшебница зима» | |
1 | И.Никитин «Встреча зимы». | 1 | | наизусть, характерные особенности времён года, | находить слова и выражения, используемые автором для описания природы | полдень, полотно, кудри | Наизусть | |
2 | По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу». | 1 | | названия зимних месяцев | составлять рассказ по вопросам | разбойники | | |
3 | И. Антонов «Сад друзей». | 1 | | названия зимующих птиц | рисовать словесные картины | проблеск | | |
4 | И.Суриков «Детство». | 1 | | наизусть | ориентироваться в прочитанном тексте | кубарем | Наизусть | |
5-7 | Л. Толстой «Филипок». | 3 | | | озаглавливать части, выделяя основную мысль; пересказывать; читать по ролям | крестьянские дети | | |
8-9 | Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 2 | | наизусть | озаглавливать части, пересказывать, объяснять выражения | студёная, хворост | Наизусть | |
10 | Народные приметы, загадки. | 1 | | 1-2 народные приметы, загадки о зиме | определять главную мысль | | | |
11-12 | Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 2 | | | объяснить : для чего нужен снег | маскировка | | |
13 | Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 | | наизусть | использовать выборочное чтение | Мороз-воевода | Наизусть | |
14-16 | Н. Носов «Бенгальские огни» | 3 | | правила пожарной безопасности | использовать выборочное чтение | бенгальские огни, гурьба, фейерверк, | | |
17 | По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» | 1 | | пословицу | объяснять выражения, правильно, осознанно читать | кормушка | | |
18 | Обобщающий урок «Идёт волшебница зима». | 1 | | 1-2 народные приметы | отвечать на вопросы | | | |
«Люби всё живое» | |
1 | По В. Костылёву «Берёза». | 1 | | | располагать пункты плана в нужной последовательности | береговой песок | | |
2-3 | Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». | 2 | | | использовать выборочное чтение при ответе на вопрос | гумно | | |
4-5 | По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака». | 2 | | | делить рассказ на 6 частей, составлять план, пересказывать | наводнение | Проверка техники чтения | |
6 | Р.к. Народные сказки Донского края «Жбан». | 1 | | как правильно построить ответ на заданный вопрос | определять главную мысль, выраженную в рассказе | | | |
7-8 | В. Тарасов «Четвероногий друг». | 2 | | названия времён года | озаглавливать части рассказа, пересказывать, соотносить части текста с иллюстрацией | шоссейная дорога | | |
9-10 | М. Пришвин «Гаечки». | 2 | | | выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы | гайки | | |
11-13 | М. Горький «Воробьишко». | 3 | | | читать по ролям, озаглавливать части сказки, пересказывать, близко к тексту | наличник | | |
14-15 | А. Барков «Пожарник Карл». | 2 | | | использовать выборочное чтение для обоснования ответа на вопрос, пересказывать по плану | птенец, пожарник | | |
16 | По Г. Скребицкому «Медвежонок». | 1 | | | описывать по картинке | избушка, ночлег | | |
17 | Вн.чт. Рассказы о животных. | 1 | | домашних и диких животных | читать «про себя» простой по содержанию текст, пересказывать | животные | | |
18 | Обобщающий урок по теме «Люби всё живое». | 1 | | | отвечать на вопросы, выделять главных действующих лиц, | | | |
«В стране чудес» | |
1 | И. Токмакова «В чудной стране». | 1 | | | словесно рисовать картинки | гармошка | | |
2-4 | По А. Милну «Вини-Пух и все-все-все». | 3 | | | читать по ролям, отвечать на вопросы | Кристофер Робин | | |
5-7 | Л. Толстой «Золотой ключик». | 3 | | | отвечать на вопросы, правильно читать | Буратино, Мальвина | | |
8-9 | Р.к. Народные сказки Донского края «Горе-злосчастное». | 2 | | | правильно читать | | | |
10 | Вн. чт. по теме «В стране чудес». | 1 | | | пересказывать | | | |
11 | Обобщающий урок по теме «В стране чудес». | 1 | | | находить слова, которые использует автор для описания действующих лиц | чудеса | | |
«Весна идёт» | |
1 | Ф. Тютчев «Весенние воды». | 1 | | наизусть | выразительно читать | | Наизусть | |
2 | Народные приметы. | 1 | | | участвовать в беседе | | | |
3 | В. Ситников «Утро». | 1 | | | описывать качества характера героя | плошка | | |
4 | По Л.Толстому «Весна» . | 1 | | пословицу | выразительно читать, пересказывать | ледоход | | |
5 | И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает…» | 1 | | наизусть | выразительно читать | караван, «в ярком золоте день утопает» | Наизусть | |
6-11 | По А. Платонову «Ещё мама». | 6 | | | осознанно читать, отвечать на вопросы | | | |
12 | Н.Саконская «Разговор о маме». | 1 | | | давать полные ответы на поставленные вопросы | «с повинной головою» | | |
13 | Л. Квитко «Бабушкины руки». | 1 | | наизусть | объяснять смысл пословиц, слов | ночник | Наизусть | |
14-15 | По Е. Кононенко «Резеда» | 2 | | | отвечать на вопросы, определять главную мысль рассказа | резеда | | |
16-17 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 | | | осознанно читать, описывать внешний вид деда Мазая | аршин, сажень, зипун | | |
18 | А.Барков «Яшка». | 1 | | | использовать выборочное чтение при ответе на вопрос | дворняга, плетень | | |
19 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | | наизусть | находить слова, которые редко используются в современной речи | гром, гроза | Наизусть | |
20 | В. Орлов «Лесной цветок». | 1 | | | выразительно читать, передавать настроение | подснежник | | |
21 | Н. Сладков «Медведь и солнце». | 1 | | | объяснять выражения, называть признаки наступления весны | уклон | | |
22 | Вн.чт. Рассказы и стихи о весне. | 1 | | 1-2 приметы о весне | давать полные ответы | | | |
23 | Обобщающий урок по теме: «Весна идёт». | 1 | | приметы ранней и поздней весны | объяснять выражения | | Наизусть | |
«Лето наступило» | |
1 | И. Никитин «Вечер ясен и тих…». | 1 | | | выразительно читать | небеса, тростник | | |
2-3 | По К. Паустовскому «Заботливый цветок». | 2 | | | правильно и осознанно читать | кипрей | | |
4 | Р.к. донские поэты – детям. В. К. Жак «Над чем смеёшься». | 1 | | | читать по ролям | | | |
5-6 | Н.Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | | отрывок наизусть | отвечать на вопросы | гурьба, зной, рига, цеп | Наизусть | |
7-11 | По Н. Носову «Огородники». | 5 | | | читать по ролям, отвечать на вопросы | лагерь, бригада | | |
12 | Вн.чт. по произведениям Н. Носова. | 1 | | | участвовать в беседе, пересказывать | | | |
13 | И. Антонов «У речки». | 1 | | | определять характер стихотворения | робко | | |
14 | М. Пришвин «Золотой луг». | 1 | | | выразительно читать, отвечать на вопросы | одуванчики, промысел | | |
15 | Народные приметы. Р. К. Лето на Дону. | 1 | | 1-2 народные приметы, названия весенних цветов | отвечать на вопросы, описывать иллюстрации | | | |
16-17 | В.Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 3 | | | подбирать в тексте выражения, характеризующие героя; сравнивать с другими рассказами | бассейн, троллейбус, баттерфляй | Проверка техники чтения | |
18 | М. Бородинская «Последний день учения». Обобщающий урок по теме: «Лето наступило». | 1 | | 1-2 народные пословицы о весне | высказывать свои наблюдения о весне, объяснять народные пословицы и приметы | | | |
19-20 | Р.к. Знай и люби свой край. А. Ф. Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине». | 2 | | | правильно и осознанно читать | | | |
| Р. К. М. А. Андриасов «Шесть дней» | 2 | | | | | | |
| Р.к А. Н. Скрипов «На просторах дикого поля» | 2 | | | | | | |
| Р.к С. Д. Швецов «На высоком донском берегу» | 2 | | | | | | |
| Р.к В. С. Моложавенко «Голубые родники» | 1 | | | | | | |
| Р.к В. С. Моложавенко «В краю казака чигуши» | 1 | | | | | | |
| Итоговый урок | | | | | | | |